1. Какие права принято называть основными?
2. Как соотносятся понятия права и свободы?
3. Изобразите схематически классификацию прав и свобод человека.
4. Охарактеризуйте три группы основных прав и свобод человека.
5. Какие международные документы лежат в основе этой классификации?
6. Охарактеризуйте классификацию прав и свобод человека по поколениям прав и свобод.
7. Назовите основные обязанности человека и гражданина в РФ.
8. Охарактеризуйте роль Уполномоченного по правам человека в РФ.
9. Назовите три группы основных гарантий прав и свобод человека в РФ.
10. Какие личные права в сфере правосудия закреплены Конституцией РФ?
11. Насколько абсолютна неотчуждаемость прав и свобод человека?
Библиографический список
Основной
1. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. / М. В. Баглай. — 8-е изд., изм. и доп. — Москва: Норма, 2009. — 800 с. — Гл. 10–16.
2. Козлова, Е. И. Конституционное право России: учеб. / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Проспект, 2008. — Гл. 8–13.
|
|
Дополнительный
1. Конституционное право России: учеб. / А. В. Безруков и др.; отв. ред. А. Н. Кокотов, М. И. Кукушкин. — 3-е изд., пересмотр. и доп. — Москва: Норма, 2008. — 543 с.
2. Конституционное право России: учеб. для студентов вузов/ под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 671 с.
3. Конституционное право России: учебник для бакалавров / отв. ред. докт. юрид. наук, проф. И.В. Выдрин — Москва: Юрлитинформ, 2015. — 552 с.
Раздел 4. Федеративное устройство России и система органов власти федеративного государства
Тема 9. Конституционно-правовой статус России как федеративного государства
Учебные цели: усвоение конституционных основ федеративного устройства Российской Федерации, статуса Российской Федерации и ее субъектов.
План
9.1. Понятие и формы государственного устройства.
9.2. Статус Российской Федерации как суверенного федеративного государства.
9.1. Понятие и формы государственного устройства
Государственное устройство — это структура государства, определяющая наличие или отсутствие в его составе других государств или государственных образований, статус этих образований и государства в целом, разграничение между ними предметов ведения, основы их взаимоотношений.
Различают три основные формы государственного устройства:
— унитарное государство — это единое государство, основанное на концентрации властных полномочий в центре, на единой конституции и едином законодательстве;
— федеративное государство — это конституционный или договорный союз нескольких государств или государственных образований, имеющих определенную самостоятельность. Этот союз основан на разграничении властных полномочий, когда каждый субъект федерации имеет свою конституцию или устав и свое законодательство, признавая при этом высшую юридическую силу федеральной конституции и федеральных законов. Обычно федерации образуются путем объединения двух или нескольких государств (договорный характер) либо путем признания отдельных национально-государственных образований и административно-территориальных единиц субъектами федерации (конституционно-правовой характер);
|
|
— конфедерация — объединение нескольких суверенных государств, имеющих собственные органы государственной власти, но при этом создаются специальные общие органы для координации действий в решении некоторых общих задач — военных, экономических, внешнеполитических и т. п. Это объединение имеет, скорее, международно-правовой характер.
Субъекты федеративного государства формально являются унитарными государствами с ограниченным суверенитетом, но фактически все субъекты РФ, в том числе и республики, никаким суверенитетом не обладают.
9.2. Статус Российской Федерации
как суверенного федеративного государства
Россия, многие столетия бывшая единым централизованным государством, после падения монархического режима и победы Великой Октябрьской социалистической революции, в январе 1918 г., на III Всероссийском съезде Советов в принятой Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа была провозглашена как Федерация советских национальных республик. Таким образом, субъектами Федерации были только национальные республики. После создания СССР в 1922 г. Российская республика, являясь одним из равноправных субъектов Союза, оставалась формально федеративным государственным образованием асимметричного типа. Наряду с различными автономными образованиями, являвшимися субъектами Федерации, в ней было значительное число областей и краев, не являвшихся субъектами Федерации.
Новый этап федеративного развития России формально наступил в 1990 г. после принятия Декларации о государственном суверенитете, а практически — в 1991 г. после распада СССР. Важную роль при этом сыграл Федеративный договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, подписанный 31 марта 1992 г.
Федеративный договор 1992 г. назвал субъектами Федерации наряду с национальными образованиями все области, края и автономные образования, а также еще два города федерального значения. Все они получили общее наименование — субъекты Российской Федерации. Окончательно вопрос о федеративном устройстве Российской Федерации был решен при принятии новой Конституции Российской Федерации в 1993 г.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г. на момент ее принятия в состав Российской Федерации входили 89 равноправных субъектов, в том числе 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 10 автономных округов. Конституцией предусматривается возможность принятия в Российскую Федерацию и образование в ее составе новых субъектов Федерации. Выход отдельных субъектов из Федерации не предусмотрен.
С 2003 г. начался процесс создания новых субъектов Федерации путем объединения уже существующих субъектов. А в марте 2014 г. в состав Российской Федерации была принята Республика Крым, и на этой основе были образованы два новых субъекта РФ – Республика Крым и ГФЗ Севастополь.
В результате по состоянию на 1 декабря 2017 г. в состав Российской Федерации входят 22 республики, девять краев, 46 областей, три города федерального значения, одна автономная область, четыре автономных округа. Всего насчитывается 85 субъектов Российской Федерации.
|
|
Федеративное устройство Российской Федерации основано на принципах, закрепленных Конституцией Российской Федерации. Это — государственная целостность Российской Федерации; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации.
Конституционно-правовой статус Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР и Федеративным договором.
Важнейшей характеристикой конституционно-правового статусаРоссийской Федерации является её суверенность. Суверенитет государственный означает верховенство государственной власти внутри страны и её независимость во внешнеполитической сфере. Наряду с суверенитетом государственным многие учёные разрабатывают положения о суверенитете национальном, суверенитете народном, суверенитете личности, о наднациональных органах власти и др. Это, по мнению другой части учёных, размывает и подрывает суверенитет государственный.
Признанным основоположником учения о суверенитете является древнегреческий философ Аристотель. В период новой истории основателем науки о политике из-за разработанной им теории государственного суверенитета является французский учёный Жан Боден. Большой вклад в дальнейшее развитие теории государственного суверенитета внесли Жан Жак Руссо, Ш. Монтескье, Н Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, а также Г. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Значительный вклад внесли также российские учёные Ф.Ф. Кокошкин, Н.М. Коркунов, Б.Н. Чичерин, современные исследователи — Р.Г. Абдулатипов, О.Е. Кутафин, Ю.И. Скуратов, Б.А. Страшун, М.В. Баглай и др.
М.В. Баглай разрабатывал теорию «остаточного суверенитета»[7], сущность которой заключается в том, что государственный суверенитет принадлежит Российской Федерации, а её субъекты обладают «остаточным суверенитетом». Это положение обосновывается тем, что ст. 73 Конституции РФ предоставляет субъектам РФ «всю полноту государственной власти» за вычетом предметов ведения РФ и её полномочий по предметам совместного ведения.Однакопосле принятия Конституции РФ Конституционный Суд неоднократно в своих постановлениях подчеркивал, что республики в составе РФ, несмотря на то, что они названы государствами, не обладают государственным суверенитетом, на который некоторые из них претендовали[8]. После этого М.В. Баглай изменил свою позицию и считает, что субъекты РФ обладают только самостоятельностью в пределах своих полномочий, а не суверенитетом. Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции Российской Федерации, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации.
|
|
Конституционно-правовой статусРоссийской Федерации предполагает также:
¾ наличие федеральной Конституции, имеющей верховенство на всей территории РФ, и собственного законодательства;
¾ территориальную целостность Российской Федерации;
¾ единое федеральное гражданство;
¾ общие для всей Федерации высшие органы государственной власти;
¾ единую федеральную систему права;
¾ федеральную собственность;
¾ единую денежную, налоговую и таможенную систему Российской Федерации;
¾ единые вооруженные силы Российской Федерации;
¾ единый государственный язык на всей территории Российской Федерации — русский язык;
¾ право международных и внешнеэкономических отношений с иностранными государствами (абсолютная правоспособность);
¾ государственные символы — государственные флаг, герб, гимн, столица, государственные награды.
Важной характеристикой статуса федеративного государства является круг предметов ведения, находящихся в исключительном ведении Российской Федерации и в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
В исключительном ведении Российской Федерации находятся:
А. В сфере государственного строительства: принятие и изменение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и контроль за их исполнением; федеративное устройство и территория Российской Федерации; гражданство Российской Федерации, регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, регулирование и защита прав национальных меньшинств; установление системы федеральных органов власти и их формирование; судоустройство, прокуратура, уголовное, гражданское, арбитражное законодательство; основы федеральной политики в области государственного и национального развития; государственные награды и звания; государственная служба.
Б. В экономической сфере: управление федеральной государственной собственностью, основы федеральной политики экономического, социального, культурного развития Российской Федерации; правовые основы единого рынка, финансы, денежная эмиссия, ценовая политика, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе; метеослужба, стандарты, эталоны, геодезия и картография, статистика и бухгалтерский учет.
В. В сфере международных отношений и защиты суверенитета: внешняя политика и международные отношения, международные договоры, вопросы войны и мира, внешнеэкономические отношения Российской Федерации; оборона и безопасность, оборонное производство, продажа и покупка оружия, ядов, наркотиков; защита государственной границы Российской Федерации.
В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся:
А. В сфере государственного строительства: обеспечение соответствия конституций, уставов, законов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности и правопорядка, общественной безопасности; общие вопросы воспитания, образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты и др.; административное, трудовое, семейное, жилищное, земельное законодательство; кадры судебных и правоохранительных органов; общие принципы организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
Б. В экономической сфере: разграничение государственной собственности, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами и др.; борьба с катастрофами, стихийными бедствиями; общие принципы налогообложения.
В. В сфере международных отношений: координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации; выполнение международных договоров Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им часть своих полномочий и наоборот.
Таким образом, Россия как конституционная федерация обладает полной суверенностью на всей своей территории. В её состав на современном этапе входят 85 субъектов РФ. Взаимоотношения между РФ и её субъектами регулируются Декларацией о государственном суверенитете РСФСР (1990 г.) и Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ (1992 г.), основные положения которых отражены в Конституции Российской Федерации