Кружево, модель, авторская коллекция, узор, фактура, техника, традиция, мода

Кружево – это тончайшее изделие без тканой основы, в котором оригинальный орнамент образуется в результате искусного переплетения нитей. Традиционное кружево является одним из выдающихся явлений русской культуры [1]. Этимологически слово кружево восходит к глаголу «окружать», тем самым его значение в одежде имеет и охранительный характер: окружить одежду в виде разных оригинальных отделок на воротниках, подолах и рукавах. На сегодняшний момент существует достаточное количество техник создания кружевных изделий: кружева, связанные крючком, на вилке, на спицах; так же игольное кружево и макраме. Наиболее интересным в отношении создания узора
и фактуры является кружево, сплетенное на коклюшках. В настоящий момент оно продолжает существовать и развиваться.

Кружевоплетение на коклюшах пришло из Италии. По этому поводу существует красивая легенда о появлении первого кружева: однажды моряк, уходя в плавание, увидел красивую водоросль и решил подарить ее своей возлюбленной. Девушка, тоскуя по моряку, желая запечатлеть его подарок, решила сплести кружево из ниток, повторяющее узор водоросли. В процессе работы над кружевом, она догадалась подвесить на концах нитей груз, так и появился некий прообраз коклюшки [3].

Коклюшка – тонкая палочка, на которую наматывается нить, является незаменимым атрибутом кружева. Другим необходимым элементом, не претерпевшим практически никаких изменений, является валик. Валик – это продолговатая подушка, набитая соломой или опилками, чтобы хорошо держал форму. Также необходимы подставка под валик, булавки, которые удерживают кружево на сколке и нити. Сверху валик обшивается тканью белого цвета, чтобы кружево в процессе плетения не окрасилось [2].

Исторически сложилась традиция делать коклюшки из древесины твердых пород – клен, береза или дуб. Разные породы дерева дают свой уникальный перезвон, возникающий в процессе плетения. Считается, что чем он мелодичнее, тем выше качество коклюшек. В современных условиях техника кружевоплетения на коклюшках продолжает развиваться: существуют фестивали, которые проходят в местах, где исторически данная техника прижалась, например фестиваль «Город ремесел» в Вологде.

Несмотря на внедрение технологий, современных материалов в индустрию моды, ручное изготовление некоторых декоративных элементов остается востребованным и актуальным. Именно в таком ключе и будет рассматриваться кружево и его трансформация в русле современных модных тенденций.
В последнее время становится наиболее популярным трендом совмещать русскую вышивку, кружево и многие современные материалы. Стремясь уйти от унификации одежды, создать индивидуальный стиль и образ, дизайнеры обращаются к народным традициям и создают эксклюзивные вещи. Такие вещи, на создание которых потрачено много усилий, будут беречься, носиться и передаваться потомкам, оставаясь вне моды, что роднит их с традиционным пониманием костюма.

Идея сочетания традиционного кружева и современных модных направлений в костюме позволила родиться новой авторской коллекции, в которой русский костюм явился творческим источником. Идея этой коллекции состоит в том, что в каждом образе по-разному трансформируется декор, представленный кружевными элементами, сплетенными в духе сцепного вологодского кружева. Элементы, выполнены по уникальным авторским сколкам. Сколок – это линейный рисунок будущего кружева, накалывающийся на валик. В отличие от традиционного подхода в современном авторском осмыслении кружева активно используются сочетание разных нитей, цветов, также бусин и натуральных камней, что не характерно для традиционного кружева. По рисунку сколок тоже отличается от традиционного сцепного кружева. Он плетется
с элементами мерного кружева и отличается большей геометричностью и абстрактностью.

В первой модели, представленной накидкой-баской, кружево используется как единое целое с изделием, часть блузы-накидки. Декор проходит от плеча до низа изделия (рис. 1).

 

Рис. 1. Эскизы коллекции и модель с кружевом

 

Во второй модели кружево выступает как отдельное самостоятельное узорчатое платье, которое можно комбинировать с любым платьем (в данном случае под низ идет нейтральное платье на бретельках) (рис. 2).

 

 

Рис. 2. Модель ажурного платья

В следующем образе коллекции декор представлен как съемная дополнительная часть костюма, но в то же время довольно самостоятельная. Деталь не крепится к одежде как в первом варианте и не сможет существовать сама по себе как отельное изделие. Целью детали является дополнить и оживить образ.

Четвертая модель предполагает использование плетеных украшений
с вплетаемыми маленькими камушками.

Классические кружевные изделия в настоящее время – явление редкое. Традиция их создания постепенно исчезает. Однако возможности использования в костюме ручного кружева широкие, следует их искать и развивать.

 





ЛИТЕРАТУРА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: