Основные пути и факторы формирования политической культуры

Условием формирования политической культуры людей является их включенность в политический процесс, взаимодействие с политической реальностью. В политическом процессе действует целый ряд институтов. С политической системой взаимодействуют различные сферы общественной жизни, все они в той или иной степени участвуют в формировании политической культуры, определяют основные направления этого процесса. Ими являются: целенаправленная образовательно-просветительская, духовно-идеологическая деятельность государства, политических партий, общественных организаций и движений, церкви, СМИ; воздействие бизнеса, науки, образовательных организаций, семьи, трудового коллектива, клубов и организаций по интересам.

Деятельность государства по формированию моделей политического поведения определяет, соответственно, и важнейшие параметры политической культуры. Когда же государство принимает на себя идеологические функции, оно самым непосредственным образом активно включается в процесс ее формирования.

Другой, не менее важный путь формирования политической культуры — политическая, идеологическая, воспитательная и организационная деятельность общественных организаций и партий. Они закладывают основы политического сознания граждан, их мышления и поведения. Именно деятельность политических партий формирует у граждан отношение к партиям и партийным системам, представления о месте партий в политической системе общества, об отношении между партиями и государством и т.п.

Активное участие церкви в повседневной политической жизни и продуцирование ею основных моделей политического мышления и поведения граждан также являются одним из путей формирования политической культуры общества.

В современных условиях одним из наиболее эффективных путей формирования политической культуры является информационно-коммуникативная деятельность СМИ. Не случайно их называют четвертой властью. Использование СМИ для формирования политической культуры наиболее эффективно, так как они способны воздействовать на максимальное число людей в кратчайшие промежутки времени. Особенно важную роль в формировании политической культуры СМИ играют в переходные периоды жизни общества, что типично для современной России.

В заключение рассмотрения вопроса о путях формирования политической культуры назовем еще один из них — это образовательный и воспитательный процессы в образовательных организациях. Ведь именно в рамках образовательных организаций протекает значительная часть политического воспитания, целью которого является, прежде всего, подробное информирование о политической системе и ее нормах. Именно учебные заведения включают в программы обучения изучение истории Отечества и обществознания, которые повсеместно используются как средства утверждения патриотических ценностей, оправдания существующей политической системы и в конечном счете формирования добропорядочного, лояльного к власти гражданина.

Известно, что страны, имеющие аналогичные социально-политические системы, могут значительно отличаться друг от друга в политико-культурном отношении. Политическая культура отдельной страны обычно формируется в процессе переплетения различных факторов объективного и субъективного характера: географическое положение страны, международные отношения и мировая политика, общецивилизационные и исторические детерминанты, совокупность ценностных ориентаций и способов политического участия граждан, национальных традиций, обычаев, способов общественного признания человека, доминирующих форм общения элиты и народа, а также других обстоятельств, выражающих устойчивые черты цивилизационного развития общества и государства.

К объективным факторам формирования политической культуры прежде всего можно отнести геополитические особенности страны, выражающиеся, в частности для России, в особенностях ее лесостепного ландшафта, в наличии на большей части территории резко континентального климата, в существенных размерах освоенных человеком территорий и т.д. Влияя на жизнь многих и многих поколений, эти факторы определили для значительных слоев населения основной ритм жизнедеятельности, установки и отношение к жизни. Так, зимне-летние циклы способствовали сочетанию в русском человеке степенности, обломовской созерцательности и долготерпения (вызванных длительной пассивностью в зимний период) с повышенной активностью и даже взрывным характером (берущих истоки в необходимости многое успеть за короткое лето). Коллективизм (соборность) как традиционная ценность также во многом вызвана необходимостью сосредоточить хозяйственные усилия в критически короткие сроки для ведения земледелия.

Собственное влияние на доминирующие черты политической культуры любого общества оказывают общецивилизационные факторы. Это, в особенности, касается российской политической культуры, которая отразила социокультурную срединность между ареалами Востока и Запада, постоянную ориентацию государства на чрезвычайные методы управления, мощное влияние византийских традиций, выразившееся, например, в доминировании коллективных форм социальной жизни, отсутствие традиций правовой государственности и низкую роль механизмов самоуправления и самоорганизации населения и т.д.

Исторический опыт во многом определяет качество политической культуры, тем более что он включает в себя и политический опыт страны. Особенно велика роль исторических событий с глубокими последствиями: войны, революции, национальные кризисы и т.п. При проведении сравнительного анализа американской политической культуры и политических культур континентально-европейского типа, например, необходимо учитывать, что в США формирование политической культуры после завоевания независимости происходило в более благоприятных условиях, чем в Европе. Феодальных пережитков в США было несравненно меньше, чем в Старом Свете. Таким образом, политическая культура США изначально несла в себе значительно меньше следов феодального прошлого. У американской буржуазии не было, как у европейской, мощного соперника в лице феодальной аристократии. Американская буржуазия не испытала такого давления со стороны рабочего движения, как европейская.

Континентально-европейские политические культуры выглядят несколько иначе. История развития европейских стран предопределила преобладание эклектичности в их политических культурах. Различия постепенно сглаживаются, но время от времени они дают о себе знать.

Политическая культура России тоже определяется историей ее развития. В частности, длительное существование монархии в России, отсутствие буржуазно-демократического опыта развития, переход от монархии к тоталитаризму с его вождизмом определили во многом такие черты российской национальной политической культуры, как вера в харизматического лидера, страх перед властью, социально-политическая апатия, высокая степень идеологизации общества, подмена принципов согласия нетерпимостью, поиск «врагов», уравнительная ориентация и др. Вместе с тем великая история России определила в национальной политической культуре такие элементы, как требование высокой нравственности в политике (нечестные люди у власти в России презираются народом), ориентация на использование власти в общенациональных интересах, патриотизм, готовность к самопожертвованию ради общих интересов.

Особую роль в формировании политической культуры играют экономические факторы. Как показывает исторический опыт, на уровень политической культуры общества непосредственное влияние оказывают: экономическая стабильность в обществе, достаточно совершенная система законов, регулирующих экономические процессы в обществе, экономическая свобода (в разумных границах), сильные позиции среднего класса и др. Однако нельзя понимать влияние экономических факторов на формирование политической культуры упрощенно, в том смысле, что любое изменение экономических отношений приводит к немедленному автоматическому изменению политической культуры. Необходимо иметь в виду, что в реальном общественно-историческом процессе происходит взаимовлияние экономических и политико-культурных факторов. И это взаимовлияние в конечном счете сказывается на качестве политической культуры.

Международные отношения и мировая политика могут повлиять на политическую культуру двояким образом. С одной стороны, взаимодействие и сотрудничество различных стран приводит к диффузным явлениям в политической культуре, взаимопроникновению смыслов и ценностей в различные политические культуры, использованию позитивного потенциала «чужой» политической культуры, а в конечном счете к стабильным отношениям на международной арене. С другой стороны, попытки императивного воздействия на отдельные страны со стороны каких-либо акторов мировой политики с использованием различных форм давления (информационная война, основанная на лжи, санкции, двойные стандарты, игнорирование норм международного права, дезорганизация экономической и политической жизни и т.д.) обусловливает политико-культурную замкнутость, актуализацию национальной идентификации на традиционалистских основаниях, формирование недоверия к системе ценностей «врага», воспринимаемых как инструмент борьбы и влияния, и соответственно, выдавливание враждебных ценностей из «своей» политической культуры. Последние события в отношениях Запада и России явно привели к обесцениванию западной политико-культурной традиции, усугублению авторитарной парадигмы в российской политической культуре. Либерализм и демократия западного образца дискредитированы. Западнический модернистский элемент в российской политической культуре минимизирован до степени неприемлемости подавляющим большинством граждан Российской Федерации. Здесь уместно задать западным политикам и всяким институтам типа Парламентской ассамблеи Совета Европы вопрос в духе Президента РФ В.В. Путина: «Вы хоть понимаете, что вы натворили?». Почвенничество же, традиционализм, наоборот, востребованы обществом, актуализированы практически во всех его слоях. Это, с одной стороны, приводит к формированию позитивного потенциала для преодоления политико-культурного раскола в обществе на основе традиционных ценностей – патриотизма, идеи социального государства, не стесняющегося «отцовской заботы», и служилого государства, которое способно придать всем слоям общества (и «верхам», и «низам») служилый статус, который определяется исключительно служебным усердием – обязанность нести Государеву службу в соответствии с определенными функциями, опора на собственные возможности и ресурсы развития (мобилизованность) и т.д. Но, с другой стороны, «с водой можно выплеснуть и ребенка» – истинно демократические ценности: правовое государство, гражданское общество, выборность и сменяемость власти и т.д. А кроме того, углубляется межцивилизационный раскол между Западом и Россией, снижаются возможности диалога, усиливается международная напряженность, возрастают военные угрозы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: