- Исследовательские проекты.
Цель проекта - доказательство или опровержение какой-либо гипотезы.
Проект выполняется по аналогии с научным исследованием и имеет четкую структуру:
- Введение (обоснование актуальности проблемы, выдвижение гипотезы, определение объекта и предмета)
- Основная часть: 1-2 главы (анализ источников по теории вопроса, описание исследования)
- Заключение (анализ, обобщение результатов).
Проектным продуктом в данном случае является результат исследования, оформленный установленным способом.
Способствует развитию аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации
- Творческие проекты.
Цель – привлечение интереса публики к конкретной проблеме.
Данный проект характеризуется свободным, творческим подходом к трактовке проблемы, ходу работы и презентации результатов, которыми могут стать альманахи, газеты, видеофильмы, сценарии праздников и т.п.
Развивает творческие способности, позволяет проявить себя в учебной деятельности, создавая произведения любого жанра. Такой проект способен кардинальным образом изменить представление окружающих о его авторе, поднять его статус и повысить самооценку.
|
|
- Ролевые и игровые проекты.
Цель – предоставление публике возможности участия в решении конкретной проблемы. Проектным продуктом является мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и т.п.). При этом автор проекта выступает в какой-либо роли (организатор действия, ведущий, режиссер-постановщик, судья, литературный персонаж).
Помогает развивать коммуникативные навыки.
- Информационные (ознакомительно-ориентировочные) проекты. Цель – сбор информации о каком-либо объекте или явлении для представления ее заказчику и дальнейшего использования по его усмотрению. Проектным продуктом могут стать оформленные оговоренным с заказчиком способом статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу и т.п. Результаты информационных проектов могут быть использованы в качестве дидактического материала к урокам, опубликованы в школьной газете или выложены в Интернете.
Помогает развить навыки работы с информацией, умение анализировать тексты, ранжировать и проверять сведения из различных источников
- Практико-ориентированные (прикладные) проекты.
Цель – решение практических задач, поставленных заказчиком. Проектным продуктом могут стать учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации и т.п. Такой продукт имеет реальные потребительские свойства – он способен удовлетворить насущную потребность конкретного заказчика, колледжа, группы лиц и т.д.
Помогают совершенствовать практические предметные умения и навыки обучающихся, например умение строить графики функций, грамотно использовать различные речевые обороты, понимать исторические закономерности и т.д.
|
|
2. По предметно-содержательной области:
- монопроект (в рамках одной области знания). Такие проекты разрабатываются в рамках одного предмета с выбором, как правило, наиболее сложных разделов и тем, хотя не исключается использование информации из других областей знания и деятельности.
- межпредметный проект. Межпредметные проекты, в отличие от монопроектов, выполняются во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов и слаженной работы многих творческих групп. Межпредметные проекты могут быть как небольшими, затрагивающими два-три предмета, так и направленными на решение достаточно сложных проблем, требующих содержательной интеграции многих областей знания: «Интересы и потребности современных подростков»; «Культура общения в школе» и др.
Примерами таких проектов могут быть:
Øлитературно-творческими, задачей которых в ходе разыгрываемого сюжета научиться грамотно, логично и творчески излагать свои мысли;
Øестественнонаучными, которые чаще являются исследовательскими и имеют обозначенную исследовательскую задачу (например, состояние лесов Пермского края и мероприятия по их охране);
Øязыковыми (лингвистические), которые могут быть разделены на:
- обучающие, направленными на формирование определенных речевых навыков и умений, в том числе и по иностранному языку,
- лингвистические, направленные на изучение языковых особенностей, фольклора и пр. (например, языковые особенности Internet-общения),
- филологические, направленные на изучение этимологии слов, литературные исследования, исследование историко-фольклорных проблем (например, история возникновения и развития языка SMS-сообщений)
Øэкологическими, чаще бывают практико-ориентированными (например, кислотные дожди или беспризорные домашние животные в городе Губаха);
Ø спортивные, объединяют тех, кто увлекается каким-либо видом спорта. В ходе которых обсуждаются методики тренировок, итоги соревнований и пр. (например, Моя программа здоровья) и иные проекты
Øкультуроведческиме, связанные с историей и традициями разных стран, к которым можно отнести:
- историко-географические, посвященные истории или географии страны, города, местности (например, история ГБПОУ УХТК в лицах и воспоминаниях)
- этнографические, нацеленные на изучение традиций и быта народов, народного творчества, национальных особенностей культуры разных народов (например, народы Пермского края и их традиции)
- политические, цель которых ознакомление с государственнмы устройством стран, с политическими партиями, со средствами массовой информации и их влиянием на государственную политику (например, взаимодействие власти и СМИ в современной России)
- экономические, посвященные проблемам малого бизнеса, безработицы и пр. (например, Анализ безработицы среди молодежи в Губахе).
3. По характеру координации проекта:
- непосредственный (жесткий, гибкий). Деятельность в таких проектах организуется, направляется и контролируется лицом из числа участников – координатором.
Ø скрытый (неявный, имитирующий участника проекта). Это, как правило телекоммуникационные проекты, в которых координатор явно не обнаруживает функции организации и контроля, а выступает полноправным участником проекта, «подсказывающим», или «помогающим» в решении проблем.
|
|
4. По характеру контактов проекты могут быть внутренние (внутригрупповые и внутриколлежские), региональными, межрегиональными, международными. Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют использования информационных технологий
5. По количеству участников проекта можно выделить индивидуальные проекты (разработчик проекта является его единственным участником) и групповые (два и более участников);
6. По продолжительности выполнения проекта.
Ø мини-проекты, укладывающиеся в одно занятие, или являющиеся его фрагментом. Предполагают работу в группах. Продолжительность может быть следующей: время на подготовку до 10-15 минут; время на презентацию – 2 минуты, общая продолжительность 30-40 минут.
Ø краткосрочные проекты, разрабатываемые на 2-3 занятиях. При этом занятия используются для координации проектных групп, в то время как основная работа по сбору информации, изготовлению проектного продукта и подготовке презентации осуществляется во внеаудиторной деятельности.
Ø долгосрочные проекты - проекты, реализуемые в течение от одного до нескольких месяцев.
Тип проекта зависит от его цели и, в свою очередь, определяет преобладающий тип деятельности. По типу проекта определяется порядок работы над проектом, его структура, форма и результат.