№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля, измерители | Элементы дополни- тельного содержания | Домашнее задание | Дата | |
план | факт | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Мир образов вокальной и инструментальной музыки | ||||||||||
1 | Удивительный мир музыкаль- ных образов | 1 | Вводный | Что роднит музыкальную и разговорную речь? (Интонация.) Мелодия - душа му- зыки. Музыкальный образ -это живое обобщенное представление о действительности, выраженное в музы- кальных интонациях. Классификация музыкальных жанров: вокальная и инструментальная музыка | Знать: - что роднит музыку и разговорную речь; - классификацию музыкальных жанров. Уметь приводить примеры различных музыкальных образов | Беседа. Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль | Мир обра- зов песен | |||
2 | Образы роман- сов и песен рус- ских компози- торов | 1 | Расширение и углубление знаний | Расширение представлений о жанре романса. Взаимосвязь разго- ворных и музыкаль- ных интонаций в ро- мансах. Триединство «композитор испол- нитель - слушатель» | Знать: -понятие романс; -способы создания различных образов: музыкальный портрет и бытовая сцена (монолог,диалог). Уметь определять взаимосвязь разговорных и муз.интонаций | Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Хоровое пение |
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
3 | Два музыкаль- ных посвящения | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с шедев- рами: вокальной музыки - романсом «Я помню чудное мгновенье»; инструментальной музыки -«Вальсом-фантазией». Своеобразие почерка композитора М. Глинки | Уметь: -проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений; - определять приемы развития, форму музыкальных произведений | Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Хоровое пение | ||||
4 | Портрет в имузыке и живосписи | 1 | Расширение и углубление знаний | Романс «Я помню чудное мгновенье» и «Вальс-фантазия» М. И. Глинки. Влия- ние формы и приемов развития на отражение содержания этих сочинений. Портрет в музыке и изобразительном искусстве | Уметь: -объяснять, как форма и приемы развития музыки могут раскрывать образы сочинений; - выявлять своеобразие почерка композитора М. И. Глинки | Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Устный контроль. Хоровое пение | Закрепить получен-ные знания | |||
5 | «Уноси моё сердце в звеня- щую даль..» | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Жизнь и творчество С. В. Рахманинова. Знакомство с миром образов музыки композитора на примере романса «Сирень». Роль мелодии и ак- компанемента. Исполнительские интерпретации | Уметь: -проводить интонационно-образный анализ музыки; - сравнивать исполнительские интерпретации | Беседа. Слушание музыки. Интона- ционнообразный анализ. Хоровое пение |
|
|
6 | Музыкальный образ и мастерство исполнителя | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Жизнь и творчество Ф. И. Шаляпина. Мастерство исполнителя и мир музыкальных образов. Сопоставление образов музыки и изобразительного искусства | Уметь: - проводить интонационно-образный анализ музыки; - сравнивать музыкальные интонации с интонациями картин художников | Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение | ||||
7 | Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Поэтизация быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обрядов - старинной русской свадьбы (в том числе включенной в оперный жанр) | Знать особенности народной музыки и жанры народной песни. Уметь: - проводить интонационно-образный анализ музыки; - определять приемы развития музыкальных произведений; - чисто интонировать мелодии русских народных свадебных песен и фрагментов хоров из опер | Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Хоровое пение. Устный контроль | Свадебные песни | |||
8 | Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с вокальным стилем бельканто. Освоение вокального и инструментального жанров - баркаролы (песни на воде). Знакомство с выдающимися именами исполнителей бельканто, отечест- венными и зарубеж ными | Знать понятие бельканто. Уметь: - называть имена великих оперных певцов мира; - сопоставлять, нахо- дить сходство в про- слушанной музыке | Беседа. Интонационно-образный анализ музыки. Хоровое пение | Закрепить полученные знания |
9 | Мир старинной песни | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с жизнью и творчеством Ф. Шуберта. Освоение нового вокального жанра -баллады. Выявление средств выразитель- ности разных видов искусства (литературного, музыкального и изобразительного) в создании единого образа | Знать: - основные моменты из жизни и творчества Ф. Шуберта; - понятие баллада. Уметь: -определять приемы развития музыкального произведения; - выявлять средства выразительности и изобразительности музыкальных произведений; сравнивать интонации музыкального, живо- писного и литературно- го произведений | Устный контроль. Интонационно- образный анализ музыки. Хоровое пение. Слушание музыки | ||||
10 | Народное искусство Древней Руси | 1 | Расширение и углубление знаний | Особенности развития народной музыки Древней Руси. Связи русского музыкального фольклора с жизнью человека. Роль музыки в народных праздниках. Музыкальный язык, инструменты, совре- менные исполнители народных песен | Знать: -особенности развития народной музыки,ее жанры и формы; -особенности музыкального языка народных песен; -роль народной музыкив жизни человека;Уметь:называть народные му- зыкальные инструменты | Беседа. Слушание музыки. Музыкальная «Угадай-ка!». Интонационно- образный анализ музыки. Хоровое пение. Игра в ор- кестре или игра на шумовых му- зыкальных инст- рументах | Связь пе- сенного искусства с военным образом жизни. Жанры на- родных песен |
11 | Русская духовная музыка | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Особенности развития духовной (церковной) музыки в Древней Руси в историческом контексте (от знаменного распева до партесного пения). Различные жанры церковного пения. Знакомство с новым жанром - хоровым концертом. М. С. Березовского | Знать: -основные этапы развития духовной музыки; - понятия: знаменный распев, партесное пение и а капелла, унисон, духовный концерт. Уметь:проводить интонационно-образный анализ музыки; - составлять и находить общее в интонациях (мелодий) | Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Сопоставление музыкального и художественного искусства | ||
12 | В. Г. Кикта. «Фрески Софии Киевской» | 1 | Расширение и углубление знаний | Углубленное знакомство с концертной симфонией В. Кикты «Фрески Софии Киевской» | Знать: - понятия: фреска, орнамент; - кто такие скоморохи. Уметь:узнавать инструменты, исполняющие основные темы; - определять приемы развития музыки, ее форму;проводить интонационно-образный анализ музыки | Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Выявление средств музыкальной вы- разительности |
|
|
13 | Симфония «Перезвоны» В. Гаврилина». Молитва | 1 | Расширение и углубление знаний | Углубление знакомства с хоровой симфо- нией-действом «Перезвоны» В. Гаврилина. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов. Выявление глубоких связей композиторской му- зыки с народным творчеством | Знать понятия: хор, солист, симфония, ударные инструменты. Уметь: - проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения; - выявлять средства музыкальной выразительности, особенности му- зыкального языка жанра молитвы | Слушание музыки. Хоровое пение. Интонационно- образный анализ. Выявление средств музыкальной вы- разительности | Закрепить полученные знания | |||
14 | «Небесное и земное» в му- зыке С. Баха | 1 | Расширение и углубление знаний | Мир музыки И. С. Баха: светское и церковное искусство. Осо- бенности полифони- ческого изложения музыки, стиля барокко, жанров токкаты, фуги, хорала | Знать: -особенности творчества И. С. Баха, стиля барокко; - понятия: токката, фуга,хорал,полифония (контрапункт). Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития | Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Выявление средств муз.выразитель ности принципа музыкального развития. Хоровое пение | Закрепить Получен- ные знания |
|
|
15 | Образы скорби и печали | 1 | Расширение и углубление знаний | Углубление понима- ния особенностей языка западноевропей- ской музыки на при- мере вокально-инст- рументальных жанров -кантаты, реквиема. Образцы скорби и печали в религиозной музыке (кантата «Stabat Mater» Дж. Перголези и «Реквием» В. А. Моцарта) | Знать: -основные факты из жизни и творчества В. А. Моцарта и Дж. Перголези, связанные с написанием кантаты и реквиема; - понятия: кантата, реквием, полифония. Уметь:проводить интонационно-образный анализ музыки;выявлять средства музыкальной выразительности и приемы развития музыки | Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Сопоставление музыкального и художественного искусства. Выявление средств музы- кальной вырази- тельности и принципов развития музыки | Закрепить полученные знания | |||
16 | «Фортуна правит миром...» | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство со сценической кантатой К. Орфа «Кармина Бурана» | Знать:особенности творчества К. Орфа; - понятие фортуна; - кто такие ваганты. Уметпроводить интонационно-образный анализ музыки; - применять дирижерский жест для передачи музыкальных образов | Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Беседа. Использование жестов или движений, пере- дающих характер музыки | Оформле ние афиши кон- церта, его программы, эскизов де- кораций к вообра- жаемому действию |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | И |
117 | Авторская пес- ня: прошлое и настоящее | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | История развития авторской песни от Средневековья и до нашего времени. Жанры, особенности и исполнители авторской песни | Знать:историю развития авторской песни; особенности и жанрыавторской песни.Уметь называть имена исполнителей авторской песни | Устный контроль. Хоровое пение. Слушание песен | ||||
118 | Джаз — искусство XX века | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | История развития джазовой музыки, ее истоки (спиричуэл, блюз). Джазовые импровизации и обработки. Взаимодействие легкой и серьезной музыки (рок-музыка и симфоджаз) | Знать:историю развития джаза;отличительные особенности блюза и спиричуэла; понятия: импровиза- ция, обработка. Уметь называть имена джазовых музыкантов | Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Хоровое пение | ||||
Мир образов камерной и симфонической музыки | ||||||||||
119 | Вечные темы искусства и жизни | 1 | Вводный. Расширение и углубление знаний | Единая основа всех искусств - жизнь. Виды музыкальных произведений по способу исполнения (вокальные, инструментальные) условиям исполнения и восприятия | Знать:понятия: вокальная и инструментальная музыка; камерная и симфоническая музыка; программная и непро- граммная музыка; основные принципы развития музыки. | Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Хоро- вое пение |
Программная и непрограммная музыка. Принципы музыкального развития (повтор, контраст, вариационность) | ||||||||||
220 | Могучее царство Ф. Шопена | 1 | Расширение и углубление знаний | Творческий облик Ф. Шопена, широта его взглядов на мир. Истоки творчества композитора. Контраст музыкальных образов, воплощенных в раз- личных жанрах фор- тепианной миниатюры (прелюдиях, валь- сах, мазурках, полонезах, этюдах). Инструментальная баллада-жанр романтического искусства | Знать: - основные моменты творчества Ф. Шопена, повлиявшие на создание тех или иных музыкальных произведений; различные жанры фортепианной миниа- тюры. Уметь проводить ин- тонационно-образный анализ музыкальных произведений | Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Инто- национно-образный анализ. Хоровое пение | ||||
221 | Ночной пейзаж | 1 | Расширение и углубление знаний | Жанр камерной музыки - ноктюрн. Образы «ночной музыки». Музыка - выражение личных чувств композитора. Картинная га- лерея | Знать понятие нок- тюрн. Уметь: проводить интонаци- онно-образный анализ музыки; - выявлять средства художественной выразительности | Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Инто- национнобразныанализ. Хоровое пение. Сопостав- ление образов поэзии музыки и живописи. Поиск общих средств художественной выразительности |
222 | Инструмен- тальный концерт | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Зарождение и развитие жанра камерной музыки - инструментального концерта. Различные виды концерта, программная музыка. А.Вивальди «Весна» (из цикла «Времена года»). И. С. Бах «Итальян- ский концерт». Осо- бенности стиля ба- рокко | Знать: -понятие инструментальный концерт; -особенности стиля барокко. Уметь: -называть полные имена композиторов: А. Вивальди и И. С. Бах;проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений; - определять форму, сопоставлять. | Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Сопоставление образов поэзии и музыки. Определение формы музыкального произведения | ||||
223 | Космический пейзаж | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство учащих- ся с новым «звуко- вым миром» через произведения Ч. Айвза «Космический пей- заж» и Э. Н. Артемьева «Мозаика». Мир космических образов. Выразительные воз- можности электромузыкальных инструментов (синтезатора). Картинная галерея | Знать понятие: синтезатор. Уметь: -называть полные имена композиторов: Ч. Айвз и Э. Н. Артемьев; проводить интонаци- онно-образный анализ музыкальных произведений; - определять тембры музыкальных инстру- ментов; определять | Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Сопоставление образов живописи и музыки. Хоровое пение |
224- 26 | Образы симфонической музыки | 3 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с музы- кальными иллюстрациями Г. В. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель». Широкие связи музыки и литературы. Воз- можности симфони- ческого оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стиль композитора Г. В. Свиридова | Уметь: -называть полное имя композитора - Г. В. Свиридов; - проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения; - определять форму, приемы развития музыки, тембры; - выявлять средства выразительности музыкальных инструментов; | Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Хоровое пение. Игра в «дирижера», определение формы музыки, тембров музыкальных инструментов. Выявление средств выразительности | ||||
227-28 | Симфоническое развитие музыкальных образов | 1 | Расширение и углубление знаний | Основной принцип музыкального развития - сходство и различие. Основной прием | Знать понятия: симфония, сюита, обработка, интерпретация, трактовка. | Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. |
симфонического развития музыки - контраст. Построение музыкальной формы (вариации, сонатная форма). Жанры симфония, сюита; чувствостиля и мир образов музыки композитора на примере Симфонии № 40 В. А. Моцарта и оркестровой сюиты №41 («Моцартиана») П. И. Чайковского | Уметь: - называть полные имена композиторов: В. А. Моцарт, П. И. Чайковский; - проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений; - определять тембры музыкальных инструментов | Определение тембров музыкальных инструментов | ||||||||
229 | Программная увертюра Л. ван Бетхо- вена «Эгмонт» | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с жанром программной увертюры на примере увертюры Л. ван Бетхове- на «Эгмонт». Сонат- ная форма. Мир ге- роических образов увертюры «Эгмонт» | Знать: -понятия: увертюра, программная музыка; - строение сонатной формы. Уметь:называть полное имя композитора - Людвиг ван Бетховен; - проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения; определять тембры музыкальных инстру- ментов и приемы музыкального развития | Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Определение тембров музыкальных инструментов, приемы раз- вития музыки |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
30-31 | Увертюра- фантазия П. И. Чайковского «Ромео и Джульетта» | 2 | Сообщение и усвоение новых знаний | Продолжение знакомства с жанром программной увертюры на примере увертюры-фантазии П. И. Чайковского «Ромео и Джульетта». Сонатная форма. Мир драматических образов увертюры-фантазии (Ромео, Джульетта и др.) | Знать:понятия: увертюра, программная музыка; строение сонатной формы.Уметь: называть полное имя композитора - П. И. Чайковский; проводить интонаци- онно-образный анализ музыкального произведения; - определять приемы развития и средства выразительности музыки | Устный контроль. Слушание музы- ки. Интонацион- но-образный ана- лиз. Определение приемов развития и средств выразительности музыки. Хоровое пение | ||||
32- 34 | Мир музыкального театра. Образы киномузыки | 3 | Сообщение и усвоение новых знаний | Интерпретация литературного произведения (трагедии «Ромеои Джульетта») в му- зыкально-театраль- ных жанрах: балете С. С. Прокофьева «Ромео Джульетта», мюзикле Л. Бернстайна «Вестсайдская исто- рия», опере К. В. Глюка, рок-опере А. Б. Журбина «Орфей и Эвридика». слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, «легкой» и серьезной музыки | Знать понятия: опера,балет, мюзикл, ария,хор, ансамбль, солисты. Уметь:называть полные имена композиторов; - проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений; - определять форму, приемы развития и средства выразительности музыки | Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Определение формы, приемов развития и средств выразительности музыки. Хоровое пение | Закрепить полученные знания |
32 - 33 | Инструменталь- ный концерт | 2 | Расширение и углубление знаний | Углубление знакомст- ва с жанром инстру- ментальный концерт. Сонатно-симфоничес- кий цикл. Знакомство с Концертом для скрип- ки с оркестром А. И. Хачатуряна | Знать: -понятие инструмен- тальный концерт; - строение инструмен- тального концерта. Уметь: -проводить интонаци- онно-образный анализ; - определять принципы музыкального развития; - называть полное имя композитора - А. И. Ха- чатурян | Устный и пись- менный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Определение принципов разви- тия музыки. Хоро- вое пение | Письменное рассужде- ние о словах композито- ра и музы- коведа Б. Астафьева: «...в музыке концерта... есть что-то от театра, дискуссии» | |||
34 | Дж. Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз» | 1 | Расширение и углубление знаний | Углубление знакомст- ва с творчеством аме- риканского компози- тора Дж. Гершвина на примере «Рапсо- дии в стиле блюз». Симфоджаз | Знать понятия: джаз, симфоджаз и их отли- чительные черты. Уметь: -проводить интонаци- онно-образный анализ музыки; -выявлять жанровую принадлежность | анализ прослушан- ной музыки. Опре- деление жанра. Хоровое пение | Закрепить полученные знания |