Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к источникам научной литературы.
«Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий: правильного установления цели всякого рода деятельности и отыскивания соответствующих средств, ведущих к конечной цели».
Аристотель
«Цель это относящееся к будущему, предполагаемое субъектом управления желательное состояние объекта: осознанная идеальная модель результатов деятельности» (по Л.В. Поздняк).
В книге «Управление развитием школы» авторы М.М. Поташник и В.С. Лазарев поясняют: «Цель не просто образ желаемого результата (в этом она совпадает и с прекраснодушными мечтателями, прожектами и т.д.), а образ результата,
18
во-первых, с фиксированным временем его получения, во-вторых, соответственно с возможностями его получения к требуемому сроку (реалистичного), в-третьих, мотивирующего субъект действовать в направлении его достижения (декларируемую цель, субъект может стремиться получить совсем другой результат, в этом случае декларируемая цель - псевдоцель), в-четвертых, - операционально определенного, т.е. заданного так, что всегда можно сравнить фактически полученный результат с ожидаемым. Цель - это конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то и корректно количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, которого школа реально может достичь к четко определенному моменту времени».
|
|
По выражению П.И. Третьякова самые разные цели пронизывают все систему развития учреждения. Сначала цели формулируются в виде свода идей, а затем они представляются в программах и планах учреждения. Идея отражает обобщенный образ желаемого результата, которого можно достичь только с помощью методов мотивации деятельности членов педагогического коллектива. Следовательно, чтобы идеи (образ будущего результата) стали целями, необходимо желание достигнуть этого результата или приблизиться к нему.
«Наличие потребности и стремления в достижении будущего результата является одним из признаков понятия «цель». Цель - это осознанный желаемый результат» (П.И. Третьяков Оперативное управление качеством образования в школе» М.: Изд. Скрипторий, 2004г. с. 212)
Если цели сформулированы так, что нельзя проверить результат, нельзя измерить и определить выполнены ли они вообще, то скорее это не «цель», а «намерение», «стремление», «социальный заказ», или «направление работы».
Если цели задаются обществом или нормативными документами, то их можно назвать внешними целями для всей системы дошкольного образования. Например, основными задачами дошкольного образовательного учреждения по Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении (приказ № 2562 от 27 октября 2011 г.) являются:
|
|
19
• охрана жизни и укрепление физического и психического
здоровья воспитанников;
• обеспечение познавательно-речевого, социально-лич
ностного, художественно-эстетического и физического
развития воспитанников;
• воспитание с учетом возрастных категорий воспитанни
ков гражданственности, уважения к правам и свободам
человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
• осуществление необходимой коррекции недостатков в
физическом и (или) психическом развитии воспитанни
ков;
• взаимодействие с семьями воспитанников для обеспече
ния полноценного развития детей;
• оказание консультативной и методической помощи ро
дителям (законным представителям) по вопросам воспи
тания, обучения и развития детей.
Цели, которые ставятся руководителем или педагогическим коллективом, можно назвать внутренними целями конкретного ДОУ. Цель может уточняться и конкретизироваться задачами. В практике работы ДОУ цели, в основном, сформулированы в стратегических планах и программах (Программа развития ДОУ, Образовательная Программа и др.). В годовых планах работы определяются основные задачи по направлениям деятельности. Задачи являются главными для конкретного учреждения и определяются на основе анализа работы за прошедший учебный год, в ходе которого выявляются проблемные участки в работе. Они и диктуют выбор годовых задач на следующий учебный год. Обычно намечается 2-3 годовые задачи.
И так, цель (задача) предполагает:
. наличие понятного механизма, который позволит проверить соответствие результата поставленной цели (задачи);
. единые параметры измерения цели (задачи) и результата;
• прогнозирование цели (задачи) в будущее.
ДЖ.Л. Моррисей предложил алгоритм формулировки цели, подчеркнув, что она начинается с глагола неопределенной формы или повелительного наклонения, характеризующего выполняемое действие и отражает следующие требования:
• определить конечный результат;
• конкретизировать заданный срок достижения результа
тов;
• установить максимальную величину допустимых затрат
сил, средств, времени и энергии;
• указать, где это возможно, количественную характери
стику требуемого результата работы, необходимую для
подтверждения факта достижения целей;
• оговорить, что и когда должно быть сделано, не вдава
ясь в детали.
В научной литературе есть понятие «структура целей», в состав которой входят: цель потребность (для чего это нужно), цель - процесс (пути получения нужного результата), цель-ресурс (наличие материальных возможностей для получения нужного результата), цель-технологическая, цель-ограничение (определение границ возможного использования прогнозируемого результата) и конечная цель (конечный продукт). Структура целей предназначена не только для постановки оперативных задач. Но и для оперативной оценки хода их реализации в любой заданный момент времени — от выдвижения идеи до получения конкретного результата.
Цели и задачи делятся на стратегические, тактические и оперативные.
Стратегические цели и задачи формулируются на долгосрочный ожидаемый результат. Они представлены в концепции, в программе развития образовательного учреждения.
Тактические задачи определяют промежуточные результаты. Эти задачи сформулированы в образовательной программа и годовом плане ДОУ.
Оперативные задачи направлены на получение результата на текущий момент. В личном плане работы руководителя,
20
21
воспитателя и плане работы творческой группы педагогов представлены оперативные задачи.
В управленческой деятельности технология процесса целе-образования может протекать в различных формах: принятие целей, задаваемых обществом; превращение мотивов в мотивы-цели; задания - цели и др.
|
|
Итак, любое планирование работы учреждения начинается с анализа достигнутых раннее результатов работы коллектива. Важно также учитывать социальный региональный заказ на дошкольное образование и систему внешних связей ДОУ, способную обеспечить реализацию целей и задач, сформулированных в планах и программах.
Такой анализ помогает определить цели и задачи, наметить систему мероприятий по продвижению учреждения к развитию и совершенствованию образовательного процесса в ДОУ.