Тема 15. Нотариат в Российской Федерации

Нотариат как институт, призванный обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий от имени РФ.

Требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность нотариуса. Порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса. Наделение нотариуса полномочиями и прекращение его полномочий.

Права, обязанности и ответственность нотариуса.

Правовое положение нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах и занимающихся частной практикой.

Федеральная нотариальная палата и нотариальная палата субъекта РФ, их органы и полномочия.

Формы, способы и пределы контроля за организационной и профессиональной деятельностью нотариусов. Полномочия судов, органов юстиции, налоговых органов и нотариальных палат по контролю за деятельностью нотариусов.

Должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений, полномочные совершать нотариальные действия.

Занятия лекционного типа

Лекции для очной формы обучения (32 часа)

Лекция 1

Тема: «Предмет и система курса «Правоохранительные органы» (2 часа)

План лекции

1. Предмет курса. Понятие, задачи, функции.

2. Нормативные источники к курсу. Конституция РФ, Федеральные законы, иные нормативные акты.

3. Система курса: последовательность изучения вопросов.

4. Соотношение курса «Правоохранительные органы» с другими отраслями науки и учебными дисциплинами.

Модельное задание для подготовки к лекции

Сделать подборку Федеральных законов РФ, являющихся источниками для данной дисциплины, в которые были внесены изменения после подписания учебника из основного списка в печать.

Лекция 2

Тема: «Судебная власть и принципы правосудия» (2 часа)

План лекции

1. Судебная власть как ветвь государственной власти: понятие, сущностные характеристики и свойства. Отличия от иных ветвей государственной власти.

2. Суд, правосудие, судопроизводство: основные понятия дисциплины «Судоустройство и правоохранительные органы».

3. Понятие и значение принципов правосудия, их признаки и система.

Модельное задание для подготовки к лекции

Укажите основные направления и задачи судебной реформы, предусмотренные Концепцией судебной реформы в РСФСР, утв. постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г.

 

Лекция 3

Тема: «Судебная система РФ: общая характеристика» (2 часа)

План лекции

1. Понятие и признаки судебной системы РФ. Тенденции развития судебной системы РФ.

2. Суды, составляющие судебную систему РФ: общая характеристика.

3. Федеральные суды и суды субъектов РФ, их соотношение.

4. Звено судебной системы и судебная инстанция: понятие, виды, соотношение.

Модельное задание для подготовки к лекции

Найдите в Конституции РФ все положения, относящиеся к организации и деятельности судов в РФ. Сделайте ссылки на соответствующие статьи.

Лекция 4-5

Тема: «Суды общей юрисдикции. Арбитражные суды» (4 часа)

План лекции

1. Общая характеристика судов общей юрисдикции судебной системы РФ.

2. Законодательство об арбитражных судах и их задачи.

3. Арбитражные суды: полномочия, система и основные принципы их деятельности.

Модельное задание для подготовки к лекции

Студентам может быть предложено при подготовке к лекции ознакомиться с материалами, размещенными на официальных web-сайтах судов общей юрисдикции и арбитражных судов (по указанию преподавателя либо по выбору студентов), в том числе с видеосюжетами, с фотоматериалами, с судебными решениями по разным категориям дел за последний календарный год.

 

Лекция 6-7

Тема: «Верховный Суд РФ. Конституционный Суд РФ» (4 часа)

План лекции

1. Верховный Суд РФ и законодательство о нем.

2. Полномочия Верховного Суда РФ.

3. Состав Верховного Суда РФ.

4. Конституционный суд РФ и законодательство о нем.

5. Полномочия Конституционного Суда РФ, его состав и принципы деятельности.

Модельные задания для подготовки к лекции

1. Студентам может быть предложено при подготовке к лекции ознакомиться с материалами, размещенными на официальных web-сайтах Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ: с общей информацией о судах, с примерами вынесенных решений и др.

2. Студентам может быть предложено ознакомиться с одним-двумя последними номерами печатного издания Верховного Суда РФ – журнала «Бюллетень Верховного Суда РФ» (в электронном виде либо на бумажном носителе). После ознакомления студент должен подготовить ответы на вопросы: какие материалы публикуются в данном издании, каково их значение, кем и в каких целях могут использоваться эти материалы.

Лекция 8-9

Тема: «Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей. Органы судейского сообщества» (4 часа)

План лекции

1. Понятие судьи и требование к нему и к кандидату в судьи

2. Присяжные и арбитражные заседатели и требования к ним

3. Система органов судейского сообщества, их основные задачи и принципы организации и деятельности

Модельные задания для подготовки к лекции

Студентам может быть предложено при подготовке к лекции ознакомиться с материалами, размещенными на официальных web-сайтах органов судейского сообщества РФ: с общей информацией о результатах их деятельности, с примерами вынесенных решений и др.

Лекция 10

Тема:  «Федеральная служба судебных приставов» (2 часа)

План лекции

1. Задачи и правовые основы организации и деятельности Федеральной службы судебных приставов (ФССП России).

2. Структура и организация деятельности ФССП России.

3. Правовой статус судебного пристава.

Модельные задания для подготовки к лекции

Студентам может быть предложено при подготовке к лекции ознакомиться с материалами, размещенными на официальных web-сайтах Федеральной службы судебных приставов РФ: с общей информацией о результатах их деятельности, и др.

 

Лекция 11


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: