Кто заинтересовался,тогда вам под кат

Теги: кукла марионетка

Комментарии (2)КомментироватьВ цитатник или сообщество

N_N_N

Кукла-марионетка из папье-маше "Повар" МК в фото

Среда, 07 Сентября 2011 г. 23:41 (ссылка)

Это цитата сообщения Ма_ль_ваОригинальное сообщение   Кукла-марионетка из папье-маше "Повар" МК в фото
  Кукла-марионетка
  Сегодня мы предлагаем вам очередное путешествие в мир театральной куклы. Мы будем делать своими руками марионетку - разновидность театральной куклы, которую кукловод (то есть вы!) приводит в движение при помощи нитей.     Наш вариант - веселый и приветливый Поваренок, который уже успел поселиться на кухне у Минчанки, став своеобразным Домовенком, следящим за порядком и вдохновляющим на кулинарные подвиги нашу творческую группу!              

КТО ЗАИНТЕРЕСОВАЛСЯ,ТОГДА ВАМ ПОД КАТ

Теги: авторская кукла марионетка

Комментарии (0)КомментироватьВ цитатник или сообщество

гузекатерина

Без заголовка

Воскресенье, 24 Июля 2011 г. 07:59 (ссылка)

Это цитата сообщения фирдаусОригинальное сообщение   Марионетка............   Веселый страусенок(радуем малыша)   Детям нравятся игрушки, особенно те, которыми можно управлять. Найдя схему подобной игрушки я решила сотворить такую: Нам понадобится: 2 клубочка. 1 чуть больше 2 бусины палочки леска или тонкая нить глазки яицо от киндера перья Итак начнем K маленькому клубочку приклеиваем глазки, на 2 клубок перья в виде крыльев и хвостика. Бусины нанизываем на кончик клубка и клубочки соединяем между собой. Палочки складываем крест на крест и на концы прикрепляем ниточки. Приделываем нашему страусенку клювик (сделан он из яйца киндера), корону и перья на лобик. Kрючком вяжем 2 косички, на конец прекрепляем 3 бусины - получились ножки. Теперь ниточки с палочки скрепляем с туловищем и с головой и ножками.             Дальше смотрим как делать сраусенка
Теги: марионетка

Комментарии (0)КомментироватьВ цитатник или сообщество

K_Arian

Рисунки 3

Среда, 15 Июня 2011 г. 14:17 (ссылка)

    Потерянная. Привет глубокоуважаемому Denoro

Теги: рисунок акварель марионетка потерянная

Комментарии (2)КомментироватьВ цитатник или сообщество

Seitch

" Полётное устройство ".))

Суббота, 11 Июня 2011 г. 11:09 (ссылка)

Смотреть это видео   " Тренировочный полёт ". Кукла- марионетка " Египетская Птичка", Автор: студентка 3-го курса " Художники- Постановщики Театра Кукол " Алёна Сливка.  

Теги: обучение студенты театральная академия марионетка вага театр марионеток кукловождение факультет театра кукол подвязка марионеткихудожник- постановщик театра кукол

Комментарии (6)КомментироватьВ цитатник или сообщество

bublihonok

Кукла-марионетка Поваренок. МК.

Вторник, 31 Мая 2011 г. 13:48 (ссылка)

liveinternet.ru/users/39667...163943070/   Кукла-марионетка Поваренок. Мастер-класс рМы будем делать своими руками марионетку - разновидность театральной куклы, которую кукловод (то есть вы!) приводит в движение при помощи нитей.

Теги: кукла марионетка мк дневник комментарии блог блоги кукла-марионетка поваренок.

Комментарии (1)КомментироватьВ цитатник или сообщество

Seitch

Традиции театра Марионеток им. Е.С. Деммени. Часть 3

Среда, 25 Мая 2011 г. 13:37 (ссылка)

Смотреть это видео   Кукловождение.

Теги: марионетка вага театр марионеток подвязка марионетки кукловождение

Комментарии (3)КомментироватьВ цитатник или сообщество

Katra_I

Страусенок на нитках

Среда, 25 Мая 2011 г. 06:07 (ссылка)

Это цитата сообщения Оксана_Хиллес Оригинальное сообщение   Страусенок   Этот страусенок может ходить и поворачивать голову: Для его изготовления нам понадобится:   Читать далее...

Теги: игрушки марионетка

Комментарии (4)КомментироватьВ цитатник или сообщество

Roman_FRF

О шарнирах кукол

Пятница, 21 Мая 2011 г. 02:31 (ссылка)

      О шарнирах, как элементах конструкции театральной куклы       Размышляя над темой, долго не мог понять, что может стать её логическим стержнем. Ответ нашёлся в самом вопросе, -“стержень”, тот самый стержень, который является в механике осью вращения, соединительным стержнем в конструкциях шарниров и механизмов.   На первый взгляд, показываю пустяковые вещи, можно сказать, из разряда маленьких хитростей. Не обманывайтесь. Маленькие, не маленькие, а без них в кукольном деле далеко не уедешь, по себе знаю. Молодой и нахальный слышу совет бывалого старика и думаю, а что тут хитрого, я и сам бы до этого додумался, и что он старый лезет куда его не просят. Если вы сегодня так же обо мне подумаете, мне будет приятно с вами улыбнуться.     Красивые и непонятные слова, “конструктор театральных кукол”! Что это такое в театре, чем же он занимается? Сразу и не объяснишь. Начнём с мелочи, с простенького подвижного соединения двух элементов куклы.     Даже простая конструкция плоской куклы из бумаги, а они используются не только в работе с детьми, может озадачить новичка в этом деле. Как сделать соединение деталей легко подвижными?     Не удивляйтесь, но этот тип соединения, что вы видете на моём рисунке, я обнаружил в патентной библиотеке. Американцы умудряются стричь деньги с чего угодно. Картонные детали плоской куклы-марионетки вырубаются на станках, к ним прилагаются “оси” шарниров, для сборки в домашних условиях (игрушка “сделай сам”).     Иногда, для подвижного скрепления двух листов достаточно толстой лески с оплавленными и приплюснутыми концами (свеча, паяльник). А для более серьёзных деталей из фанеры или дерева, сгодится прочный пластмассовый стержень. Концы оплавляются паяльником.             Плоские подвижные куклы могут быть очень эффектными, если уделить внимание их декорированию (роспись, фактура, коллаж). Бумага, не самый лучший материал, попробуйте тонкие деревянные или пенопластовые пластины, кожу или что-то другое.   Однажды я использовал для изготовления шарниров пластмассовые счётные палочки и кнопки с большими цветными шляпками. Палочку обрезал в размер, а кнопки вбивал в отверстия этих палочек.           Шарниры из медной пружинистой спиральки для кукол-перекладок мультипликации. Вторая деталь накалывается своим отверстием на установленную ось первой детали, после чего ось скручивается. Напомню, на ватман наклеивается "БФ" ом пищевая тонкая фольга и чёрная бумага. Куклы рисуются и расписываются на белом ватмане. Фольга не даёт бумаге коробиться под акварелью, а чёрная бумага с изнанки предотвращает отблеск фольги на стекле съёмочного стола. Потом детальки вырезаются для соединения их шарнирами в куклу-перекладку, но не все. Часть деталей раскладывается на съёмочном столе для свободной их перекладки с места на место при покадровой съёмке. Сразу скажу, большинство кукол не плоские бумажки, а полуобъёмные зделия из акрила или дерева.           Не пренебрегайте и обычными пуговицами, даже портновскими кнопками, для получения шарнирного соединения. Пуговицы бывают очень декоративны: деревянные, металлические, цилиндрическими. Само-сабой, применяются промышленные клёпки для одежды, люверсы и пр.             Количество шарниров не обязательно равно количеству суставов человека.                 Ось шарнира в виде вбитого в деталь гвоздя со шляпкой. Проще шарнира не бывает.             С двух сторон детали в отверстие туго вставляются деревянные оси со шляпками. Получаем каталку на колёсиках.               Это тоже марионетка-игрушка. Электролобзиком такие вещи делаются моментально. Если технология отлажена, деревянные оси под рукой, дело за росписью. Она съедает основное время идущее на изгодовление куклы.           Когда у оси нет шляпки, используют шпильки или клинья. Клинья предпочтительней.         Работа электролобзика. Импровизация для неожиданных именин сотрудницы заняла 20 минут.           Простейший вариант паркетной куклы описан в дневнике на странице "Кукла маска".     Понятно, что с бумажками и игрушками многого не достигнешь, рано или поздно вы схватитесь за мягкие набивные формы. Кукла сможет свободно дрыгать ножками-ручками, болтать головой по сторонам, если вы её хорошенько растормошите. Можно пришить к затылку лямку для управления головой, шарики-глаза на лицо, можно закрепить короткие трости к рукам. Понятно, что ткань должна быть праздничная, весёлая, тогда кульки с набивкой и без костюмов изобразят куклу. Создайте движение, и возникнет браз.   Не буду повторять очевидные вещи, просто напомню о разъёмных соединениях таких кукол, а они не обязательно игрушки, в театре эта технология активно используется. Взять ту же паркетную куклу, её тело. Конечно, я говорю о небольших куклах, не станете же вы бегать по сцене с матрацом.     Мне нравятся разъёмные соединения, они сами по себе смотрятся добротно и эффектно, особенно, если подобрать подходящие элементы (карабинчики, ремешки, цветные толстые шнуры, молнии, огромные пуговицы), а главное, они позволяют из одних и тех же деталей собирать на сцене разных кукол. Оцените совет, драпируйте по разному одну и ту же сшитую куклу, цепляйте к ним платочки с пряжей волос, самодельные плоские бумажные маски. Ваш театр должен превратиться в настоящее безобразие для детей!       Я не буду здесь ничего рисовать, всё и так понятно. Пора переходить к деревяшкам.         Показаны рыболовные карабинчики. Иногда,покупная безделушка становится очень полезной штучкой.       Разновидностей шарниров море, но большинство из них отличается друг от друга только технологией изготовления. Театр требует надёжности и простоты в изготовлении, возможности быстрого ремонта или замены деталей конструкции на новые.           Даже в таких примитивных шарнирах должна присутствовать ваша конструкторская мысль. Две палки на сыромятном ремне или на шнуре. Ремень или шнур, их толщина, ширина зазора между палками, форма торцов палок с ремнём, эти вопросы нужно решать в каждом случае индивидуально. Если ремень вклеить с гвоздями, то это один шарнир, если концы ремня свободно будут вращаться в пазах дерева (на гвозде), это другой шарнир. Надо ли вводить ограничения в амплитуду движения или оставить всё как есть, это зависит от того, где применяется шарнир. Локти, колени - с ограничителями, голова может и свободно болтаться.         Один из самых простых и надёжных способов соединения подвижных деталей куклы. Кольцевые крючки нужного размера легко сделать самим из проволоки, но проще купить шурупы с колечками в салонах, где торгуют рамками. Шея головы и плечи у марионеток, практически, все соединения паркетных кукол, и многое другое, сцепляется такими крючками.             Ляльки собраны на булавках с колечками, и на шпагате (в плечах и ногах).           Металлические петли можно заменить сложенным в двое ремешком, который прибивается гвоздиками к дереву. Такая петля не лязгает металлом.             Шарнирная петля всем хорошо известна, как известны квартирные двери или створки окон и шкафов. Подвижная привязка одной детали к другой по линии оси вращения требуется в конструкции механики кукол постоянно. Вспомните работу челюсти на петле, локти рук или колени ног.     Конструктивно такие шарниры выполняются различными способами. Наиболее востребованный, витая пружина и ось в паре с ней.               Существует много приспособлений для получения из проволоки пружины.   Остановимся на самом допотопном, не требующим таких приспособлений.   В тисках зажимаем стержень подходящего диаметра (я использую набор свёрл разного диаметра для такого выбора) с концом проволоки так, как показано на рисунке. Придерживая рукой конец стержня, накручиваем виток за витком пружину нужной длинны.   Для свободной петли-шарнира берётся медная проволока, а для тугой работы шарнира берём стальную пружинистую проволоку. Если требуется более тугое движение шарнира, концы её пружины разверните в противоположные стороны перед креплением к детали (пружина слегка сжимается в диаметре, закусывая ось).           Подобные шарниры отличаются множеством способов установки в них оси.     Простой и надёжный способ изготовления осей шарниров, это забивание в просверленные отверстия проволочной стальной оси в виде скобки. Такая ось сама не выскочит из шарнира во время спектакля.         Шпильки полукруглого сечения согнутые колечком по центру очень удобны в работе. Они быстро и легко фиксируются в шарнире круглогубцами, и так же просто снимаются при ремонте куклы.             Хочу проиллюстрировать тему шарниров конструкцией типичной рыночной марионетки (Германия). Здесь всё предельно унифицировано, что позволяет запустить изготовление куклы на поток. Элементы шарнирных пластин с отверстиями для осей-шпилек вырубаются штампом из листового винипласта толщиной в 1,5 - 2 мм. Ноги и руки из деревянного кругляка, на каркас туловища монтируется пенопласт. Понятно, что всегда можно варьировать пропорциями куклы. Размер в пределах 50 см. Шьётся приличный костюм, в законченном виде на голове куклы укладывается парик, делается роспись.   Партия состоит из персонажей к определённому спектаклю. Заказы при чётком разграничении труда распределяются в разных точках. Заготовки конструкций делают одни мастерские, сборку другие, пошивочные работы распределяются среди надомников. Можно не стесняясь поучиться у немцев “мелкому” предпринимательству. О сбыте продукции молчу, ничего в этом не смыслю.     Забыл сказать, вагу для кукол этого типа можно найти в дневнике (немецкая).     Читать далее...

Теги: шарниры конструкция театральной куклы marionette марионетка

Комментарии (9)КомментироватьВ цитатник или сообщество

Londe-mos

Кукла-марионетка Поваренок. Мастер-класс

Воскресенье, 03 Апреля 2011 г. 21:13 (ссылка)

Это цитата сообщения царевна_ТатаОригинальное сообщение   Кукла-марионетка Поваренок. Мастер-класс рМы будем делать своими руками марионетку - разновидность театральной куклы, которую кукловод (то есть вы!) приводит в движение при помощи нитей. мастер-класс

Теги: кукла марионетка папье-маше мастер-класс

Комментарии (0)КомментироватьВ цитатник или сообщество

Wolf-A

Марионетка

Воскресенье, 20 Февраля 2011 г. 14:06 (ссылка)

Это цитата сообщения irina_i_teddy Оригинальное сообщение   Как сделать куклу-марионетку Об этом можно узнать здесь - http://www.minchanka.by/freetime/ludmila.html
Теги: кукла марионетка

Комментарии (0)КомментироватьВ цитатник или сообщество

Roman_FRF

Чешский кукольный театр

Четверг, 10 Февраля 2011 г. 22:44 (ссылка)

   


Заметил интерес читателей к разделу дневника, посвящённому марионеткам. Это позволяет продолжить публикацию материалов о театральных куклах.

У меня есть небольшая книжка 1973 года издания со множеством иллюстраций. Я предлагаю посмотреть только цветные картинких, и вступительную статью автора-составителя издания.

 

 


 


Национальный музей в Праге –

чешский кукольный театр

 

 


 


 


Кукольный театр в Чехии, равно как и в других странах Европы, при своем зарождении был второстепенным художественным явлением, несмотря на то, что для некоторых общественных слоев он замещал драматический театр. В Чехии не сохранилось письменных источников, по которым можно было бы установить содержание и уровень тогдашнего кукольного театра. Самые старинные документы о нем относятся к 17 веку, но они имеют главным образом казенный характер и касаются вопросов разрешения или запрета странствующим труппам кукольников устраивать спектакли. Первые записи о кукольниках, выступавших на местах Родины на чешском языке, появляются в конце 18 века. Кукольный театр той поры переживал начальный период своего развития: в его распоряжении не было хороших драматических текстов, а авторы-кукольники еще не приобрели навыков профессионального искусства. И все же связанный с наиболее широкими слоями простого народа, этот театр служил распространению национально-возрожденческих настроений и подкреплению родного языка. Чешский кукольный театр, значит тот театр, спектакли которого шли на чешском языке, отражен в записях как одна из составных частей искусства барокко. Очевидные следы этого первого расцвета мы находим в искусстве умельцев-кукольников вплоть до конца их существования, а именно - до середины 20 века.

 


Они заметны как в репертуаре, так и в художественном понимании марионеток и театра. Начиная с того времени укоренилась перспективная сцена кукольного театра, окаймленная соффитами, — явно упрощенный вариант большой сцены, созданной известными художниками времени барокко — Фердинандо и Джусеппе Галли Бибиена. Репертуар составляли пьесы, в которых действовали" персонажи мировой литературы (любимый доктор Фауст, Геновева, Дон Жуан), затем тексты на библейские сюжеты. В него входили даже сокращенные произведения Шекспира, ввезенные в Чехию, вероятно, актерскими труппами из Англии и Германии. Дальнейшими источниками сюжетов для чешского кукольного театра стали комедии дель арте: характерные черты ее основных масок — хитрость Арлекина и тупость Бригеллы — унаследовал «чешский Петрушка» — Кашпарек. В начале 19 века появляется первый драматург, преподаватель Прокоп Конопасек (1785—1828), писавший только для кукольного театра. Он автор самой любимой чешской кукольной драмы «Олдржих и Божена или Храмовой праздник в селе Гудлице» и ряда других пьес, образовавших основной репертуар странствующих трупп кукольников. Наряду с ними, написанными исключительно для марионеток, в репертуаре кукольников стали появляться театрализированные тексты и переводы дореволюционных драматургов, предзначенные для драматических подмостков (Карел Симеон Махачек, Ян Непомук Штепанек, Вацлав Климент Клицпера и Йозеф Каетан Тыл). Приспособление таких произведений выражалось в сокращенном числе действующих персонажей, упрощении языка, пафосе и подчеркнутой стилизации. Типичным умельцем-кукольником этого периода был Матей Копецки (1775—1847), предок разветвленного семейства комедиантов, члены которого работают в области кукольного дела до сих пор. Смертью Матея Копецкого символически закрыт период народного кукольного театра в Чехии.

 


Драматургия кукольных спектаклей определяла степень воздействия театра на чувства национального самосознания широких народных масс. Пьесы, которые не содержали прогрессивных элементов, внесенных в жизнь революцией 1848-го года, и не отражали перемен социального строя, утрачивали свое значение. Они сводились к упрощенным сюжетным схемам и становились источником необузданного бездумного смеха.

 


Пятнадцать лет спустя после смерти Матея Копецкого было издано двухтомное собрание его сочинений — «Комедии и пьесы» — его сыном Вацлавом, Е. Юстом и И. Р. Вилимеком. Издателями не столько руководило желание сохранить творчество М. Копецкого для потомства, сколько стремление сделать его драматическое наследство достоянием современного драматического театра. Специфика кукольных представлений, начиная от структуры кукольных пьес и кончая чрезмерным актерским пафосом, охотно использовалась в плане пародии теми театральными деятелями, кто боролись с отживающим искусством романтизма и готовили путь для нового реалистического театра.

 


Несмотря на то, что чешский кукольный театр, возглавляемый народными кукольниками испытывал временами драматический застой, ему удалось оказать сильное влияние не только на простой народ, но и на крупнейших представителей чешского искусства, творчество которых тоже черпало свою силу в народных истоках, — таких мастеров как композитор Бедржих Сметана и живописец Миколаш Алеш. Потверждением может служить увертюра Б. Сметаны к пьесе «Фауст» и «Олдржих и Божена», а также известная картина М. Алеша «Приезд кукольника в деревню». Сближение профессионалов из искусства с чешским народным кукольным театром открыло для них новые пути и сыграло самую существенную роль в его дальнейшем развитии. Известные писатели скоро обратили внимание на популярность кукольных проказ, должным образом оценили связь актера с широкой публикой и поняли, что именно от них зависит репертуар кукольного театра; такой, который бы соответствовал требованиям современного зрителя и слушателя. В конце 19 века происходит своеобразный ренессанс чешского кукольного театра. Повышенный интерес к его деятельности возник не только в среде писателей и художников. Им живо заинтересовались педагоги: благотворность воздействия зрительно-эмоционального строя кукольного спектакля на формирование детского зрителя была бесспорной. В этот период кукольный театр впервые попадает в поле зрения теоретиков театра (напр, доктора Арношта Крауса и профессора университета доктора Вацлава Тилла). Наиболее ярким представителем научной мысли, посвятившим себя изучению и пропаганде кукольного театра, был Йиндржих Веселы (1885—1939). Его деятельность стала как бы объединяющим звеном между традиционным искусством кукольников и современным кукольным театром. В 1909 году он получил степень доктора философии, защитив диссертацию о фаустологических элементах в традиционном искусстве чешских кукольников. Общественная деятельность доктора Веселы началась в 1911 году, когда он открыл ретроспективную выставку кукол в Этнографическом музее; ее посетило тогда более 26 тысяч зрителей. В том же году доктор Веселы основал в Праге Чешский Союз друзей кукольного театра. В 1912 ив 1913 г. г. Союз друзей пригласил на пражские гастроли внучку Матея Копецкого Арноштку Копецкую-Кригерову. Гастроли привлекли внимание видных писателей, художников, ученых и журналистов, объединившихся вокруг кукольного театра и его дел. После образования Союза друзей перед рождеством 1912 года появились первые, так называемые куклы Алеша из ателье А. Мюнцбергера, а год спустя были изданы «Декорации чешских художников», представляющие собой большую художественную ценность. Они предзначались для семейных и школьных кукольных театров (до сих пор ни таких кукол, ни декораций в Чехии не изготовляли, а привозили их из Германии и Франции, но эти чуждые изделия не соответствовали чешскому национальному характеру). В 1912 году Чешский Союз друзей кукольного театра приступил к изданию журнала «Чешский кукольник». В это же время начал свою деятельность кукольный театр в районе Винограды в Праге с названием «Художественное воспитание», задавший цель воспитывать вкусы детей в художественном отношении. Театр был открыт постановкой оперы Ф. Шкроупа «Дратеник» 8-го января 1914 года. Бурное развитие кукольного театра было прервано первой мировой войной. События первой мировой войны вызвали усиление борьбы чешского народа за национальное освобождение. Народные массы так же, как и во время национального возрождения, требовали участия собственных представителей в органах власти. В этих условиях, когда драматический театр под запретом строгой австрийской цензуры не мог стать выразителем общественного движения Чехов, задачи политического агитатора взял на себя кукольный театр. В 1918 году в городе Пльзень возникло политическое кабаре, основанное на базе маленького кукольного театра с названием Летние колонии. Центральным персонажем отдельных пародирующих сцен стал Кашпарек (чешский Петрушка), который олицетворял прогрессивного чешского человека. Исполнителем Кашпарека и автором большинства его текстов был молодой Йосеф Скупа, начавший здесь свою кукольную карьеру. По случаю десятилетнего юбилея образования Чехословацкой республики благодарные зрители города Пльзень открыли мемориальную доску в знак того, что Кашпарек помог подорвать господство австро-венгерской империи. После войны в Праге, наряду с «Художественным воспитанием» была открыта вторая кукольная сцена «Царство кукол». Ее руководителями были Войтех Сухарда (1884—1968), художник, автор статуи Христа и апостолов для пражских курантов, и его жена, Анна Сухардова-Брихова (1883—1944), работавшая в этом театре как художник и драматург. С 1928 года кукольный театр располагается в здании городской библиотеки столицы Праги, в зале, который был одним из самых современных в Европе. Театр «Художественное воспитание» возобновил свою деятельность, прерванную мировой войной 1921 года. Душой его труппы стали теперь художники О. Бубеничек (1871—1966) и В. Скала (1893—1967). Они же сосредоточили вокруг театра знаменитых художников, художников сцены, драматургов и музыкантов. Группа передовых художников помогла театру сделаться одним из важнейших современных очагов культуры, помогла найти новые средства художественной выразительности. Театр ввел куклы, подвешенные только на нитях и ведомые с высоких мостиков взамен прежних, подражавших в технике вождения марионеткам чешских умельцев-кукольников. (Движение прежних марионеток ограничивала неподвижная железная проволока, приклепленная в голове куклы); а также систему передвижных сменных сцен. Эти нововведения потверждаются документами, равно как и тщательно подобранный репертуар, определивший ведущее положение театра. Тем временем современным искусством овладевал и кукольный театр в городе Пльзень. В 1920 году на подмостках малого театра Летних колоний впервые появилась фигурка Спейбла — замечательное создание И. Скупы. Шесть лет спустя рядом с ним начал действовать его партнер — маленький сынишка Гурвинек, вырезанный мастером кукольного дела Густавом Носек. Текст за обе марионетки произносил лично И. Скупа. Спейбла водил И. Скупа, Гурвинка Йиржина Скупова. Эти комические маленькие персонажи знаменовали собой возникновение всемирно известного Театра имени профессора Йосефа Скупы. В 1930 году он отделился от театра Летних колоний и начал свою самостоятельную художественную работу. В 1929 году по инициативе чешских и французских кукольников был образован международный Союз УНИМА (Ишоп 1п1егпа11опа1е <1ез Мапопепез). В первые же годы существования УНИМА четырнадцать государств подали заявления о вступлении в члены Союза. Первым председателем УНИМА избран Чех, доктор Йиндржих Веселы.

 


События второй мировой войны прекратили деятельность кукольников за границей, а позднее и в Чехословакии. В нацистской печати велась борьба против театра профессора И. Скупы, и его маленьких кукольных героев — Спейбла и Гурвинека. К тому времени И. Скупа нашел для своего театра нового автора пьес, доктора Яна Малика, писавшего свои произведения под псевдонимом Йиржи Кубеш. В период сотрудничества с ним Скупа твердо и ярко определил новую программу для театра, призванную сохранять в чешском зрителе чувство национального достоинства. Эта программа основывалась на соответствующем репертуаре, главным образом на пьесах, содержающих иносказание: «Букеты», «Чудо на каждом шагу», «Да здравствует завтрашний день». С ними Скупа путешествовал по чешским городам и деревням, смело проповедуя в народе бодрость и оптимизм. Конец этой деятельности положил арест И. Скупы немецкими захватчиками 17 января 1944 года. Его держали в тюрме на Борах в городе Пльзень, а марионетки мастера лежали в шкафу в гестапо. После осуждения И. Скупу перевезли в Дрезден, откуда ему удалось бежать в феврале 1945 года, после страшного налета на немецкий город. Он вернулся в Пльзень, где и дождался освобождения Родины Советской Армией. И уже осенью того же 1945 года Скупа открывает кукольные спектакли в новом здании на Римской улице в Праге с названием «Кукольный театральный кооператив Спейбл—Гурвинек». В 1948 году И. Скупе было присвоено звание народного артиста. В 1948 году в Чехословакии вышел новый закон в области театра, касавшийся и кукольного театра. Согласно этому закону за кукольным театром признавались равные права с театром драматическим. С этого времени в стране начали рождаться профессиональные кукольные театры. Кукольный театр становился все более популярным и снискал популярность у детского и взрослого зрителя не только у себя на родине, но и за рубежом. Важнейшим звеном кукольного театра являются, естественно, сами марионетки. Публика всегда оценивала театр по качеству «фигур», как называли кукол их владельцы. Поэтому кукольники покупали марионетки только у зарекомендовавших себя мастеров-резчиков, которые умели хорошо вырезать головку, конечности и тело куклы. Ведь от конструкции марионетки зависело так много! Кукла должна была легко и ловко ходить, садиться, крутить головой, а костюм который она носила, должен был сидеть на ней, как на живом актере. Южночешские кукольники покупали куклы у мастера Миколаша Сихровского (1802—1881); он же вырезал так называемые миротические куклы. Эти куклы делались мельче других, более субтильными, с красиво разработанными деталями головок. Его

 


марионетки покупали кукольники семей Копецки, Дубски, Лагрон и др. На востоке Чехии в городе Нова Пака изготовляла куклы известная мастерская резчиков Сухардов. Самым замечательным из них был Антонин Сухарды (1840—1911), отец известного пражского скульптора и кукольника Войтеха Сухарды. Куклы новопацкой мастерской были хорошо известны не только в Чехии и Моравии, но и в Вене, и за пределами тогдашней австро-венгерской империи. Большей частью они были высотой 90 см, с волосами и бородой вырезанными в стиле барокко; мужские народные типы имели подвижную нижнюю челюсть. Кукольники говорили, что у этих кукол щелкающий рот. Третьим, самым известным резчиком был пражский мастер Алесси, по происхождению итальянец, называемый также Алена или Алексинек. Его марионетки ценились сравнительно дорого, кукольникам нравилась их красивая внешность, хорошая раскраска, отлично выполненная фигура, которую Алесси вырезал почти анатомически верно и точно, а поэтому костьюм сидел на них лучше, чем на других куклах. Марионетками Алесси владел известный художник А. Лаштовка, очень ими дороживший.

 


Было несколько хороших резчиков и среди самых кукольников, напр. Янечек, который

 


сам ремонтировал и вырезал марионетки, или южночешский кукольник Флакс — головки его марионеток напоминали народную резную работу.

 


Декорации, авансцена и занавесы кукольники заказывали главным образом в мастерской Йосефа Божки из города Влахово Бржези или у Высекала в городе Кутна Гора. В начале 20 века, в период расцвета общественных, школьных и семейных кукольных театров, вырезанием марионеток было занято много резчиков. В Праге можно назвать имена: семейство Хохолов из района Подоли и мастер Шройф из района Карлин, прославившийся неистощимым запасом технических находок и усовершенствованием конструкций марионеток, превосходной резьбой и отличным знанием костюмов разных эпох.

 


После 1920 года вырезные марионетки уступают место марионеткам фабричного производства, стоившим дешевле. Профессионально созданием марионеток занимались работники театра Йосефа Скупы Г. Носек и Я. Вавржик-Рыз. В настоящее время некоторые профессиональные театры стремятся возобновить производство вырезных марионеток. Пока это удается главным образом Ф. Витеку из театра «Дракон» в городе Градец Кралове.


 


Йиндржишка Паткова

 

 


 


 




Пустынник

 

 


 


 




Король, рыцарь и Кашпарек

 

 


 


 




Кашпарек и артистка

 

 


 


 




Король и рыцари

 

 


 


 




Бес (большой чёрт)

 

 


 


 




Фауст и Мефистофель

 

 


 


 




Полковник Жижка

 

 


 


 




Генерал и гусар

 

 


 


 




Метаморфозы

Создать дневник

 

Цитатник ЛаккиМастер

Лента Профиль->

марионетка

 
           

Воскресенье, 07 Октября 2012 г. 10:57 (ссылка) + в цитатник
Прочитало: 1 за час

Цитата сообщения Roman_FRF

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!

5 Механика театральной куклы

Вага марионетки

Поисковик ежедневно высвечивает интерес многих читателей к марионетке. Даю несколько схем, поясняющих устройство типичной ваги. Как делать куклу, как её подвешивать в этой статье не говорится.



Конструкцию этой ваги разработали немцы (публикация 1972 года). Тогда она хорошо себя зарекомендовала в моей практике, а в наши дни только её и встретишь на торгах марионеток.
Управление рук можно зафиксировать на нужной высоте, удобное в работе коромысло для ног, есть возможность изменять и фиксировать угол наклона головы и пр.
Уверен, многие останутся довольны такой вагой, тем более, что рабочих чертежей в сети еще не было.


Вид сверху.


Вид сбоку.


Вид спереди.


Точки привязки нитей.
П - плечи.
З - зад.
Н - ноги.
Г - голова (уши).
Р - руки.


 

 

 


Не помню, чтобы где-то упоминали об оснащении марионетки грузами, а это одно из условий её уверенной работы.
На схеме указаны места для свинца.
Груз в пятке не даёт обуви «клевать носом», груз в тазу крайне важен для стабилизации туловища во время ходьбы куклы. Если голова легкая (из папье-маше, пенопласта), то необходимо загрузить лицевую часть головы.

 


Возможно, кому-то пригодится набор контуров деревянной марионетки для изучения её конструкции.

Создать дневник   Дневник Roman_FRF Дневник: (647) Лента Профиль->

1. Механика театральной куклы

 

Понедельник, 31 Мая 2010 г. 12:14 (ссылка)
Процитировано 6 раз + в цитатник
Прочитало: 0 за час / 7 за неделю / 44 за месяц

 

Гапит - палка для управления головой куклы (ваянг.).
_______________________________________________________________________________






























































































Простейший гапит

Нижняя подвижная часть конструкции упирается в ладонь руки, а указательный и
средний пальцы согнуты на проволочном крючке. Они могут своими движениями
поворачивать головку в стороны и наклонять ее вперед. На гапите свободно висят
плечики к которым крепится перчатка.
Так как голова на гапите удерживается двумя пальцами, ее размер может быть
значительно больше той, что на фотографии. И, что очень важно, гапит поворачивает
голову в стороны (голова на пальце может только наклонять голову).



Деревянная ось нижней детали гапита покрыта графитовой смазкой и входит
в отверстие торца рукоятки. Через отверстие в нижней части «подпятника» продет
шнур его фиксации.
Деревянные детали выточены стамеской на токарном станке.
Как ни странно, но детям легче управлять куклой с гапитом. Для них гапит делается
с ручкой на один сантиметр короче, и без плечиков.

Гапит в разобранном виде.




Плечики выпилены лобзиком из двух дощечек с прорезями на противоположных
сторонах. Отверстия на концах сверлятся после склейки дощечек на шейке гапита.
Один сантиметр равен двум клеткам.




Показаны плечики к которым крепится перчатка.
_______________________________________________________________________________________________






















Гапит гибкий



Гапит с резиновой трубкой позволяет наклонять головку куклы и поворачивать ее в стороны.
Часто, трубка заменяется витой пружиной.
_____________________________________________________________________________________




Гапит с шаровой опорой


Гапит с шаровой опорой был очень популярен в шестидесятых и начале семидесятых годов.
Он был разработан в мастерских театра Образцова.
Его конструкция и принцип действия понятны из чертежа и фотографии. Размеры плечиков
и длинна гапита зависят от размеров куклы.
Шаровая опора, стянутая сыромятным шнуром, должна работать мягко без рывков. Шейка
под сухариком и поверхности сфер смазываются графитом для лучшего скольжения (спасает
скрипа и износа дерева).
Во многих случаях конструкция видоизменялась в соответствии с манерой работы мастера
и оборудованием его мастерской, но шаровая опора сохранялась.




Вид гапита в разрезе. Верхняя деталь, на которую одевается голова, притянута
сыромятным шнуром к шаровой опоре.

 





Известно, что сапожник всегда без сапог, так и я. Перерыл всю мастерскую, и нашел только
маленькую куклу с гапитом, оставшуюся от жены. Ей было 18 лет, когда я сделал для нее
этот подарок. Парик куда-то слетел, костюм-драпировка тоже пропал в куче тряпок. Понятно,
что кукла не для театра, и управление сделано так, чтобы кукла располагалась лицом к
хозяйке. Годами позже, уже после свадьбы, я был поражен, когда узнал, как она играла.
Оказывается театральную куклу просто пеленали и качали на ручках!
Съемные проволочные плечики у этого гапита крепятся спереди.
__________________________________________________________________________________

Гапит с двумя шарнирами

Наклон и вращение головы обеспечивают две оси в перпендикулярных плоскостях.
Если у гапита с шаровой опорой головка куклы фиксируется трением сферических
поверхностей шарнира, то в этом гапите необходима пружина, удерживающая голову
в нейтральном положении.


 



 

 

Вертикальную ось можно заменить шурупом.

  Дневник Roman_FRF Дневник: (647) Лента Профиль->
2. Механика театральной куклы  

Пятница, 04 Июня 2010 г. 19:20 (ссылка)
Процитировано 5 раз + в цитатник
Прочитало: 0 за час / 1 за сутки / 9 за неделю

 




























Гапит

Начало по ссылке
http://www.liveinternet.ru/users/roman_frf/post127450743/
___________________________________________________________________________

Гапит с двумя перекрестными осями шарниров требует
стабилизации. Конструктивных решения, фиксирующих
головку в исходном положении, множество.
Представлено три варианта.

Сухарик уравновешен пружиной в среднем положении
по вертикали (стабилизация
горизонтальной оси).



Сухарик уравновешен пружиной в среднем положении
по вертикали и горизонтали (стабилизация горизонтальной
и вертикальной осей).
Поворачивая сухарик в стороны, вы раскручиваете
или скручиваете пружину, но она стремиться вернуться
в исходное положение.
Смещая сухарик по горизонтали, вы сжимаете или
растягиваете пружину.
Понятно, что движения можно совмещать, наклонять голову
и поворачивать ее в стороны одновременно.
_____________________________________________________________________________

Вид спереди


У гапита этой конструкции пружина стабилизирует только
наклон головы.

Рассмотрим внимательней конструкцию гапита. Мне кажется,
она широко применялась в мастерских Московского
кукольного театра.






















Вид сбоку



Бабышка шеи свободно вращается на палке гапита.
Сухарик имееи проволочный стержень, оканчивающийся
кольцевой петлей.
Через петлю проходит ось головы, за которую сухарик
может поворачивать голову в стороны и наклонять
и поднимать её. Сама голова держится на оси гапита,
проходящей через бобышку шеи.



Голова с отверстием для гапита в наклонном положении.

Детали верхней части гапита. Движения головы зависят
от точно выбранного взаимного располажения осей.
Советую кинематику проверять на плоской
картонной модели конструкци, меняя располажение
иголок-осей.
_____________________________________________________________________________

Привожу ряд фотографий подобного ганита.
Напоминаю, что конструктивных решений с этой кинематикой столько,
сколько людей ее используют.

Общий вид.


Над рукояткой сухарик с проволочными петлями для управления лесками глаз и ротика.

 

Для большого пальца руки делают впадину. Форма сухарика имеет множество вариантов,
и зависит от привычек кукловода.

 


 

Стержень сухарика заканчивается шарниром. Поперечная ось может иметь переходник,
если при наклоне головы стержень отходит от шеи далеко (он сохроняет вертикальность
стержня). Вид спереди.

Вид сзади.

 


Верхняя часть гапита в разобраннос состоянии.


Показана пружина-стабилизатор и шпилька для фиксации шеи на конце гапита.
Верхний конец пружины растягивается в голове куклы. Сама пружина может иметь
разную форму (плоская, витая цилиндрическая или конусная).

 


























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: