Я вам расскажу один пример прелести ученика прп. Макария:
Старец, святой Макарий, пошел со своим послушником на праздник. Послушник шел впереди. Он был еще новоначальным, и ревность была у него новоначальная. Итак, на пути он встречает идолопоклонника, языческого жреца. Послушник стал с ним говорить дурно и сказал:
– Куда идешь ты, заблудший?
Тогда жрец разгневался и избил его почти до бесчувственного состояния… Через некоторое время встречает он старца. Авва Макарий, богоносец, как только увидел его таким взволнованным, спрашивает его:
– Человек Божий, куда идешь? Тот, лишь заслышав такие слова, смягчился, подошел к нему и говорит:
– Твое слово меня усладило… А почему ты спрашиваешь?
– Да вот, – говорит ему отец Макарий, – вижу, что ты спешишь, да только не знаешь, куда спешишь…
Но это он сказал по – братски, смиренно и с любовью!
Идолослужитель говорит:
– Слова твои, когда говоришь, открывают мое сердце. Но один человек здесь, совсем недавно, сказал мне противоположные слова, и я жестоко побил его.
|
|
Святой Макарий так здорово с ним стал говорить, что постепенно человек тот изменил свою веру, стал монахом и спасся. Таким хорошим обращением он передал ему добрый дух. Он передал нетварную энергию, которая вошла в душу идолослужнтеля. В то время как другой, его послушник, передал ему гневливый дух, дух смущения, который был в нем…
Видите, что такое прелесть? Когда у тебя есть старец, тогда прелесть не страшна. Когда у тебя есть старец добрый, богоносный, тогда научаешься таинствам молитвы. Ты молишься вместе со старцем и постепенно начинаешь входить в духовную жизнь и молиться так, как старец.
Он не может тебе сказать: «Делай то-то и то-то…» Что видишь у него, делай и ты. Приходишь к старцу, и он говорит тебе об умной молитве. Ты должен знать, что если он сам не имеет такого опыта, то ничему не сможет научить.
Самоубийство
– Старче, я прошу Вас дать мне какое-то напутствие, что Вы считаете нужным, – сказал Старцу один навестивший его монах.
Отец Порфирий спросил:
– А ты куда сейчас собираешься (пу фа пас)?
– Мой Геронда разрешил мен посетить моих родных на острове Эвбее…
– Что? Чьих родных?!
– Моих родителей и разных родственников по плоти.
Тогда Геронда стал меня расспрашивать о моих родных:
– А ты знаешь, что у одного твоего родственника, такого-то, есть проблема?
– Я, Геронда, и со своими проблемами не могу разобраться. Откуда же мне знать, какие трудности у этого моего родственника.
– А я с помощью Божией знаю… У него то…, и то…, и то… Но хуже всего то, что он принял вот какой помысел. – При последних словах Геронда сложил руки над головой, и показал, как ныряльщик прыгает в воду. Затем он пояснил мне, что у него есть помыслы о самоубийстве. Тогда я спросил:
|
|
– Так что же, когда я его увижу, передать ему ваши слова?
– Для этого то я и начал этот разговор. Передай ему то, о чем мы беседовали, и скажи, чтобы он ходил в церковь. Тогда все это отойдет и он будет спасен. Не задерживайся слишком надолго у своих родных. Скажи им, что ты в молитве постоянно видишь всех их, и если они хотят, чтобы ты был рядом, то пусть и они начнут молиться. Тогда у вас и будет единение – в молитве.
Покинув отца Порфирия и приехал к своим родным и рассказал родственнику, о котором мы беседовали со Старцем все, что последний открыл мне о нем. На него мои слова произвели сильное впечатление и через несколько дней он сам посетил Старца.
– Геронда, – сказал он, – я тот самый человек, которому вы передали через отца Христодула то-то и то-то и то-то.
– Да, ну! Это я ему все это сказал? – изумился отец Порфирий.
– Да, это сказали ему Вы…
– Э – ээ детка (педаки), я не помню, чтобы говорил что – то подобное…
Геронда был совершенно прав, потому что через него действовал Христос, а он просто говорил. С этого времени мой родственник, о котором идет речь, стал ходить в храм и решился прийти на исповедь. Таким образом, благодаря вмешательству Старца, он избавился от всех своих проблем.
Молитва – это движение, путь (о тропос), откровение (анигма), ощущение сердца (эстима), духовные объятия старца (то ангальясма)
Если старец имел опыт умной молитвы и живет ею, то в этом случае начинается таинство! Таинство состоит в том, что научаемый не только слышит его слова, но видит и то, как открывается его сердце, как он умным образом беседует с Богом. Душа его видит душечку (психуля) старца…
Не только видит, но и душа с душой приискренне общается (эпикинонизи) и одна чувствует состояние другой невыразимым тонким чутьем. Он таинственно познает (ниофи), как из душевного состояния рождаются внешние проявления молитвы, ее «оболочка» («и форма» – в кавычках), как Божественная благодать погружает душу в молитвенное состояние15.
Это не простая вещь. Это учеба! Хотя мы говорим, что молитве не учатся, но действительно учатся, когда живешь рядом с кем – то, кто действительно молится. Когда берешь и читаешь книгу о молитве, то, наверное, ничего не понимаешь.
Но когда рядом с тобой старец, который молится, что бы он ни сказал тебе о молитве, ты понимаешь (не умом, а сердцем), проникаешься этим, входишь в молитву, молишься и, сам того не замечая, входишь в Богообщение. Ведь молитва – это не действие ума, тем более не книга, не знание… Нет! Молитва – это движение, путь (о тропос), отрковение (анигма), ощущение сердца (эстима), духовные объятия старца (то ангальясма)16.
Вот смотрите, я сейчас нечто говорю (милао) и вас нечто таинственное происходит (гинете), разве это не есть своего рода молитва? Что я имею в виду? Сейчас я говорю слова, но через них передаю свое устроение сердца (ап ты крадья му), и всем мы чувствуем это взыграние сердца (скиртыма – дословно, скакание), эту жажду (лахтара). Вот так передается молитва от старца. А если бы это было не так, то как мы объясним то, что у всех нас сейчас сердце замирает17?