Тема 3. Психика, сознание, бессознательное.
План.
1. Понятие психики.
2. Структура психики человека.
3. Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза.
4. Сознательное и бессознательное.
5. Психика и организм.
До конца 19 века центральным понятием психологии было понятие «душа». В различные исторические эпохи ученые вкладывали в это слово разное содержание. Лишь в 20 веке это понятие сменилось понятием «психика», обозначающее совокупность психических явлений, которые представляют собой свойство высокоорганизованной материи - мозга.
Основными объектами являются психика и сознание человека.
(«объект» - от лат. – «предмет, бросаю вперед, противопоставляю» - т.е. то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности).
Психика - это субъективное отражение объективного мира, являющееся свойством высокоорганизованной материи – мозга.
Психика - это внутренний субъективный мир человека, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром в процессе активного отражения этого мира в виде образов, мыслей, чувств и поступков.
|
|
Психика - это наши ощущения и восприятие, память и представления, мышление и фантазия, чувства и воля; это - полноценная деятельность мозга, взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры.
Все эти психические процессы, свойственны конкретному человеку (субъекту), который имеет свой особенный характер, способности, темперамент; который познает, общается, действует в окружающем мире, человеку, который есть сын своего времени, член данного общества, личность.
Психику нельзя свести к нервной системе. Хотя головной мозг-это орган, деятельностью которого обусловлена психика, но содержание этой психики производится не самим мозгом, ее источником является внешний мир.
Основными функциями психики являются отражение окружающего мира и регуляция поведения и деятельности живых существ с целью обеспечения его выживания. Психика сложна и многообразна по своим проявлениям.
Эти функции взаимосвязаны между собой и обеспечивают адаптацию живого организма к условиям окружающей его среды.
Психика человека включает 3 составляющих:
внешний мир, природа, ее отражение.
1. Все психические явления можно условно разделить на процессы, свойства и состояния.
Процессы познавательные, эмоциональные, волевые .
К познавательным процессам относятся процессы получения и переработки информации о явлениях, происходящих в самом организме и в окружающем мире. Это ощущения, восприятие, представления, воображение, память, мышление. При изучении их удобнее рассматривать раздельно, однако всегда надо помнить и учитывать целостность психики.
|
|
К эмоциональным - отношение человека к тому, что он познает и делает: аффекты, переживания, эмоции, чувства.
К волевым - формирование потребностей и мотивов, выбор целей и способов их достижения, принятие решений и приведение их в исполнение.
В структуру психики входят 3 группы явлений:
1) психические процессы - обычно к ним относят познавательные процессы: процессы получения и переработки информации о явлениях, происходящих в самом организме и в окружающем мире. Это ощущения, восприятие, представления, воображение, память, мышление.
2) психические состояния: активность, бодрость, усталость, тревожность и т.д. К ним относят: проявление чувств /настроение, аффекты/, внимания /сосредоточенность, рассеянность/, воли /уверенность, неуверенность/, мышления /сочинение/ и т.д.
3) психические свойства - характер, темперамент, способности. К ним относят качества ума человека, его мышление, - устойчивые особенности его волевой сферы, закрепившиеся в характере, темпераменте, способностях, - укоренившиеся и вновь возникающие побуждении действовать определенным образом, - свойства чувств / вспыльчивость, сентиментальность и т.д./
2. Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза.
Психика, сознание развивается в процессе взаимодействия человека с окружающей его общественной средой, обучения и воспитания, овладения общественно выработанными способами действий с различными предметами, языковыми средствами общения, достижениями науки, техники и искусства, включения в жизнь общества и его созидательную деятельность.
Постепенно человек становится субъектом общения, учения, познания и труда; формируется как личность с присущей ей системой психических свойств, внутренне обусловливающих организованность и устойчивость поведения в соответствии с ее общественным положением и складывающимися у нее сознанием и самосознанием.
В целом развитие психики совершается постепенно, но в нем наблюдаются в некоторые периоды скачки развития. Количественные изменения подготавливают качественные изменения психики, которые совершаются путем дифференциации целого, выделения в нем отдельных функций и новой их интеграции.
Развитие психики происходит в формах филогенеза и онтогенеза.
Филогенез (или филогения)- (от др.-греч. – рождение, происхождение)- -историческое развитие организмов. Филогенез – это процесс исторического развития органического мира (живой природы и отдельных групп составляющих ее организмов) или отдельных его форм с момента возникновения жизни.
Филогенез рассматривает развитие психики в процессе эволюции человека – зарождение и развитие речи, изменение мышления, формирование сознания.
В филогенезе происходят качественные изменения психики в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленные усложнением взаимодействия живых существ с окружающей средой.
Подобные изменения могут иметь, как биологическую так и общественно-историческую основу. Способность живых существ к раздражимости породила психику как способность ощущения, которая, в свою очередь, развивалась в процессе образования и развития их нервной системы.
В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в «высшие психические функции» – специфические и человеческие, общественно исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Выделяют такие стадии эволюции психики, как сенсорную, перцептивную, интеллектуальную и формирование сознания.
|
|
Единство высших психических функций образует сознание человека. Особенность сознания состоит в том, что оно присуще только психике человека и возникло вследствие общественно-исторического развития человеческого общества.
Онтогенез – ( от греч. – рождение, происхождение) – процесс развития индивидуального организма, начиная с внутриутробной стадии развития человека. Онтогенез психики означает ее непрерывное развитие от рождения до конца жизни человека.
В психологии онтогенез – формирование основных структур психики индивида.
В ходе онтогенеза происходит процесс реализации генетической информации, полученной от родителей, процесс эволюции способов взаимодействия индивида с окружающей средой.
Определяя истоки психики в данном случае, ученые обращаются к формированию способности активно передвигаться в пространстве на определенном этапе развития живых существ.
То есть считается, что удовлетворение потребностей осуществляется путем активных перемещений в окружающей среде, после предварительного поиска необходимых предметов.
Если говорить о развитии психики человека, то в ее основе лежит овладение общественными орудиями, исторически сформировавшимися в процессе эволюции человека и служащими средством удовлетворения его потребностей.
Каждый период онтогенетического развития (детство, юность, зрелость, старость) характеризуется определенными возрастными особенностями.
Возрастные особенности – это специфические свойства психики индивида, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий. Возрастные особенности образуют определенный комплекс многообразных свойств, включая персептивные, познавательные, мотивационные, эмоциональные и другие характеристики индивида.
|
|
Так, от 1 года до 3 лет ребенок, осваивая простейшие предметы, формирует основы предметно-манипулятивной деятельности, вследствие чего у него вырабатываются способности к универсальным движениям рук и решению простых двигательных задач. Способность ребенка «вставать» на собственную позицию в отношениях со сверстниками и взрослыми влияет на возникновение у него установки «Я сам».
В период от 3 лет до 6-7 лет у ребенка складываются способности к воображению и использованию различных символов, чему способствует активная игровая деятельность, свойственная детям этого возраста.
Во время обучения в школе ребенок, включившись в образовательный процесс, активно присваивает элементы науки, искусства, что способствует формированию основ научного, логического мышления и т.д.
3. Психика человека существенно отличается даже от психики высокоорганизованных животных. Только человеку присуще сознание, как высшая форма отражения действительности.
Сознание - это, прежде всего знание о чем-либо, знание, которое можно проверить на практике. Значительная часть психических явлений человеком осознается. Т.е. человек знает и отдает себе отчет в том, каковы последствия его поступков и действий, что с ним происходит в тот или иной момент времени. Кроме того, осознать, значит получить возможность научить, передать свое знание другому человеку.
Однако имеется и много таких явлений, которые образуют бессознательный слой психики.
Бессознательное - это такая форма отражения действительности, при которой не отдается отчет в совершаемых действиях, утрачивается ориентировка во времени и месте действия.
Бессознательное — это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им. Это сновидения, автоматизированные действия, механизмы творчества, формирование догадок, гипотез, интуиция и многое другое.
Бессознательные явления вместе с сознанием управляют поведением человека. Однако роль их в этом управлении различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения. Оно «включается» в следующих случаях:
■ когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;
■ когда человеку требуется преодолеть некоторое сопротивление (физическое или психологическое);
■ когда человеку нужно осознать, что он находится в сложной конфликтной ситуации, и найти из этой, ситуации оптимальный выход;
■ когда человек попадает в ситуацию, которая содержит для него угрозу в случае непринятия немедленных действий.
Психика и организм.
В повседневной жизни мы достаточно часто убеждаемся в взаимозависимости физического самочувствия и психического состояния. Имеется много наблюдений о прямом влиянии психики на здоровье человека.
В настоящее время науке известно, что человеческий организм является в высшей степени самоорганизующейся и саморегулирующейся системой. Мозг человека за свою эволюцию приобрел особое свойство – высочайшую пластичность, то есть, умение приспосабливаться к самым разнообразным и неожиданным условиям существования. Истинные возможности психики, ее резервы в саморегуляции организма, состояний тела огромны.
Особое значение для психической деятельности имеют следующие особенности человеческого организма: возраст, пол, строение нервной системы и мозга, тип телосложения, генетические аномалии и уровень гормональной активности.
Функционирование психики зависит не только от деятельности головного мозга и нервной системы человека, но и в целом от физиологического, гормонального функционирования всего организма, тела человека.
Для формирования и успешного функционирования собственно человеческой сложно организованной психики необходим комплекс определенных биологических условий: уровень содержания кислорода в крови и клетках мозга, температура тела, обмен веществ и т.п.
Существует огромное количество подобных органических параметров, без которых нормально функционировать наша психика не будет. Не случайно, что заболевания и нарушения функционирования организма порождают и специфические проявления в психике человека.
Практически любое хроническое заболевание приводит к повышению раздражительности, утомляемости, к эмоциональной нестабильности, т.е. влечет изменения психологического тонуса. Психика и организм человека неразрывно связаны, неразрывно связанные между собой и понятия.
Психика – заставляет человека чувствовать, ощущать, осознавать свои действия.
Психические процессы постоянно развиваются и с возрастом они меняются. Ведь мировосприятие, желания, стремления и поведение людей старшего возраста значительно отличается от тех, что младше.
Информация, которую получает мозг, непосредственно действует на человека, в тоже время, работа психики обусловлена активными действиями.
Например, когда мозг получает сигнал о предстоящей опасности, уровень адреналина в крови увеличивается, сердце начинает биться быстрее и человек готов к конкретным действиям, которые направлены на сохранение здоровья и жизни.
Другой пример: когда в организме находиться недостаточное количество витаминов группы В, что способствует появлению депрессии.
Учеными было предложено много теорий, которые отражали связь между психикой и телом. Особое внимание было уделено психологическим отличиям мужчин и женщин.
В частности, установлено, что мужчины превосходят женщин по скорости и координации движений, ориентации в пространстве, пониманию механики и математики, однако у женщин более ловкие руки, большая скорость восприятия, счета, памяти, а также беглость речи.
У женщин ярче выражена социальная ориентация. С помощью более детальных исследований строения мозга у мужчин и женщин было обнаружено, что женский мозг в некоторых участках так называемого мозолистого тела (отвечающего за межполушарные связи) имеет больше нервных клеток.
Это дает основание предполагать, что у женщин лучше происходит синтез информации. Это в какой-то степени объясняет наличие загадочной «женской интуиции». Женское начало, как известно, призванное обеспечить продолжение рода, больше ориентировано на консервативные признаки в психике, на большую психическую устойчивость.
Мозг является главным механизмом, который имеет способность отражать окружающий мир. Ученые считают, что первые переживания были негативными и сигнализировали они о возможных проблемах и даже гибели организма, а также и позитивные, свидетельствующие об устранении или миновании опасности.
В итоге появилась первая форма, которая отражает связь психики и организма – эмоции. Эмоция – это уже не только физиологическое отражение, но уже и переживание, то есть, субъективное явление.
В дальнейшем развитии с усложнением данного специфического отражения в мозгу у человека появляется способность отражать мир в виде простейших образов, которые могли сигнализировать о жизненно важных явлениях внешнего мира.
Так, по мнению ученых, и возникли ощущения как субъективный образ объективного мира. Позже у человека наряду с непосредственным отражением появляется опосредованное отражение с помощью понятий, выражаемых словами, появляется и оперирование этими понятиями, то есть мышление.
Таким образом, эволюция привела к возникновению чисто человеческой формы отражения объективного мира – человеческого восприятия, чувств, памяти и воли. В течение эволюции человека возникли простейшие образы, развилось понимание и мышление.