Отдел Магнолиевые – Magnoliophyta, Цветковые растения – Anthophyta, или Покрытосеменные – Angiospermae
1. Объясните, чем обусловлено название отдела Покрытосеменные – Angiospermae. ______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Из какой части цветка после оплодотворения формируется плод?
_____________________________________________________________________________
3. Какие еще части цветка принимают участие в формировании плода?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Из какой структуры, и внутри какой части цветка формируется семя?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Назовите основные особенности покрытосеменных растений.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. На какие классы подразделяется отдел Покрытосеменные? Напишите русские и латинские названия классов. _________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Работа 1. Методика определения растений.
Дата: «___» ____________ 201___
Задание 1. Ознакомиться с методикой определения растений.
Для распознавания растений используют специальные пособия – определители. Для изучения флоры центральных областей России можно рекомендовать определители: Определитель сосудистых растений центра европейской России / И.А. Губанов и др. 2-е изд. – М.: Аргус, 1995; П.Ф. Маевский, 2006, 2014; И.А. Губанов и др. 2002, т. 1; 2003, т. 2; 2004, т.4. и др.
Основу определителя составляют таблицы (ключи) для определения семейств, родов, видов.
Таблицы построены в основном по дихотомической схеме: каждая ступень таблицы состоит из тезы, обозначенной порядковым номером с левой стороны, и антитезы, обозначенной тире. Успех определения зависит от внимательного и грамотного анализа морфологии растения. Работа проходит в три этапа – определения семейства, рода и вида растения.
Ход определения:
I. Рассмотреть растение в цветущем состоянии, с корнями и листьями. Строение цветка, волоски и чешуйки изучаем с помощью лупы, пользуясь препаровальными иглами.
II. Выявить его особенности, согласно предлагаемому плану:
III. Записывая ступени ключа «Определителя» установить семейство, род, вид растения (на примере Определителя сосудистых растений центра европейской России / И.А. Губанов и др. 2-е изд. – М.: Аргус, 1995). По ходу последовательно записываем русское и латинское название таксона:
1) 1 – 38 – 43 – 85 - 86 – 88 – 98 - 99 – 100 – 102 – 103 - 104 – 105: Семейство Лютиковые – RanunculaceaeJuss.
2) 1 – 6 – 10 – 16 – 17: Род Лютик – Ranunculus L.
3) 1 – 5 – 8 - 9 – 10: Вид Лютик ползучий – Ranunculus repens L.
Для латинского названия вида обязательно указываем его автора.
4. Выполнить определение нескольких видов семейства Лютиковые.
5. Отметить признаки значимые для распознавания растений данного семейства, используя полученный опыт и материал приложения с. 1 – 5.
6. Дать характеристику семейства, отметив значение в природе и хозяйстве человека по нижеприведенному плану: