Древнейшие формы искусства периода мезолита палеолита и неолита (наскальный рисунок, пластическая графика, пение ритмическое движение )

Искусство первобытнообщинного строя - первая в истории человечества социально-экономическая формация, время формирования самого человека как биологического типа и основных закономерностей исторического развития человечества, возраст которого исчисляется по последним научным данным более чем двумя миллионами лет. Через первобытную формацию прошли все народы мира. Поэтому для более правильного понимания профессионального искусства классового общества знакомство с начальными этапами становления художественной деятельности человека крайне необходимо.

  Первобытное искусство раскрывает перед нами зарождение всех видов изобразительного искусства, графической пластики, музыки зарож-дающегося театрального-художественного искусства (ритуальное дейст-во) в их синкретическом явмнстве, относящееся к трем периодам развития (палеолита, мезолита, и неолита).

Палеоли́т - первый исторический период каменного века с начала использования первых колотых каменных орудий гоминидами (род homo) (около 2,6 млн лет назад) до появления у человека земледелия приблизительно в 10 тысячелетии до н. э. Выделен в 1865 году Джоном Лаббоком.

Мезоли́т - (др.-греч. μέσος «средний» + λίθος «камень»), средний каменный век - период между палеолитом и неолитом. Термин «эпипалеолит» обычно используется для описания мезолитических культур за пределами Северной Европы. Датировка мезолита весьма варьирует в зависимости от региона.

Неоли́т или новокаменный век - период человеческой истории, выделенный Джоном Лаббоком в XIX веке как оппозиция палеолиту внутри каменного века. Характерные черты неолита - каменные шлифованные и просверленные орудия.

В отличие от искусства эпохи цивилизации, первобытное искусство не составляет автономной области в сфере культуры. В первобытном обществе художественная деятельность тесно переплетается со всеми существующими формами культуры: мифологией и религией, составляя синкретический, первобытный комплекс.

В первобытном искусстве получает свое развитие первые представления об окружающем мире. Они способствуют закреплению и передаче первичных знаний и навыков, являются средством общения между людьми. Искусство, упорядочивающее систему представлений об окружающем мире, регулирую-щее и направляющее социальные и психические процессы, служило средством борьбы с хаосом в самом человеке и человеческом обществе.

Изображение явилось незаменимым средством фиксации и передачи из рода в род синкретически нерасчлененного комплекса духовной культуры, заключавшего в себе многие будущие самостоятельные формы и виды человеческой деятельности.

Возникновение искусства означало шаг вперед в развитии человечества, способствовало укреплению социальных связей внутри первобытной общины, формированию духовного мира человека, его начальных эстетических представлений, тесно связанных с первобытными мифологическими воззрениями, оно основывалось на

· анимизме (наделение природных явлений человеческими качествами) и тесно связанном с ним

· тотемизме (культ животного прародителя рода).

     Несмотря на примитивный образ жизни, отсутствие элементарных благ материального существования, человек уже на рубеже 35-го тысячелетия до нашей эры (неолит) пытался найти способ выражения своих, находящихся еще в зачаточном состоянии, духовных потребностей. Таким «способом» стало художественное творчество.

 Ярким примером первичных, но уже художественно оформленных форм художественного восприятия и выражения человека окружающего мира и самого себя в общении, охоте, отдыхе, ритуальном действе явились наскальные рисунки пещеры Альтамиры (испания)

Альтами́ра (La cueva de Altamira) - пещера в Испании с полихромной каменной живописью эпохи верхнего палеолита (Солютрейская культура). Находится на одноимённом лугу в 2 км от центра городка Сантильяна-дель-Мар в Кантабрии, Испания, в 30 км западнее Сантандера.

Альтамира является естественной пещерой в породе, а рисунки в ней — один из самых важных сохранившихся живописных и художественных циклов первобытного искусства. С момента своего открытия в 1868 году пещера была исследована всеми ведущими специалистами-палеонтологами каждого из периодов палеолита. Есть свидетельства, что пещера использовалась в течение различных периодов общим временем около 22 000 лет, примерно 35 600-13 000 лет назад, пока главный вход в пещеру не был заблокирован оползнем. Всё использование пришлось на период позднего палеолита. (см. Набор примеров в приложении).

Изображение бизонов, созданные рукой древнего человека существенно отличаются по степени художественного решения: от графического родражания (мимезиса) реальной структуре тела животного до пластического выражения силы, мощи и гибкости, подчеркнутого в сочетании черно-белого цветового решения.  

Не менее ярким примером креативного сознания первобытного человека могут служить зарисовки отдыха («Фигуры купальщиц с детьми»), сценки «Охоты»), костюмированного «Ритуального действа» и др.).

 

 

  

Мезолитические изображения 

 

 

неолит

 

Особым выражением древнего ритуального искусства выступает пластическая фигурка «Женщины»-образа животворящей природы», в  образе которой подчеркнуты первопродные функции «животворящей природы».  

меолит

С тех пор искусство, будучи одной из форм общественного сознания, развивалось и помогало первобытному человеку закрепить накопленный опыт, сохранить память о прошлом, связаться с соплеменниками, передать узнанное будущему поколению, а главное зафиксировать эмоциональную оценку окружающего.

У первобытного человека появились первые религиозные представления, искусство также послужило для их закрепления и выражения. Таким образом, памятники первобытного творчества – явление неоднозначное. В них находятся зачатки знаний - основы будущих наук, они связаны с религиозными верованиями и в то же время доносят до нас и тот эмоциональный тонус, ту интенсивность чувств, которыми обладал первобытный человек.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: