Цель занятия - научить использовать словообразовательные средства в изобразительно-выразительных целях, совершенствовать знания студентов о способах словообразования.
Одним из предметов, над устройством которого
люди задумывались очень давно, является слово.
И Г.Милославский.
План:
- Понятие о морфеме.
- Способы словообразования.
- План словообразовательного разбора.
- Стилистические возможности словообразования.
1. Понятие о морфеме.
Части слова: приставки, корни, суффиксы, окончания - называются морфемами. Морфема - это наименьшая (то есть далее не членимая) часть слова.
Приставка (префикс) - это значимая часть, которая обычно стоит перед корнем и служит для образования слов и грамматических форм. Основное значение большинства приставок заключается в указании направления или характера действия: входить - выходить, приходить - уходить, подходить - отходить, или в указании различных пространственных отношений: подводный, наземный, предгорья.
Корень - общая, далее неразложимая часть родственных слов, в ней содержится лексическое значение. Например, в родственных словах вод-а, вод-ный, вод-янистый, под-вод-ный - общая часть -вод- является корнем. Слов без корня в русском языке нет. Для примера рассмотрим глагол вынуть. Некоторые лингвисты утверждают, что в этом слове есть приставка -вы- и суффикс -ну-. На самом деле корнем слова "вынуть" является -н-, он выделяется на основе сравнения с глаголами "принять" и "принимать". В глаголе "вынуть" -н- одновременно принадлежит и корню -н-, и суффиксу -ну-. Корни, состоящие из одной буквы, хотя и не часто, но встречаются в русском языке. Таковы, например, корни в словах "приду" и "приму". В них -и- одновременно принадлежит и приставке -при-, и корням -ид-, -им-. В словах "обуть", "разуть", "обувь" корнем является буква -у-. Он употребляется в сопровождении приставок.
|
|
Суффиксы - это значимые части, которые стоят после корня и служат для образования новых слов. Они служат, во-первых, для образования родственных слов (словообразующие); например, от слова гора посредством разных суффиксов образованы слова: горный, гористый, горец; во-вторых, используются для различения грамматических форм (формообразующие). К формообразующим относятся суффиксы: степеней сравнения прилагательных и наречий: красив-ее, красив-ейш-ший, служащие для образования видов глагола: рас-сказ-ыва-ть (от рас-сказ-а-ть), толк-ну-ть (от толк-а-ть); прошедшего времени глагола: дума-л (от дума-ть); причастий и деепричастий (говор-ящ-ий, бег-ущ-ий, плач-а, прочита-в); повелительного наклонения глаголов (нес-и).
|
|
Аффиксы - общее название всех значимых частей слова, за исключением корня (то есть приставки, суффиксы).
Интерфиксы (от inter - между) – части слова, выступающие совместно со словообразовательными аффиксами, но не выполняющие словообразовательных функций, а служащие своеобразными прокладками между морфемами в тех случаях, когда их непосредственное соединение затруднено или невозможно по фонетическим и морфологическим причинам: читать – чт ец, страдать – страдал ец, чай – чай н ый, кофе – кофе й ный, а также в словах пе в/ец от петь, вчера шн ий от вчера, мед в едь от мёд + едящий. Однако ряд лингвистов, в частности Н.М.Шанский, З.А.Потиха, не выделяют интерфиксов, считая их осложнёнными вариантами суффиксов.
Значимыми морфемами являются корень, приставка и суффикс.
Окончание (флексия) - это изменяемая часть, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Одна из форм слова может отличаться от других отсутствием окончания. Это указывает на определённое грамматическое значение, например, на именительный падеж или на мужской род. В подобных случаях отсутствующие окончания называются нулевыми. Например, нулевое окончание имеется в слове учил (сравнительно с формами учила, учили).
Постфикс – общее название аффиксов, находящихся после корня, то есть суффиксы и флексии. Название возвратной частицы – суффикса –ся (умываться, расчесываться), неопределённых частиц – суффиксов –то, -либо, -нибудь (кто-то, что–либо, где-нибудь), аффикса –те в форме множественного числа повелительного наклонения (пишите, думайте).
Основа - это часть слова без окончания. Формообразующие суффиксы в основу не входят (чита-л, умн-ее, дума-ть).
Непроизводная основа состоит из одного корня (гор а, вод а). Производная основа включает в состав приставки, суффиксы (гор-н-ый, вод-иц-а).
2. Способы словообразования.
В русском языке существуют следующие способы словообразования.
1) Морфологические способы образования:
а) приставочный (префиксальный), например, делать - переделать;
б) суффиксальный, например, летать - лётчик;
в) приставочно-суффиксальный (префиксально-суффиксальный), например, под осиной - подосиновик, на рукаве - нарукавник;
г) бессуффиксный (нулевая суффиксация), например, прогулять - прогул, взрывать - взрыв;
д) сложение, например, теплотехника, лесостепь, горько-солёный, КГТ, ОПИ.
2) Неморфологические способы образования:
а) лексико-семантический заключается в создании нового слова путём расщепления старого на омонимы: "мир" - вселенная, "мир" - состояние без войны; "кулак" - кисть руки, "кулак" - эксплуататорский класс;
б) лексико-синтаксический заключается в создании нового слова из словосочетаний, объединённых в процессе употребления в языке: на конец - наконец, сей час - сейчас;
в) морфолого-синтаксический осуществляется при переходе слова из одной части речи в другую: булочная, рабочий. При этом слово приобретает новые грамматические признаки.
3. План словообразовательного разбора:
а) Дать толкование лексического значения данного слова. Например, "прибрежный"- находящийся рядом с берегом;
б) Составить словообразовательную цепочку. Например, прибрежный береговой берег;
в) Выявить часть слова, от которого и при помощи которого образовано данное слово. Слово "прибрежный" образовано при помощи приставки -при- и суффикса -н-.