Сертификация продукции и услуг стала обязательной. Она рассматривается как официальное подтверждение качества и во многом определяет конкурентоспособность продукции, а значит и развитие производства, его рентабельность и эффективность.
B настоящее время под сертификацией соответствия понимается действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.
По сравнению с определением, данным в 1982 г., в понятие «сертификация соответствия» внесено несколько существенных изменений.
Во-первых, сертификация теперь непосредственно связана с действием третьей стороны, которой является лицо или орган, признаваемые независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе (ИСО/МЭК 2). Более подробно понятие «третье лицо», как и другие термины из определения сертификации соответствия, будут рассмотрены ниже.
|
|
Во-вторых, действие по оценке соответствия производится должным образом, что свидетельствует о наличии строгой системы сертификации, располагающей определенными правилами, процедурами и управлением.
В-третьих, значительно расширяется область распространения сертификации соответствия. В настоящее время ей подлежат продукция, процессы и услуги, в том числе процессы управления качеством на предприятиях (системы качества) и персонал.
Все это означает постоянное развитие сертификации как процесса установления соответствия и показывает необходимость ее проведения для цивилизованных рыночных отношений.
21 декабря 1989 г., когда Совет ЕС принял документ «Глобальная концепция по сертификации и испытаниям». Основная идея этого документа состоит в формировании доверия к товарам и услугам путем использования таких инструментов, как сертификация и аккредитация, построенным по единым европейским нормам. Это доверие должно быть подтверждено качеством и компетентностью. Основные рекомендации «Глобальной концепции» можно сформулировать в шести тезисах:
1. Поощрение всеобщего применения стандартов по обеспечению качества серии EN 29000 и сертификация на соответствие этим стандартам.
2. Применение стандартов серии EN 45000, устанавливающих требования к органам по сертификации и испытательным лабораториям при их аккредитации.
3. Поощрение создания централизованных национальных систем аккредитации.
4. Основание организации по испытаниям и сертификации в законодательно нерегулируемой области.
5. Гармонизация инфраструктуры испытаний и сертификации в странах ЕС.
|
|
6. Заключение договоров с третьими странами (не членами ЕС) о взаимном признании испытаний и сертификатов.
Для практической реализации рекомендаций европейские страны основали множество организаций по аккредитации, сертификации и испытаниям, которые преследуют такие цели, как: облегчение условий для международной торговли, гармонизация методик аккредитации, испытаний и сертификации; взаимное признание аккредитации, сертификации, результатов испытаний и калибровки средств измерений; повышение качества испытаний.
В начале 90-х годов в России сформировалась нормативная и техническая база для создания национальной системы сертификации. 3аконодательно сертификация как обязательная процедура защиты прав потребителя была введена в действие в 1992 г. Законом Российской Федерации «О защите прав потребителя». С 1 мая 1992 г. в России введена в действие система обязательной сертификации ГОСТ Р.
Законодательная база сертификации
Деятельность по сертификации в России законодательно регулируется и обеспечивается:
· законами РФ «О сертификации продукции и услуг», «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «О защите прав потребителей»;
· подзаконными актами, направленными на решение отдельных социально-экономических задач и предусматривающими использование для этой цели обязательной сертификации;
· указами Президента и нормативными актами Правительства России.
Основополагающим документом Российской Федерации в области сертификации является Закон «О сертификации продукции и услуг» № 5151-1 от 10 июня 1993 г. Этот закон устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов (например, систем качества предприятий) в Российской Федерации, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации.
Обязательная сертификация» определяет, что данный вид сертификации осуществляется в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Организация и проведение работ по обязательной сертификации возлагаются на Госстандарт России, а в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации в отношении отдельных видов продукции, могут быть возложены на другие государственные органы управления Российской Федерации.
Запрещается рекламировать продукцию, подлежащую обязательной сертификации, но не имеющую сертификата соответствия.
«Обязанности центрального органа системы сертификации», которым является орган, возглавляющий систему сертификации, определяет две его основные задачи: 1) организацию, координацию и установление правил системы сертификации и 2) рассмотрение апелляций заявителей по поводу действий органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров).
«Обязанности органа по сертификации» гласит, что орган этот сертифицирует продукцию, выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия; проводит идентификацию продукции, предоставленной для сертификации, в соответствии с правилами системы сертификации; приостанавливает либо отменяет действие выданных им сертификатов; осуществляет в установленном порядке инспекционный контроль за сертифицированной продукцией; предоставляет заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции. Орган по сертификации и его сотрудники несут юридическую ответственность за нарушение правил сертификации.
«Обязанности испытательной лаборатории (центра)» указывает, что испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в установленном порядке, осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации.
|
|
«Обязанности изготовителей (продавцов, исполнителей)» гласит, что изготовители и продавцы продукции, исполнители услуг, чьи результаты труда подлежат обязательной сертификации на территории Российской Федерации, обязаны:
• реализовывать эту продукцию только при наличии сертификата, выданного или признанного уполномоченным на то органом, или декларации о соответствии, принятой в установленном порядке;
• обеспечивать соответствие реализуемой продукции требованиям нормативных документов и маркировать ее знаком соответствия в установленном порядке;
• указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификации и нормативных документах, которым должна соответствовать продукция, и обеспечивать доведение этой информации до потребителя (покупателя, заказчика);
• приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если она не отвечает требованиям нормативных документов, на соответствие которым сертифицирована или подтверждена декларацией о соответствии, по истечении времени действия сертификата или декларации о соответствии либо срока годности продукции или срока ее службы, а также в случае, если действие
сертификата приостановлено либо отменено решением органа по сертификации;
• обеспечивать беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами органов, осуществляющих обязательную сертификацию продукции и контроль за сертифицированной продукцией;
извещать орган по сертификации в установленном им порядке об изменениях, внесенных в техническую документацию или технологический процесс производства сертифицированной продукции.
Закон запрещает реализацию импортной продукции, подлежащей обязательной сертификации, без сертификата, выданного и признанного в установленном порядке.
Сертификация продукции может быть выполнена аккредитованным российским органом по сертификации либо зарубежным органом, сертификаты и знаки соответствия которого признаются компетентным органом Российской Федерации.