- книга суммарного учета.
- инвентарные книги.
- картотека (кассеты, диски)
- инвентаризационный номер
Оформление библиотеки
- эстетичность
- все надписи набраны на компьютере
- выставки книг с паспортами
- расстановка фонда по ББК.
- Полочные и буквенные разделители.
ПОРТФОЛИО ШКОЛЬНОГО БИБЛИОТЕКАРЯ
Методические рекомендации по составлению
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
Концепция библиотечного портфолио
Типы портфолио
Виды портфолио
Методика формирования портфолио
Организация и оформление портфолио
Приложения
1. Составление резюме
2. Лист самооценки профессиональной деятельности школьного библиотекаря
3. Тест «Информационная культура специалиста»
Библиография
ВВЕДЕНИЕ
Цель предлагаемых методических рекомендаций: раскрыть возможности работы с портфолио в библиотечной практике.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
разработать концепцию библиотечного портфолио; определить его цели, задачи, функции, выявить практическую значимость; представить модели и разновидности портфолио в библиотечной практике; разработать методику формирования профессионального библиотечного портфолио; представить варианты организации и оформления портфолио.
|
|
КОНЦЕПЦИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ПОРТФОЛИО
Термин «портфолио» пришёл к нам из педагогики, политики, бизнеса, журналистики, например: министерский портфель, портфель инвестиций, редакционный портфель.
Портфолио – это способ фиксирования, накопления, оценки и самооценки индивидуальных достижений за какой-то период времени.
Он относится к «аутентичным», то есть к истинным, наиболее приближённым к реальному способам оценивания. Его основной смысл – показать всё, на что способен специалист. Этот метод позволяет самостоятельно проанализировать свои достижения, с тем чтобы делать выводы и шагать дальше [4]. Таким образом, портфолио, как накопитель достижений, отражает динамику нашего профессионального развития, служит формой обсуждения и самооценки результатов работы. Позволяет самостоятельно установить связи между предыдущими и новыми знаниями, умениями, наработками.
Цель портфолио: накопление достижений, отслеживание индивидуального прогресса, представление деятельности и профессионального развития за определённый период времени.
Задачи:
проанализировать и обобщить свою работу; связать воедино отдельные аспекты своей деятельности; отразить динамику профессионального развития; представить опыт своей работы наиболее полно и эффективно.
Функции портфолио:
диагностическая – фиксирует изменения за определённый период времени; содержательная – раскрывает спектр выполняемых работ; развивающая – обеспечивает непрерывный процесс обучения и самообразования; мотивационная – поощряет результаты деятельности; рейтинговая – позволяет определить количественные и качественные индивидуальные достижения [6].
|
|
Практическая значимость портфолио:
аттестация в будущем; лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ; систематизация деятельности библиотекаря; фактор, стимулирующий профессиональное развитие.
Модели портфолио
Доказательство прогресса отслеживается по конкретным результатам и материализованным продуктам профессиональной, исследовательской и творческой деятельности.
ТИПЫ ПОРТФОЛИО
При разработке структуры портфолио целесообразно ориентироваться на три основных его типа:
Портфолио документов включает сертифицированные (документированные) достижения библиотекаря:
дипломы (федерального, муниципального, окружного, школьного уровней); грамоты; свидетельства; удостоверения; справки; сертификаты учреждений, осуществляющих официальное взаимодействие с департаментом образования администрации города Омска.
В нём могут размещаться копии указанных документов. Обязательно предваряется их перечнем (по мере накапливания в течение ряда лет).
Портфолио работ – это собрание материалов, отражающих основные направления и виды деятельности, описание основных форм творческой активности. Выполняется группировкой различных творческих, проектных, исследовательских работ библиотекаря в единый массив документов. В него могут входить:
конкурсные работы; проекты развития библиотеки; тексты (тезисы) выступлений на семинарах, методических объединениях (или их аудио – и видеозаписи); сценарии различных массовых мероприятий; электронные документы – различные презентации, разработки в помощь проведению библиотечных уроков, обзоров, выставок; видеозаписи, фотоальбомы различных мероприятий; авторские образовательные программы и УМК к ним; печатные работы.
Портфель работ предваряется перечнем представленных в нём материалов. Сами работы прикладываются на бумажных или электронных носителях, в том числе видеозаписи, фотографии, публикации и т. п. Он даёт качественную оценку профессиональной деятельности библиотекаря по следующим параметрам: полнота, разнообразие, оригинальность, убедительность материалов, динамика и творческая активность работника и т. п.
Портфолио отзывов – это характеристики отношения библиотекаря к различным видам деятельности. В нём дается письменный анализ отношения библиотекаря к своей деятельности и её результатам (тексты заключений, рецензии, отзывы, резюме и прочее). Включает оценки мероприятий коллегами, методистами департамента образования, администрацией школы, методическими объединениями предметников и т. д. (к перечисленным выше видам документов добавляются рекомендательные письма). Желательно включать комплексный самоанализ деятельности и её результатов.
Можно конструировать либо простые модели портфолио (реализующие один из названных типов), либо комплексные (включающие в себя описанные типы в качестве своих разделов).
Например:
А. Портфолио простые: 3 варианта, т. е. либо в чистом виде портфолио документов, либо портфолио работ, либо портфолио отзывов.
Б. Портфолио, состоящий из двух разделов: раздел документов и раздел работ, либо раздел документов и раздел отзывов, либо раздел работ и раздел отзывов.
В. Портфолио, состоящий из трёх разделов, – комплексный: раздел документов, раздел работ и раздел отзывов [6, 7, 8, 9].
ВИДЫ ПОРТФОЛИО
Существует несколько видов портфолио. Мы рассмотрим два: личный и тематический.
|
|
Личный портфолио можно назвать профессиональным портретом школьного библиотекаря. Идеальный вариант личного портфолио – комплексный «В», т. е. включающий все типы. Кроме этого, целесообразно включить так называемый портрет, который лучше всего разместить в самом начале.
Портрет рассказывает о личности библиотекаря. Его предлагается выполнять в форме резюме. Акцент в резюме необходимо сделать на имеющемся опыте библиотекаря: в самообразовании, в использовании в своей практике современных информационных технологий, в проектировочной деятельности (см. приложение 1).
Кроме вышеперечисленного, можно включать в личный портфолио свои размышления в виде эссе. Например, сразу после «портрета» – размышления на тему «Профессия школьного библиотекаря» или «Миссия библиотеки в современной школе». А перед программой развития библиотеки или перед конкурсной работой – разъяснение, почему вы избрали именно это направление или тему. Такие эссе демонстрируют профессионализм библиотекаря, его отношение к работе и способность её анализировать, делать выводы, видеть перспективы.
В личном портфолио можно разместить результаты профессионального тестирования и лист самооценки профессиональных умений и навыков (см. приложения 2 и 3).
Тематический портфолио имеет смысл делать, если вы постоянно и целенаправленно занимаетесь какой-либо темой. Например, как уже упоминалось, школьные библиотекари часто работают учителями-предметниками – преподают краеведение, МХК, эстетику, основы библиотечно-информационной грамотности и др. Использование тематического портфолио даёт возможность сгруппировать имеющиеся материалы и правильно расставить акценты, чтобы в дальнейшем анализировать свою работу, намечать её перспективы и демонстрировать свой профессиональный уровень [3].
Тематический портфолио может включать:
план (структуру, схему) занятий или разработки темы; пояснительную записку, где приводится краткая информация об авторе, форме представления материала и т. д.; обоснование темы (предметного курса), своё видение данной темы, каких результатов ожидаете; программу курса (планы, технологические карты или разработки уроков, библиотечных занятий); работы детей (анкеты, тесты, отзывы на конкретный урок, отзывы на литературное произведение, рисунки); самоанализ проведённой работы; фактографический материал по теме (списки литературы, копии статей, схем и т. д.); отзывы коллег, учителей на посещённые ими занятия; подведение итогов, определение перспектив.
|
|