Типология характеров К. Леонгарда

Более поздние классификаторы характеров строились в основной на описании этих акцентуаций. Одна из них принадлежит К. Леонгарду. Согласно его теории, в общении с человеком открываются многие его личностные качества, которые влияют на здоровье психики, адаптацию и развитие.

Гипертимный тип − инициативность, оптимизм, легкомыслие, раздражительность, тяга к аморальным поступкам, несерьезность.

Возбудимый тип – повышенная эмоциональность, вспыльчивость, аккуратность и добросовестность.

Дистимный тип − добросовестность и справедливость, пассивность, неповоротливость, индивидуализм.

Циклоидный тип − переменчивость настроения, либо замкнутость либо общительность.

Застревающий тип – неразговорчивость, мстительность.

Педантичный тип – доброжелательность, добросовестность.

Тревожный тип − самокритичность, дружелюбие, исполнительность.

Эмотивный тип – доброта, сострадание, чувствительность.

Демонстративный тип – эгоизм, артистичность, обходительность.

Экзальтированный тип – паникерство, привязанность к близким.

Экстравертированный тип – легкомыслие, подверженность влиянию.

Интровертированный тип – упрямство, принципиальность.

5.3.4. Направленность личности

В качестве ведущей характеристики личности выделяется ее направленность. Существуют разные определения этого понятия, например, «динамическая тенденция» (С. Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А. Н. Леонтьев), «основная жизненная направленность» (Б. Г. Ананьев).

Направленность это совокупность устойчивых потребностей и мотивов личности, ориентирующих ее деятельность и определяющих главное направление ее поведения.

Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Направленность личности – это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. В основе всех форм направленности лежат мотивы деятельности.

Установка – готовность, предрасположенность личности к определенным действиям или реакциям на конкретные стимулы.

Влечение – психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность, побуждающее человека к соответствующим действиям.

Желание – состояние осознанной, актуализированной потребности, сопровождаемое стремлением и готовностью сделать что-либо конкретное для ее удовлетворения.

Склонность – специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая предрасположенность личности к какой-либо определенной деятельности.

Убеждение – это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Вопросы для самоконроля:

1. Является ли индивидуальность совокупностью социально значимых отличий человека от других людей?

2. Каковы физиологические основы темперамента

3. Типы темперамента, их психологическая характеристика

4. Понятие о характере, его структура

5. Понятие, происхождение, классификация способностей

Темы для обсуждения на практических занятиях:

1. Способности, задатки и индивидуальные различия людей

2. Природа человеческих способностей.

3. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности

4. Проявление темперамента в познавательных процессах

5. Зависимость стиля общения от свойств темперамента

6. Темперамент и способности



ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Психологические особенности деятельности

Деятельность − это внешняя и внутренняя (психическая) активность человека, регулируемая сознанием, или, конкретнее, осознаваемой целью.

Цель − это образ желаемого будущего. Она является внутренним (идеальным, а не материальным, физическим) феноменом. Живое существо может руководствоваться осознаваемой целью, в том случае, если оно обладает достаточно развитым, т.е. рефлексивным сознанием. Отсюда следует, что деятельность присуща только человеку.

В отечественной психологии любая активность человека трактуется как деятельность, т.к. она регулируется человеческим сознанием. Однако сознание человека может быть рефлексивным в разной степени. В своём крайнем проявлении сознание арефлексивно (т.е. оно практически отсутствует), тогда можно говорить только о поведении.

Поведение присуще всем живым существам, в том числе и человеку, оно выражается во взаимодействии с окружающей средой, двигательной активности и процессах ориентации в этой среде. Поэтому, следует различать деятельность и поведение. У человека они регулируются сознанием, но если деятельность это хорошо осознанная, т.е. хорошо отрефлексированная активность, то поведение – это слабо осознанная активность человека.

Однако человек может активно участвовать только в одном виде деятельности, поскольку у нас только одно сознание (вспомним принцип единства сознания и деятельности). Если человек одновременно участвует в двух или даже в нескольких видах деятельностях, только один из них может выполняться им сознательно, а значит эффективно. Это объясняется тем, что какие-то действия, даже достаточно сложные, мы способны выполнять в автоматическом режиме при быстром переключением внимания с одного такого вида деятельности на другой (например, разговор по телефону во время вождения машины), но как только потребуется включить осознанное внимание и оперативное мышление, выполнение одного (или нескольких) видов автоматической деятельности будет либо прекращено, либо значительно снижено по активности. Поэтому разговоры о таком новом свойстве поколения, родившегося в условиях цифровых реалий, как мультизадачность, это не более, чем миф.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: