Самостоятельная работа

ЗАДАНИЕ 1. Прочитайте четверостишия, обозначьте звуки в транскрипционных скобках.

 

Утекает детство, как вода. Утекает юность, как река,
            [ ]  
Утекает детство, но в наследство  То, что утекает, не вернётся.
            [ ]                      [ ]                                                [ ]
Остаётся людям песня детства, От неё лишь подвиг остаётся,
    [ ]                       [ ]                                       [ ]
Память остаётся навсегда. Память остаётся на века.
                [ ]                 [ ]  (Расул Гамзатов)

 

ЗАДАНИЕ 2. Повторите стихотворение Ф.И.Тютчева «Слёзы людские».

 

ЗАДАНИЕ 3. Выучите его на память.

                                                                                        

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ЗАДАНИЕ. Прочтите на память стихотворение Ф.И.Тютчева «Слёзы людские». Следите за произношением.

 

Урок 8

 

ТЕМА 8. Характер русского ударения: динамическое, разноместное, подвижное.

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

² ЗАДАНИЕ 1. Слушайте слова, проставляйте ударение, безударные слоги обозначьте дужками (˘): те́ло˘, щёки˘. Имейте в виду, что буква Ё всегда ударная. Выведите акцентологическую модель (_́ È):

 

 
шея, веко, брови, тело, ухо, темя, зубы,

уши, руки, ноги, пятка, мышца; 

внешний, вредный, выше, ниже.

² ЗАДАНИЕ 2. Слушайте, проставляйте ударение, выведите акцентологическую модель:

 

 
ребро, кишка,глаза, нога, рука, скелет, плечо, пузырь,  

крестец, отдел, грудной, зубной, ручной, ножной.

 

² ЗАДАНИЕ 3. Слушайте, проставляйте ударение, выведите акцентологическую модель:

 

 
ампула, опухоль, трение, органы, внутренний,           

мышечный, опытный, лёгочный, острое, жесткое,

внешнее, влажное, резкое, кожное, нёбное.

² ЗАДАНИЕ 4. Слушайте, проставляйте ударение, выведите акцентологическую модель:

 

 
желудок, кишечник, затылок, запястье, лопатка,

ключица, коробка, защита, предплечье, основа, 

височный, коленный, кишечный, белковый.

 

² ЗАДАНИЕ 5. Слушайте, проставляйте ударение, выведите акцентологическую модель:

 

 
железа, селезенка, организм, лимфоциты,      

кислород, содержать, сообщаться, состоять,

головной, спинной, кровеносный, бронхиальный.

 

² ЗАДАНИЕ 6. Слушайте, проставляйте ударение, выведите акцентологическую модель:

 

 
аппендицит, чревообразный, оперативный, 

благоприятный, передаваться, происходить,

располагаться, соединяться, образоваться.

 

ЗАДАНИЕ 7. Проставляйте основное и факультативное ударение в следующих словах:

 

тромбоэмболия, сердцебиение, околощитовидный, околосердечный, мочевыделительный, рентгенологический, противопоказание, крупнопузырчатый, гиперсекреция, глазодвигательный, болеутоляющий, спинномозговой, приступообразный, сосудорасширяющее (средство), двенадцатиперстная (кишка), схваткообразный (характер).

² ЗАДАНИЕ 8. Прослушайте слова и поставьте ударения:

 

поезда – поезда, острова – острова, паспорта – паспорта,

доктора - доктора, адреса - адреса, номера – номера, глаза – глаза.

 

² ЗАДАНИЕ 9. Прослушайте предложения и поставьте ударения на выделенных словах:

 

Поезда приходят каждый час. Нашего поезда ещё нет. Не забудь взять эти адреса. У меня нет её адреса. Брат дома. Вот новые дома.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

² ЗАДАНИЕ 1. Прослушайте стихотворения А.С.Пушкина «Если жизнь тебя обманет». Обозначьте ударные и безударные слоги. Выведите акцентологическую модель для I, IV, VII, VIII строк.

 

Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись!

 

В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет. 

 

   
Сердце будущим живет; Настоящее уныло:

 

Все мгновенно, все пройдет, Что пройдет, то будет мило.

 

 

² ЗАДАНИЕ 2. Прослушайте стихотворения А.С.Пушкина «Ты и Вы». Обозначьте ударные и безударные слоги. Выведите акцентологическую модель для I, VI, VIII строк.

 
 


Пустое вы сердечным ты                 

Она, обмолвилась, заменила

И все счастливые мечты

В душе влюбленной возбудила.

 

 
Пред ней задумчиво стою,

Свести очей с нее нет силы.

 
И говорю ей: «Как вы милы!»

И мыслю: «Как тебя люблю!»

² ЗАДАНИЕ 3. Прослушайте стихотворение Ф.И.Тютчева “Слёзы людские». Обозначьте ударные и безударные слоги. Выведите акцентологическую модель для этого стихотворения.

 

Слёзы людские, о слёзы людские,

 

 

Льётесь вы ранней и поздней порой…
Льётесь безвестные, льётесь незримые,
Неистощимые, неисчислимые,
Льётесь, как льются струи дождевые
В осень глухую, порою ночной.

           

² ЗАДАНИЕ 4. Прослушайте стихотворение Игоря Северягина «Быть может, и любит». Обозначьте ударные и безударные слоги. Выведите акцентологическую модель для этого стихотворения.

 

 
Быть может, и любит, да только не скажет…

Да только не скажет и чувств не покажет.

А раз не покажет – так что в этом толку.

Да, что в этом толку – любить втихомолку.             on the quiet

Надеждойтерзает, надеждой тревожит …                    hope; to torture; to disturb

А может быть вовсе не любит? Быть может!

  

² ЗАДАНИЕ 5. Прослушайте стихотворения С.Есенина «Шаганэ». Обозначьте ударные и безударные слоги. Выведите акцентологическую модель для этого стихотворения.

 

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

 

Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.   
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
   
Потому, что я с севера, что ли,  
Что луна там огромней в сто раз,  
Как бы ни был красив Шираз,  
Он не лучше рязанских раздолий.   expanse
Потому, что я с севера, что ли.  
   
Я готов рассказать тебе поле,

 

Эти волосы взял я у ржи,
Если хочешь, на палец вяжи –                  to tie
Я нисколько не чувствую боли.  
Я готов рассказать тебе поле.  

 

Про волнистую рожь при луне

rye

curls; to guess

 

 

to wake smb up

 

По кудрям ты моим догадайся.     
Дорогая, шути, улыбайся,
Не буди только память во мне
Про волнистую рожь при луне.

 

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

 

 

very much

 

 

Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне...
Шаганэ ты моя, Шаганэ.

 


Урок 9

 

ТЕМА 9. Русская интонация. Типы интонаций.

 

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

ЗАДАНИЕ 1. Прочтите следующие фразы вслух. Проставьте ударения. Отметьте тип интонационной конструкции по образцу. Обратите внимание на то, что номер интонационной конструкции располагается над тем гласным звуком, на котором происходит движение тона – повышение или понижение.

 
                    ИК-1 Это сердце.

 


Это организм человека. Они выполняют общие функции. Организм человека состоит из различных тканей. Ткани соединяются между собой и образуют органы. Орган имеет определенное строение.

 

ЗАДАНИЕ 2. Прочтите следующие реплики с интонацией ИК-2 (ИК-2а). Отметьте номер интонационной конструкции.

 

Войдите! Садитесь! На что жалуетесь? Что у вас болит? Откройте рот. Закройте рот. Раздевайтесь! Повернитесь спиной. Дышите глубже! Не дышите! Дышите! Наклоните голову вперёд! Поднимите ногу! Согните в колене! Лягте на живот! Подтяните ноги к животу! Одевайтесь! Выздоравливайте!

 

² ЗАДАНИЕ 3. Слушайте, повторяйте в интервале следующие предложения:

ИК-3     ИК-3      ИК-3 ИК-3      ИК-3                     ИК-3

Она? Это она? Она ушла? Можно? Можно войти? Вы идёте домой?

                      ИК-3

Вы идёте домой?

 

 

² ЗАДАНИЕ 4. Слушайте, повторяйте во время паузы, сравните интонацию восклицания (ИК-2) и интонацию вопроса (ИК-3):

 

        ИК-2 Здесь холодно! ИК-2 Я должен идти!             ИК-2      Сюда нельзя!           ИК-3 Здесь холодно? ИК-3 Я должен идти?               ИК-3      Сюда нельзя?

 

 

ЗАДАНИЕ 5. Прочитайте следующие предложения. Сравните интонацию повествования («интонацию точки») ИК-1 и интонацию вопроса ИК-3.

           ИК-1                 ИК-3

Он студент. - Он студент?

                                                 ИК-1                                                    ИК-3                                           

Мария учится в университете. Мария учится в университете? Мария

ИК-3                                            ИК-3                                  

учится в университете? Мария учится в университете?

                            ИК-1           ИК-3                                               ИК-3 ИК-3

Он звонил в девять. Он звонил в девять? Он звонил в девять? Он

звонил в девять?

² ЗАДАНИЕ 6. Прослушайте предложения. Отметьте границы синтагм внутри предложения одной линией (│), а между предложениями – двумя (││).

 

Сердце – это мышечный полый орган.

Сердце делится на 4 камеры: два предсердия и два желудочка. Левая и правая части сердца не сообщаются между собой. Левое предсердие и левый желудочек, правое предсердие и правый желудочек сообщаются между собой при помощи клапанов.

Мышца сердца работает автоматически.

 

² ЗАДАНИЕ 7. Прослушайте предложения, определите тип интонационной конструкции (интонация незавершённости) на границе синтагм.

 

Череп защищает мозг, грудная клетка предохраняет сердце и лёгкие. Спинной мозг находится внутри позвоночного канала, головной – в полости черепа.

 

ЗАДАНИЕ 8. Прочитайте предложение. Разделите его на синтагмы. Оформите их интонационно, используя ИК-3, ИК-4, ИК-1.

 

Верхние дыхательные пути – это полость носа и глотка, нижние – это гортань, трахея и бронхи.

ЗАДАНИЕ 9. Прочитайте реплики к диалогу «Паспортные данные больного». Передайте отмеченную в тексте интонацию.

 

 

   ИК-2                                                     ИК-4

- Как Ваша фамилия? (Ваша фамилия?)

ИК-2                                      ИК-4

- Как Вас зовут? (Ваше имя?)

ИК-2                                                 ИК-4

- Как Ваше отчество? (Ваше отчество?)

      ИК-2                                     ИК-4

- Сколько Вам лет? (Ваш возраст?)

   ИК-2                                                        ИК-4                                      ИК-4

- Кем Вы работаете? (Ваша профессия? Ваше место работы? Ваша

 ИК-4

должность?)

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

ЗАДАНИЕ 1. Прочтите следующие реплики с интонацией ИК-2 (ИК-2а).

Подчеркните гласную, несущую движение тона (повышение или понижение). Отметьте номер интонационной конструкции.

 

На что жалуетесь? Что у вас болит? Раздевайтесь! Повернитесь спиной. Дышите глубже! Не дышите! Наклоните голову вперёд! Поднимите ногу! Согните в колене! Лягте на живот! Подтяните ноги к животу! Одевайтесь! Выздоравливайте!

 

ЗАДАНИЕ 2. В следующих предложениях обозначьте слова, несущие интонацию вопроса (ИК-3). Прочитайте вслух.

 

Студенты второго курса проходят летнюю практику в Симферополе? – Да, второго.

Студенты проходят летнюю практику в Симферополе? – Да, в Симферополе.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: