Более поздние классификаторы характеров строились в основной на описании этих акцентуаций. Одна из них принадлежит К. Леонгарду. Согласно его теории, в общении с человеком открываются многие его личностные качества, которые влияют на здоровье психики, адаптацию и развитие.
Гипертимный тип − инициативность, оптимизм, легкомыслие, раздражительность, тяга к аморальным поступкам, несерьезность.
Возбудимый тип – повышенная эмоциональность, вспыльчивость, аккуратность и добросовестность.
Дистимный тип − добросовестность и справедливость, пассивность, неповоротливость, индивидуализм.
Циклоидный тип − переменчивость настроения, либо замкнутость либо общительность.
Застревающий тип – неразговорчивость, мстительность.
Педантичный тип – доброжелательность, добросовестность.
Тревожный тип − самокритичность, дружелюбие, исполнительность.
Эмотивный тип – доброта, сострадание, чувствительность.
Демонстративный тип – эгоизм, артистичность, обходительность.
|
|
Экзальтированный тип – паникерство, привязанность к близким.
Экстравертированный тип – легкомыслие, подверженность влиянию.
Интровертированный тип – упрямство, принципиальность.
5.3.4. Направленность личности
В качестве ведущей характеристики личности выделяется ее направленность. Существуют разные определения этого понятия, например, «динамическая тенденция» (С. Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А. Н. Леонтьев), «основная жизненная направленность» (Б. Г. Ананьев).
Направленность – это совокупность устойчивых потребностей и мотивов личности, ориентирующих ее деятельность и определяющих главное направление ее поведения.
Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Направленность личности – это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. В основе всех форм направленности лежат мотивы деятельности.
Установка – готовность, предрасположенность личности к определенным действиям или реакциям на конкретные стимулы.
Влечение – психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность, побуждающее человека к соответствующим действиям.
Желание – состояние осознанной, актуализированной потребности, сопровождаемое стремлением и готовностью сделать что-либо конкретное для ее удовлетворения.
Склонность – специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая предрасположенность личности к какой-либо определенной деятельности.
|
|
Убеждение – это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.
Вопросы для самоконроля:
1. Является ли индивидуальность совокупностью социально значимых отличий человека от других людей?
2. Каковы физиологические основы темперамента
3. Типы темперамента, их психологическая характеристика
4. Понятие о характере, его структура
5. Понятие, происхождение, классификация способностей
Темы для обсуждения на практических занятиях:
1. Способности, задатки и индивидуальные различия людей
2. Природа человеческих способностей.
3. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности
4. Проявление темперамента в познавательных процессах
5. Зависимость стиля общения от свойств темперамента
6. Темперамент и способности
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Психологические особенности деятельности
Деятельность − это внешняя и внутренняя (психическая) активность человека, регулируемая сознанием, или, конкретнее, осознаваемой целью.
Цель − это образ желаемого будущего. Она является внутренним (идеальным, а не материальным, физическим) феноменом. Живое существо может руководствоваться осознаваемой целью, в том случае, если оно обладает достаточно развитым, т.е. рефлексивным сознанием. Отсюда следует, что деятельность присуща только человеку.
В отечественной психологии любая активность человека трактуется как деятельность, т.к. она регулируется человеческим сознанием. Однако сознание человека может быть рефлексивным в разной степени. В своём крайнем проявлении сознание арефлексивно (т.е. оно практически отсутствует), тогда можно говорить только о поведении.
Поведение присуще всем живым существам, в том числе и человеку, оно выражается во взаимодействии с окружающей средой, двигательной активности и процессах ориентации в этой среде. Поэтому, следует различать деятельность и поведение. У человека они регулируются сознанием, но если деятельность это хорошо осознанная, т.е. хорошо отрефлексированная активность, то поведение – это слабо осознанная активность человека.
Однако человек может активно участвовать только в одном виде деятельности, поскольку у нас только одно сознание (вспомним принцип единства сознания и деятельности). Если человек одновременно участвует в двух или даже в нескольких видах деятельностях, только один из них может выполняться им сознательно, а значит эффективно. Это объясняется тем, что какие-то действия, даже достаточно сложные, мы способны выполнять в автоматическом режиме при быстром переключением внимания с одного такого вида деятельности на другой (например, разговор по телефону во время вождения машины), но как только потребуется включить осознанное внимание и оперативное мышление, выполнение одного (или нескольких) видов автоматической деятельности будет либо прекращено, либо значительно снижено по активности. Поэтому разговоры о таком новом свойстве поколения, родившегося в условиях цифровых реалий, как мультизадачность, это не более, чем миф.