А) Поход против разума
Отказ от античных рационалистических традиций начался еще в середине ХIX в. Современник и ученик Гегеля, датский философ Сирен Кьеркегор выступил против притязаний разума еще при жизни самого учителя, а немецкий философ Фридрих Ницше объявил разум "больным пауком", ткущим паутину, опутавшую жизнь людей и превращающую ее тем самым в нечто высохшее и обескровленное. ХХ век востребовал идеи критиков разума и переместил их в центр интеллектуального пространства.
Выступив против разума, мыслители выразили нарастающее в обществе осознание бессмысленности и безосновательности человеческого существования.
Б) Культурные последствия отказа от античной традиции в понимании бытия
Отказавшись от Бога ("Бог умер" – Ф. Ницше), не надеясь более на разум, человек ХХ в. остался один-на-один со своим телом. Начался культ тела, сменивший культ духа и разума, а это – главный признак язычества. Новое язычество ХХ в. быстро распространилось по планете, благодаря телевидению и другим средствам массовой информации.
|
|
Некоторые авторы считают, что, к примеру, рок-культура представляет собой аналог архаики (гр. - древний) – самого раннего этапа в развитии искусства в Древней Греции и Египте, а также Африки. В этом смысле архаичен и художественный авангардизм. Его приверженцы попытались вернуться к изначальным, самым древним формам жизненной и художественной практики, к архаике, к спрятанным в глубинах человеческой психики бессознательным началам всякой интеллектуальной и эмоциональной активности.
Разум не сумел предотвратить страшных войн ХХ в. и более того, сам поработал над созданием средств массового уничтожения людей, создав невиданные ранее виды оружия. Он не мог обеспечить гармонию и порядок в мире. Сформировалась эпоха тотального плюрализма, для которого нет никакой иерархии ценностей.
Плюрализм стал главной идеей общественного устройства, согласно которой общественно-политическая жизнь есть состязание множества социальных групп и представляющих их интересов, плюрализм ценностей стал основой жизни человека и общества: все стало равно всему, исчезли приоритеты: нравственные, политические, государственные, экономические, классовые и т.д.; общество распалось на бесчисленные атомы-индивиды, разрушив ценностную вертикаль, где был низ – верх, конец – начало.
В) Философия существования (XIX –XX в.в.): течение Западной философии, которое акцентирует своё внимание на уникальности бытия человека. Главные принципы:
- Человек делает себя сам, преобразуя себя на протяжении всей своей жизни.
- Способ и условие человеческого существования — свобода выбора.
- Существование человека включает в себя ответственность не только за себя, но и за окружающих: решая как поступить, человек выбирает, каким быть всему миру,
- Бытие — это острое переживание человеком своего присутствия, которое проявляет себя в пограничных ситуациях: на разломах жизни или перед лицом смерти.
- Общественная жизнь – это чуждый человеку мир условностей и ограничений
Г) Философия постмодерна (культура второй половины ХХ в.): новая идея бытия
|
|
Постмодерн в философии – это отказ от греческой традиции, которая понимала проблему бытия как устойчивого, вечного и неизменного основания мира и жизни.
Греческий философ Гераклит (VI-V в.в. но н.э.) – предложил иное толкование бытия. Он заявил, что бытие по своей сути – вечное изменение, процесс, развитие, движение.
Постмодерн востребовал гераклитовскую идею бытия как становления, что сразу же повлияло на сложившиеся традиционные для Европы формы философского мышления.
В постмодернистских философских произведениях отсутствует исходный основополагающий принцип: за внешними явлениями нельзя обнаружить никакой глубинной сущности (будь то Бог, смысл жизни, Истина, Разум и т.д.). "Все дозволено", "ничего не гарантировано" - главный лозунг постмодерна; все "священное" и "высокое" воспринимается как результат самообмана людей, иерархия "тело – душа – дух" давно разрушена, а духовность и душевность воспринимаются как признаки слабоумия и шизофрении.
Заключение
Проблема бытия стоит в центре философского мировоззрения. Понимание бытия и его основ налагает определенные ограничения на деятельность человека, заставляет соизмерять с ним свои действия. Вместе с тем бытие является источником и условием всех форм жизнедеятельности человека. Оно не только ставит границы деятельности, но дает объект, направление и средства для его творчества, а вместе с этим – ту сферу скрытых возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность.