Как формулировать цели и задачи

Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к источникам на­учной литературы.

«Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух усло­вий: правильного установления цели всякого рода деятельно­сти и отыскивания соответствующих средств, ведущих к ко­нечной цели».

Аристотель

«Цель это относящееся к будущему, предполагаемое субъектом управления желательное состояние объекта: осоз­нанная идеальная модель результатов деятельности» (по Л.В. Поздняк).

В книге «Управление развитием школы» авторы М.М. Поташник и В.С. Лазарев поясняют: «Цель не просто об­раз желаемого результата (в этом она совпадает и с прекрасно­душными мечтателями, прожектами и т.д.), а образ результата,

18


во-первых, с фиксированным временем его получения, во-вторых, соответственно с возможностями его получения к требуемому сроку (реалистичного), в-третьих, мотивирующего субъект дейст­вовать в направлении его достижения (декларируемую цель, субъ­ект может стремиться получить совсем другой результат, в этом случае декларируемая цель - псевдоцель), в-четвертых, - опера­ционально определенного, т.е. заданного так, что всегда мож­но сравнить фактически полученный результат с ожидаемым. Цель - это конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то и корректно количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, которого школа реально может дос­тичь к четко определенному моменту времени».

По выражению П.И. Третьякова самые разные цели прони­зывают все систему развития учреждения. Сначала цели фор­мулируются в виде свода идей, а затем они представляются в программах и планах учреждения. Идея отражает обобщенный образ желаемого результата, которого можно достичь только с помощью методов мотивации деятельности членов педагогиче­ского коллектива. Следовательно, чтобы идеи (образ будущего результата) стали целями, необходимо желание достигнуть это­го результата или приблизиться к нему.

«Наличие потребности и стремления в достижении буду­щего результата является одним из признаков понятия «цель». Цель - это осознанный желаемый результат» (П.И. Третьяков Оперативное управление качеством образования в школе» М.: Изд. Скрипторий, 2004г. с. 212)

Если цели сформулированы так, что нельзя проверить ре­зультат, нельзя измерить и определить выполнены ли они во­обще, то скорее это не «цель», а «намерение», «стремление», «социальный заказ», или «направление работы».

Если цели задаются обществом или нормативными доку­ментами, то их можно назвать внешними целями для всей системы дошкольного образования. Например, основными за­дачами дошкольного образовательного учреждения по Типо­вому положению о дошкольном образовательном учреждении (приказ № 2562 от 27 октября 2011 г.) являются:

19


• охрана жизни и укрепление физического и психического
здоровья воспитанников;

• обеспечение познавательно-речевого, социально-лич­
ностного, художественно-эстетического и физического
развития воспитанников;

• воспитание с учетом возрастных категорий воспитанни­
ков гражданственности, уважения к правам и свободам
человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

• осуществление необходимой коррекции недостатков в
физическом и (или) психическом развитии воспитанни­
ков;

• взаимодействие с семьями воспитанников для обеспече­
ния полноценного развития детей;

• оказание консультативной и методической помощи ро­
дителям (законным представителям) по вопросам воспи­
тания, обучения и развития детей.

Цели, которые ставятся руководителем или педагогическим коллективом, можно назвать внутренними целями конкрет­ного ДОУ. Цель может уточняться и конкретизироваться зада­чами. В практике работы ДОУ цели, в основном, сформулиро­ваны в стратегических планах и программах (Программа раз­вития ДОУ, Образовательная Программа и др.). В годовых планах работы определяются основные задачи по направлени­ям деятельности. Задачи являются главными для конкретного учреждения и определяются на основе анализа работы за про­шедший учебный год, в ходе которого выявляются проблем­ные участки в работе. Они и диктуют выбор годовых задач на следующий учебный год. Обычно намечается 2-3 годовые за­дачи.

И так, цель (задача) предполагает:

. наличие понятного механизма, который позволит прове­рить соответствие результата поставленной цели (задачи);

. единые параметры измерения цели (задачи) и результата;

• прогнозирование цели (задачи) в будущее.


ДЖ.Л. Моррисей предложил алгоритм формулировки цели, подчеркнув, что она начинается с глагола неопределенной формы или повелительного наклонения, характеризующего выполняемое действие и отражает следующие требования:

• определить конечный результат;

• конкретизировать заданный срок достижения результа­
тов;

• установить максимальную величину допустимых затрат
сил, средств, времени и энергии;

• указать, где это возможно, количественную характери­
стику требуемого результата работы, необходимую для
подтверждения факта достижения целей;

• оговорить, что и когда должно быть сделано, не вдава­
ясь в детали.

В научной литературе есть понятие «структура целей», в состав которой входят: цель потребность (для чего это нужно), цель - процесс (пути получения нужного результата), цель-ресурс (наличие материальных возможностей для получения нужного результата), цель-технологическая, цель-ограничение (определение границ возможного использования прогнозируе­мого результата) и конечная цель (конечный продукт). Струк­тура целей предназначена не только для постановки опера­тивных задач. Но и для оперативной оценки хода их реализа­ции в любой заданный момент времени — от выдвижения идеи до получения конкретного результата.

Цели и задачи делятся на стратегические, тактические и оперативные.

Стратегические цели и задачи формулируются на долго­срочный ожидаемый результат. Они представлены в концеп­ции, в программе развития образовательного учреждения.

Тактические задачи определяют промежуточные результа­ты. Эти задачи сформулированы в образовательной программа и годовом плане ДОУ.

Оперативные задачи направлены на получение результата на текущий момент. В личном плане работы руководителя,


 


20


21


воспитателя и плане работы творческой группы педагогов представлены оперативные задачи.

В управленческой деятельности технология процесса целе-образования может протекать в различных формах: принятие целей, задаваемых обществом; превращение мотивов в моти­вы-цели; задания - цели и др.

Итак, любое планирование работы учреждения начинается с анализа достигнутых раннее результатов работы коллектива. Важно также учитывать социальный региональный заказ на дошкольное образование и систему внешних связей ДОУ, спо­собную обеспечить реализацию целей и задач, сформулиро­ванных в планах и программах.

Такой анализ помогает определить цели и задачи, наметить систему мероприятий по продвижению учреждения к разви­тию и совершенствованию образовательного процесса в ДОУ.
























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: