Изучение экспрессивного компонента эмоций методом наблюдения эмоциональной экспрессии

  Экспрессивностью называется внешнее проявление психического или физического состояния человека, проявляющееся как в его вегетативных, так и в двигательных реакциях.

  Мимика – выразительные движение лица.

Поза – выразительные движения тела.

Жест – выразительные движения рук.

Пантомимика – совместные, выразительные движения организма в целом.

Эти компоненты дают возможность получить представление о неконтактном методе оценки эмоционального состояния человека. Этот метод позволяет изучить материал, не предназначенный для психологического анализа (исторические документы, кадры кинохроники).

     Различают спонтанную, т. е. непроизвольную и произвольную пантомимику.

Спонтанная возникает независимо от сознательных намерений (внезапный испуг, удивление, ярость).

Произвольная – управляемая человеком эмоциональное состояние, эмоциональная реакция, сознательно передаваемая окружающим. В этом случае эмоциональные проявления выполняют коммуникативную функцию, выступающую в качестве средств невербальной коммуникации (доп. стр.221, Крылов)

Произвольная пантомимика развивается на основе непроизвольной и является результатом жизненного опыта или обучения субъекта. Наиболее информативной является непроизвольная пантомимика.

Г. де Сюпервиль предложил схему выражений лица человека, находящегося в различных, эмоциональных состояний. Она основана на различиях направлений линий, соответствующих физиологическим щелям лица – глазным, носовым и ротовому.

Горизонтальное направление этих линий сообщает лицу спокойное

выражение.

         
 
 

 

 


При косом направлении линий, с наклоном их наружных концов вниз лицо приобретает печальное выражение.

 

 

   

 

При отклонении линий наружными концами вверх – веселое выражение.

 

 


Несмотря на условность, эту схему можно принять за «азбуку мимики»

Г. де Сюпервиль.

Опыт№30 (страница 206, Крылов).

              Распознание эмоций по выражению лица                                     регулирует и определяет взаимопонимание между людьми, поскольку в процессе общения внимание, в основном, сосредоточено на лицах собеседников. Среди других невербальных средств, мимика человека занимает особое место, поскольку изменение лицевых мышц, всегда несет в себе эмоциональную нагрузку, отражая чувства говорящего, что помогает разобраться в эмоциональных проявлениях партнеров по общению.

    Существует 7 универсальных эмоциональных проявлений на лице – гнев, отвращение, страх, радость, грусть, удивление, презрение.

Первая методика по методу кодирования, т.е. выявление определённых мимических реакций, была создана американскими психологами П. Экманом и У. Фризеном в 1976 году. В 1988 году методика была усовершенствована П. Экманом и Д. Матсимотой. На сегодняшний день она является единственной методикой, обладающей рядом уникальных характеристик (доп. стр. 221, Крылов).



Функции эмоций

1) Сигнальная (коммуникативная) – функция общения, сигналов о потребностной значимости происходящего. Сообщает человеку о состоянии говорящего, его отношении к окружающей действительности, сопровождается выразительными движениями:

- мимическими (движение мышц лица);

- пантомимическими (движение мышц тела, жесты);

- изменениями голоса;

- вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение и побледнение кожи), которые ориентируют субъекта совершать необходимые действия, например, избегать опасности, участвовать в продолжение рода.

2) Регулятивная - функция регуляции поведения, т. е. эмоции, оказываясь в основе мотивов деятельности субъекта, направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать препятствия. Когда эмоции достигают крайнего напряжения, происходит их трансформация в такие процессы, как выделение слёзной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры (плач).

3) Отражательная (оценочная) – оценка хода и результатов деятельности, явлений и событий, которые способствуют или препятствуют осуществлению деятельности субъекта. Например, он проявляет гнев, радость, огорчение.

4) Побудительная (стимулирующая) функция – стимулирует деятельность, определяет направление поиска для удовлетворения потребности или решения задачи. Например, испытывая страх перед приближающейся машиной, человек ускоряет свое движение через дорогу.

5) Подкрепляющая – влияет на характер мотивации выполняемой деятельности. Быстро и надолго в памяти запечатлеваются значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию. Так, эмоция успеха-неуспеха способна привить любовь или навсегда угасить её к какому-либо виду деятельности.

6) Переключательная функция – обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность, направление деятельности личности. Например, противоречия между инстинктом самосохранения и этических норм - реализуются в борьбе между страхом и чувством долга, страхом и стыдом.

7) Приспособительная (мобилизационная, защитная) функция– выполняет мобилизационную, интегративно-защитную роль, даёт возможность приспособится к окружающим условиям для удовлетворения актуальных потребностей. Так, эмоции сообщают о полезном или вредном воздействии на организм и дают возможность выгодно приспособиться к окружающим условиям.

 

 

 

Опыт № 31.

ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ АКТИВНОСТИ

Тест «САН» - Самочувствие. Активность. Настроение                                           (В.А. Семиченко «Психические состояния». - С.40).

Вводные замечания

Тест даёт возможность оценить функциональное состояние человека – качественную характеристику, складывающуюся из трёх основных составляющих: самочувствия, активности и настроения.                                               

Самочувствие – включает характеристики, отражающие силу, утомление, здоровье: самочувствие хорошее – плохое, чувствую себя сильным – слабым, работоспособным – разбитым и т. д.

Активность – объединяет показатели движения, скорости, темпа протекания функций, процессов: весёлый – грустный, спокойный – озабоченный, бодрый – вялый.

Настроение - включает характеристики полярности составляющих эмоциональное состояние: настроение бодрое – подавленное, активное – пассивное, радостное – грустное.                                    

Цель: выявить уровень активности.

Оборудование:  ряд суждений.

Ход работы

  1.  Э. дает матрицу - ряд полярных суждений относительно состояния на момент опроса (см. наглядность).
  2. И. по каждой паре характеристик определяет тот балл, который наиболее точно отражает его состояние:

        3 - более ярко выражено состояние;

1 - наименее ярко.

Выполнение работы

См. наглядность


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: