Техническое регулирование как основа стандартизации, метрологии и сертификации

Несмотря на узнаваемость термина «Техническое регулирование», который в первую очередь ассоциируется с традиционными в технике и технологии понятиями: регулирование технологических или производственных процессов, автоматическое регулирование технических систем и тому подобное, на самом деле речь идет о другом.

Понятие технического регулирования относится к области права, законодательства в сфере взаимоотношений участников экономического пространства, включая государство, и отражает их так называемую техническую сторону, имея ввиду нормы и требования этих отношений – технические барьеры. И если само словосочетание «техническое регулирование» является относительно новым понятием в обиходе, средствах массовой информации и даже среди специалистов, то сам процесс, который это понятие подразумевает, давно стал естественным условием контрактных отношений. Такие виды нормативной правовой деятельности, как стандартизация, метрология, сертификация, аккредитация, аттестация, госнадзор и им подобные, хорошо известны, широко распространены и стали неотъемлемой частью не только профессиональной деятельности, но и существования человека в социально-экономическом пространстве. А ведь перечисленные понятия – это и есть основные составляющие технического регулирования. Наличие этих областей деятельности обеспечивают безопасность жизнедеятельности человека в его взаимодействии с другими физическим и юридическими лицами в повседневной жизни и на производстве; безопасные взаимоотношения со средой обитания, животным и растительным миром, в том числе безопасность потребления. Такие условия производства и потребления, как качество, конкурентоспособность, так же обеспечиваются этими процессами.

История развития, например, экономики США – это переход от отраслевого регулирования к социальному, но «социальное регулирование» в США означает «защита жизни и здоровья», то есть то же самое, что у нас «техническое регулирование». Просто в силу исторических причин у нас слово «социальное» имеет несколько другое значение, связанное со льготами, не защищенными категориями граждан и так далее. Смысл в общем один и тот же, так же как одна и та же основная задача у государства – четко определить сферу своего участия в экономической жизни и в регулировании хозяйственной жизни. И эта сфера должна быть очень жестко ограничена во взаимоотношении государства с бизнес сообществом для того, чтобы, с одной стороны, не мешать предпринимательству неоправданными ограничениями, а с другой – обеспечивать условия безопасного производства и потребления.

Несомненно, что важнейшей причиной ускорения совершенствования технического регулирования в Российской Федерации стало намерение вступить в число стран участников Всемирной торговой организации. Введенный в действие с 1 июля 2003 года Федеральный закон «О техническом регулировании» заложил новые правовые основы создания в стране гармоничной системы нормативных правовых актов, которая должна способствовать интеграции российской экономики в международное экономическое пространство.

Для начала рассмотрим, каково же международное состояние дел с принципами в области технического регулирования, нормами и практикой их реализации.

При сокращении тарифов нетарифные барьеры в торговле становятся определяющими проблемами доступа продукции на рынки сбыта. Среди таких проблем различия в регулирующих требованиях отдельных стран оказывают наибольшее воздействие на результаты торговли. В отдельных случаях регулирующие требования могут фактически воспрепятствовать положительным результатам, достигнутым в процессе либерализации торговли.

При наличии экономических источников, изобилующих оценками значительных потерь государств, в результате проведения тарифной политики и преимуществ рыночной либерализации, исследований по идентификации и количественному определению последствий нетарифных барьеров практически нет. Проведенные исследования и имеющаяся информация подтверждают возможность достижения положительных результатов в содействии торговле в результате проведения регулирующей реформы в форме принятия установившейся регулирующей практики.

На основе исследований установлено, что существующие программы содействия торговле (относящиеся к стандартизации и соответствию)дают 0,26 % прибыли от фактического совокупного валового внутреннего продукта стран-участниц Азиатско-Тихо-океанского экономического сотрудничества (АТЭС), что составляет около 45 млрд. долларов США, тогда как прибыль от либерализации торговли, то есть в результате сокращения тарифов, составляет только 0,14 % от фактического валового внутреннего продукта или половину от того, что достигается в результате применения мер по обеспечению торговли.

Подкомитет АТЭС по стандартам и соответствию (ПКСС) уже достиг существенных результатов в рассмотрении барьеров в торговле, связанных со стандартами и соответствием, посредством разработки и одобрения следующих документов:

• Руководство по приведению стандартов стран-участниц АТЭС в соответствие с международными стандартами;

 • Ускоренное приведение стандартов стран участниц АТЭС в соответствие с международными стандартами в согласованных приоритетных областях;

• Руководящие положения АТЭС по разработке, принятию и пересмотру технических регламентов.

Результаты деятельности ПКСС (подкомитета по стандартизации и соответствию) в решении проблемы приведения стандартов в соответствие с международными стандартами и разработке соглашений по взаимному признанию результатов оценки соответствия будут более значительными, если страны-участницы АТЭС примут установившуюся регулирующую практику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: