Глава IX. Веризм. Натурализм. Р. Леонкавалло. Опера «Паяцы». Дж

Пуччини. Опера «Богема»

Течение в литературе и музыке. Возникло в 70-е годы XIX века. Особенно широко развернулось в 1880-1890-е годы. Элементы натурализма существовали в искусстве и раньше. Название и теоретическое обоснование течению было дано Э. Золя в книге «Экспериментальный роман» (1879) и в статьях о театре.

Наиболее ярко течение проявилось во Франции (Э. Золя, Г. Де Мопассан, А. Доде, братья Гонкуры) и Италии (Дж. Верга, Л. Капуана, Д. Чамполи). Натурализм также имел место в Германии (Гауптман., Конрад), в Англии (Дж. Мур, Гиссинг), в России (Писемский, Мамин-Сибиряк), США (Крейн, Гарленд, Моррисон).

Основной принцип натурализма - близость к жизни, фотографическая фиксация фактов, документализм.

Итальянский термин «веризм» происходит от слова «verita» - правда. Основатель течения итальянского литературного веризма - Дж. Верга. В итальянском литературном и музыкальном веризме отражена преимущественно жизнь крестьян, так как страна в то время была аграрной.

Писатели тщательно изучают особенности той или иной деятельности людей, чтобы максимально точно отобразить их в своих произведениях (Золя в романе «Человек-зверь» - работу железнодорожного машиниста, братья Гонкуры, чтобы описать болезнь, изучали медицинские трактаты). Большое внимание уделяется психофизиологической основе человеческих отношений, инстинктивному, биологическому в человеке. Основу сюжетов часто составляют реальные события, факты из газетной хроники. Впоследствии документализм, нарочитая хроникальность в отображении событий становится одной из важнейших тенденций искусства XX века, вплоть до течений авангардной, «конкретной музыки», коллажа. Социальная направленность более выражена у итальянцев, особенно в литературном веризме, французы подчеркивают зачастую свою аполитичность (манифесты Э. Золя). Лаконизм изложения, опора на жанр новеллы, рассказа, «bozetto» (набросок).

В музыке наиболее яркое явление - итальянский оперный веризм. Представители: П. Масканьи («Сельская честь»), Р. Леонкавалло («Паяцы»), Дж. Пуччини («Манон Леско»), У. Джордано («Андре Шенье»), Ф. Чилеа («Арлезнанка»). Во французской музыке - А. Брюно («Мечта»), Г. Шарпантье («Луиза»).

Менее распространен натурализм в других жанрах - (отдельные натуралистические приемы встречаются у Р. Штрауса в симфонической позме «Дон Кихот» - блеяние баранов, шум ветряной мельницы и проч.), Течение веризма во многом предвосхитило явление неореализма в итальянском искусстве 50-60-х годов XX века, расцветшее особенно ярко в кинематографе (фильмы Висконти, Росселини, Феллини).

Итальянские композиторы были тесно связаны с традициями Верди: социальная острота сюжетов, демократизм, гуманизм, психологизм, опора на итальянскую кантилену, лейтмотивы чувств; в музыкальной драматургии - яркость контрастов, рельефность драматургических коллизий.

Характерные особенности музыки оперного веризма:

• сжатость, лаконизм композиции оперы, уменьшение количества действий, вплоть до одноактности;

• новый тип веристской оперы-новеллы, аналогичной жанру bozetto;

•        стремительное развитие действия, пружинность в «раскручивании»
сюжетной фабулы, кинематографическая смена «кадров» - эпизодов.
Характерен новый жанр оперы, близкой театральному жанру мелодрамы.
Драматургическое развитие зачастую основано на линии единого
эмоционального creschendo с внезапной трагической развязкой в
последних тактах оперы;

• отказ от классической большой арии, опора на арисзно-декламационный стиль;

• сверхэмоциональность вокальной партии с использованием выкриков, стонов, рыданий, стенаний (требуется огромное чувство меры в культуре исполнения, иначе возникает угроза мелодраматизма);

• народные сцены обычно выполняют роль фоновых, живописно-колористических.

На уроке рекомендуется прослушать фрагменты из опер (например, Пуччини -ария Калафа из «Турандот», либо другие арии из опер Масканьи, Джордано, Чилеа).






Р. Леонкавалло. Опера «Паяцы»

Опера представлена на конкурс, организованный в 1890 году импрессарио Сонцоньо. Сюжет основан на реальном событии, которое произошло в 60-х годах XIX века в Калабрии (Южная Италия). Этот поразительный случай (во время представления бродячей труппы муж-актер убил свою жену) обошел все газеты.

Либретто написал сам композитор. В опере два действия, которые развиваются очень динамично. Сцены сменяют друг друга по принципу кинематографической смены кадров. Жанр оперы - социально-бытовая драма.

В основе оперы - ряд сцен со сквозным развитием, где опорой являются краткие - на одном дыхании - ариозо, не позволяющие тормозить действие. Речитативно-декламационные моменты отличаются гибкостью и пластичностью. Дуэты играют роль драматургических вершин, узловых сцен драмы. Хоры присутствуют как фон, на котором развивается драма. Пролог оперы и особенно сцена Арлекина и Коломбины (2 действие) выдержаны в духе «комедии масок».

Большая роль принадлежит лейтмотивам («ревности» и «страдания» Канио, «коварных замыслов» Тонио, «любви» Недды и Сильвио). Велика роль оркестра. Он используется как психологический фон, как колористическое средство, есть самостоятельные оркестровые эпизоды, за героями закреплены определенные тембры.

Важнейший драматургический прием - «сцена на сцене». Сопоставляются два плана - реальный и театрализованный. Развитие драмы приобретает крайнюю напряженность. В изображении «театра» использован метод стилизации (закругленные номера подчеркнуто танцевально-жанрового характера - «Гавот Недды», «Серенада» Арлекина). Чувства героев условны, карикатурны. По мере перерастания комедии в драму подключаются основные лейтмотивы оперы, реальное срастается с кукольной драмой, готовя финальную развязку.

Рекомендуются для прослушивания: Пролог, Ария Недды, любовный дуэт Недды и Сильвио, финалы I и П действий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: