Направления и художественные искания немецкого авангарда

Новые течения в музыке Германии развивались преимущественно в творчестве молодого поколения композиторов. Среди представителей старшего поколения Ф.Бузони и Х.Пфицнер символизировали противоположные тенден-ции.

  Dante Michelangelo Benvenuto Ferruccio Busoni;

 Бузона за роялем.

Данте Микеланджело Бенвенуто Ферруччо Бузони (итал. Dante Michelangelo Benvenuto Ferruccio Busoni; 1 апреля 1866, Эмполи - 27 июля 1924, Берлин) - итальянский композитор, пианист, дирижёр и музыкальный педагог.

Как пианист и прежде всего как дирижёр он выступал пропагандистом новой музыки, исполняя произведения Бартока, Шёнберга, Сибелиуса (особой известностью пользовался цикл оркестровых концертов 1902—1909 гг.). В 1907 г. Бузони опубликовал небольшой трактат «Эскиз новой эстетики музыкального искусства» (нем. Entwurf einer neuen Ästhetik der Tonkunst, русский перевод опубликован в 1912 г.), совершивший революцию в музыкальной мысли. В этом своём труде Бузони настаивал на том, что единственный критерий качества музыки - её «самость», несводимость ни к каким другим видам искусства (в связи с чем, в частности, отказывал в праве на существование «программной музыке»). Бузони настаивал на возвращение в музыкальную практику обильной импровизации, на отказе от традиционной гармонии и системы интервалов (привычные мажор и минор он считал бессмысленными оковами), на использовании возможностей электричества в звукоизвлечении. «Свободным родилось музыкальное искусство, и удел его - стать свободным», - утверждал Бузони в своём сочинении, оказавшем значительное влияние на самых радикальных музыкальных реформаторов 1910-20-х гг. - таких, как Луиджи Руссоло и Эдгар Варез. Впрочем, в собственном творчестве Бузони не был ультрарадикальным автором, хотя поздние фортепьянные сонаты (1910 и 1912) в той или иной степени атональны.

В своём оригинальном творчестве Бузони в значительной степени выступал с подытоживанием пути, пройденного академической музыкой до него. Это хорошо заметно уже по той роли, которую играют в его наследии транскрипции — прежде всего, баховские.

 Непреходящей популярностью пользуются выполненные Бузони транскрипции для фортепиано органной Токкаты и фуги ре минор и скрипичной Чаконы ре минор (транскрипция сольного скрипичного произведения для фортепиано в любом случае представляет собой непростую задачу, однако масштаб баховского сочинения делает её гораздо более сложной).

Однако граница между транскрипцией и оригинальной работой у Бузони довольно неотчётлива: он широко прибегает к цитатам и вариациям. Так, наиболее известная пьеса Бузони для фортепиано соло, «Fantasia Contrappuntistica» (первая редакция 1910), представляет собой, выражаясь современным языком, трибьют Баху - развёрнутую фантазию на тему последней, неоконченной фуги Баха из «Искусства фуги».

Среди авторов, чьи произведения так или иначе - от прямых цитат до следования общему духу и строю музыки - использованы Бузони в своем творчестве, такие разные фигуры, как Моцарт, Паганини, Бизе, Лист. Такой подход был для Бузони принципиальным: в «Эскизе новой эстетики музыкального искусства» он писал о том, что для создания новой музыки необходимо извлечь квинтэссенцию из музыкальной культуры прошлого.

 

Бузони - автор трёх опер: «Выбор невесты» (нем. Die Brautwahl; 1911, по Гофману), «Турандот» и «Арлекин и окно» (обе 1917). Над четвёртой, «Доктором Фаустом», он начал работать в 1916 г., но завершить не успел. Опера была закончена учеником Бузони Ярнахом по оставшимся рукописям и наброскам; в 1980-е гг. исследователь творчества Бузони Энтони Бомонт предложил другое завершение, принимающее во внимание и те нотные рукописи Бузони, которые Ярнаху не были доступны.

 

В отличие от Бузони, который  был необычайно чуток ко всему новому в музыке, Пфицнер же продолжал немецкие романтические традиции. Именно в национальном характере немецкой музыки от Бетховена до Вагнера он видел несокрушимую святыню и воплощение подлинности немецкого начала.

  Hans Pfitzner

Ханс Пфи́цнер (также Ганс; нем. Hans Pfitzner; 5 мая 1869[…], Москва — 22 мая 1949 или 21 мая 1949, Зальцбург) — немецкий композитор, дирижёр и публицист. Сын скрипача из оркестра Большого театра (Москва). В 1872 семья переехала во Франкфурт. Первую песню написал в 1884 году.

В своих музыкальных сочинениях Пфицнер развивал эстетику позднего романтизма. Известность ему принесла опера «Палестрина» (пост. 1917, Мюнхен; на собственное либретто), написанная в традициях Р. Вагнера. Среди известных сочинений Пфицнера в других жанрах кантата «О немецкой душе» (1921, на стихи Й. Эйхендорфа), фортепианный концерт Es-dur (1922), скрипичный концерт h-moll (1923), струнный квартет cis-moll (1925).

Защита национального художественного идеала перерастает у Пфицнера в национализм, но его политические иллюзии быстро развеялись. Композитор, официально признанный в Германии, оставался свободным от идеалогии Третьего рейха.

Музыкальная жизнь Германии начала века поражала своей интенсив-ностью и размахом. В отличие от Австрии, где средоточием музыкальной жизни была преимущественно столица, в Германии во многих городах существовали прославленные оперные театры, оркестровые и хоровые коллективы, имевшие давние художественные традиции (Томанер – хор и Гевандхауз в Лейпциге, оперные театры в Дрездене, Мюнхене и Байройте, дрезденский Кройц – хор и др.). В Германии этого периода сконцентрировались крупнейшие исполнительские силы Европы – дирижеры В.Фуртвенглер, О.Клемперер, Б.Вальтер, Э.Клайбер, Л.Блех, Г.Абендрот; пианисты В.Гизен-кинг, А.Шнабель, Э.Петри, Э.Эрдман.

Международной известностью пользовались струнные квартеты Амара – Хиндемита и Р.Колиша. Сохранило и упрочило международный авторитет немецкое музыкознание. Велась большая работа по изданию памятников немецкой музыкальной культуры, обработке архивов. Немецкая мысль о музыке в этот период представлена работами известных ученых – Германа Аберта, Курта Закса, Альфреда Эйштейна, Арнольда Шеринга, Пауля Беккера и др. Характерная особенность этого периода – повсеместный интерес к новой музыке.

Германия Веймарской республики становилась центром музыкального движения и не жалела ничего для процветания. В Германии проходили знаменитые фестивали и концерты новой музыки, премьеры многих зарубежных композиторов. Их устраивали Всеобщий музыкальный союз и Берлинский союз музыкантов, Новое музыкальное общество.

Необычайно развивалось и любительское музыкальное движение. Цель его – формирование здорового, эстетически гармоничного молодого поколения, просвещенную аудиторию на основе активного музицирования. Всеобщий рабочий певческий союз насчитывал около 400 тысяч участников. Регулярно проводились фестивали рабочих певцов, рабочие хоры участвовали в концертных исполнениях произведений Бетховена, Гайдна, Генделя.

Органичный процесс развития немецкого искусства был прерван нацистами в 1933 году. Была организована театрализованная церемония сожжения запрещенных книг, травля в печати, моральное давление и прямые репрессии инакомыслящих писателей, художников, музыкантов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: