Тематическое планирование

№ п/п Тема урока Кол-во часов Тип урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки обучающихся Вид контроля, измерители Элементы дополни- тельного содержания Домашнее задание

Дата

                                    план факт
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
       

Мир образов вокальной и инструментальной музыки

       
1 Удивительный мир музыкаль- ных образов 1 Вводный Что роднит музыкальную и разговорную речь? (Интонация.) Мелодия - душа му- зыки. Музыкальный образ -это живое обобщенное представление о действительности, выраженное в музы- кальных интонациях. Классификация музыкальных жанров: вокальная и инструментальная музыка Знать: - что роднит музыку и разговорную речь; - классификацию музыкальных жанров. Уметь приводить примеры различных музыкальных образов Беседа. Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль Мир обра- зов песен      
2 Образы роман- сов и песен рус- ских компози- торов 1 Расширение и углубление знаний Расширение представлений о жанре романса. Взаимосвязь разго- ворных и музыкаль- ных интонаций в ро- мансах. Триединство «композитор испол- нитель - слушатель» Знать: -понятие романс; -способы создания различных образов: музыкальный портрет и бытовая сцена (монолог,диалог). Уметь определять взаимосвязь разговорных и муз.интонаций Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Хоровое пение        

 

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
3 Два музыкаль- ных посвящения 1 Сообщение и усвоение новых знаний Знакомство с шедев- рами: вокальной музыки - романсом «Я помню чудное мгновенье»; инструментальной музыки -«Вальсом-фантазией». Своеобразие почерка композитора М. Глинки Уметь: -проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений; - определять приемы развития, форму музыкальных произведений Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Хоровое пение        
4 Портрет в имузыке и живосписи 1 Расширение и углубление знаний Романс «Я помню чудное мгновенье» и «Вальс-фантазия» М. И. Глинки. Влия- ние формы и приемов развития на отражение содержания этих сочинений. Портрет в музыке и изобразительном искусстве Уметь: -объяснять, как форма и приемы развития музыки могут раскрывать образы сочинений; - выявлять своеобразие почерка композитора М. И. Глинки Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Устный контроль. Хоровое пение   Закрепить получен-ные знания    
5 «Уноси моё сердце в звеня- щую даль..» 1 Сообщение и усвоение новых знаний Жизнь и творчество С. В. Рахманинова. Знакомство с миром образов музыки композитора на примере романса «Сирень». Роль мелодии и ак- компанемента. Исполнительские интерпретации Уметь: -проводить интонационно-образный анализ музыки; - сравнивать исполнительские интерпретации Беседа. Слушание музыки. Интона- ционнообразный анализ. Хоровое пение        

 

 

6 Музыкальный образ и мастер­ство исполни­теля 1 Сообщение и усвоение новых знаний Жизнь и творчество Ф. И. Шаляпина. Мас­терство исполнителя и мир музыкальных образов. Сопоставле­ние образов музыки и изобразительного искусства Уметь: - проводить интонаци­онно-образный анализ музыки; - сравнивать музыкаль­ные интонации с интона­циями картин худож­ников Беседа. Слушание музыки. Интона­ционно-образный анализ. Хоровое пение        
7 Обряды и обы­чаи в фольклоре и в творчестве композиторов 1 Сообщение и усвоение новых знаний Поэтизация быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из об­рядов - старинной русской свадьбы (в том числе включенной в оперный жанр) Знать особенности на­родной музыки и жанры народной песни. Уметь: - проводить интонаци­онно-образный анализ музыки; - определять приемы развития музыкальных произведений; - чисто интонировать мелодии русских народ­ных свадебных песен и фрагментов хоров из опер Интонационно-образный анализ прослушанной му­зыки. Хоровое пе­ние. Устный кон­троль Свадебные песни      
8 Образы песен зарубежных композиторов. Искусство пре­красного пения 1 Сообщение и усвоение новых знаний Знакомство с вокаль­ным стилем белькан­то. Освоение вокаль­ного и инструмен­тального жанров - баркаролы (песни на воде). Знакомство с выдающимися именами исполнителей бельканто, отечест- венными и зарубеж ными Знать понятие бель­канто. Уметь: - называть имена вели­ких оперных певцов мира; - сопоставлять, нахо- дить сходство в про- слушанной музыке Беседа. Интонаци­онно-образный анализ музыки. Хоровое пение   Закрепить полученные знания    

 

9 Мир старинной песни 1 Сообщение и усвоение новых знаний Знакомство с жизнью и творчеством Ф. Шуберта. Освоение нового вокального жанра -баллады. Выявление средств выразитель- ности разных видов искусства (литературного, музыкального и изобразительного) в создании единого образа Знать: - основные моменты из жизни и творчества Ф. Шуберта; - понятие баллада. Уметь: -определять приемы развития музыкального произведения; - выявлять средства выразительности и изобразительности музыкальных произведений; сравнивать интонации музыкального, живо- писного и литературно- го произведений Устный контроль. Интонационно- образный анализ музыки. Хоровое пение. Слушание музыки        
10 Народное искусство Древней Руси 1 Расширение и углубление знаний Особенности развития народной музыки Древней Руси. Связи русского музыкального фольклора с жизнью человека. Роль музыки в народных праздниках. Музыкальный язык, инструменты, совре- менные исполнители народных песен Знать: -особенности развития народной музыки,ее жанры и формы; -особенности музыкального языка народных песен; -роль народной музыкив жизни человека;Уметь:называть народные му- зыкальные инструменты Беседа. Слушание музыки. Музыкальная «Угадай-ка!». Интонационно- образный анализ музыки. Хоровое пение. Игра в ор- кестре или игра на шумовых му- зыкальных инст- рументах Связь пе- сенного искусства с военным образом жизни. Жанры на- родных песен      

 

11 Русская духовная музыка 1 Сообщение и усвоение новых знаний Особенности развития духовной (церковной) музыки в Древней Руси в историческом контексте (от знаменного распева до партесного пения). Различные жанры церковного пения. Знакомство с новым жанром - хоровым концертом.  М. С. Березовского Знать: -основные этапы развития духовной музыки; - понятия: знаменный распев, партесное пение и а капелла, унисон, духовный концерт. Уметь:проводить интонационно-образный анализ музыки; - составлять и находить общее в интонациях (мелодий) Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Сопоставление музыкального и художественного искусства    
12 В. Г. Кикта. «Фрески Софии Киевской» 1 Расширение и углубление знаний Углубленное знакомство с концертной симфонией В. Кикты «Фрески Софии Киевской» Знать: - понятия: фреска, орнамент; - кто такие скоморохи. Уметь:узнавать инструменты, исполняющие основные темы; - определять приемы развития музыки, ее форму;проводить интонационно-образный анализ музыки Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Выявление средств музыкальной вы- разительности    

 

 

13 Симфония «Перезвоны» В. Гаврилина». Молитва 1 Расширение и углубление знаний Углубление знакомства с хоровой симфо- нией-действом «Перезвоны» В. Гаврилина. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов. Выявление глубоких связей композиторской му- зыки с народным творчеством Знать понятия: хор, солист, симфония, ударные инструменты. Уметь: - проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения; - выявлять средства музыкальной выразительности, особенности му- зыкального языка жанра молитвы Слушание музыки. Хоровое пение. Интонационно- образный анализ. Выявление средств музыкальной вы- разительности   Закрепить полученные знания    
14 «Небесное и земное» в му- зыке С. Баха 1 Расширение и углубление знаний Мир музыки И. С. Баха: светское и церковное искусство. Осо- бенности полифони- ческого изложения музыки, стиля барокко, жанров токкаты, фуги, хорала Знать: -особенности творчества И. С. Баха, стиля барокко; - понятия: токката, фуга,хорал,полифония (контрапункт). Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Выявление средств муз.выразитель ности принципа музыкального развития. Хоровое пение   Закрепить Получен- ные знания    

 

 

15 Образы скорби и печали 1 Расширение и углубление знаний Углубление понима- ния особенностей языка западноевропей- ской музыки на при- мере вокально-инст- рументальных жанров -кантаты, реквиема. Образцы скорби и печали в религиозной музыке (кантата «Stabat Mater» Дж. Перголези и «Реквием» В. А. Моцарта) Знать: -основные факты из жизни и творчества В. А. Моцарта и Дж. Перголези, связанные с написанием кантаты и реквиема; - понятия: кантата, реквием, полифония. Уметь:проводить интонационно-образный анализ музыки;выявлять средства музыкальной выразительности и приемы развития музыки Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Сопоставление музыкального и художественного искусства. Выявление средств музы- кальной вырази- тельности и принципов развития музыки   Закрепить полученные знания    
16 «Фортуна правит миром...» 1 Сообщение и усвоение новых знаний Знакомство со сценической кантатой К. Орфа «Кармина Бурана» Знать:особенности творчества К. Орфа; - понятие фортуна; - кто такие ваганты. Уметпроводить интонационно-образный анализ музыки; - применять дирижерский жест для передачи музыкальных образов Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Беседа. Использование жестов или движений, пере- дающих характер музыки   Оформле ние афиши кон- церта, его программы, эскизов де- кораций к вообра- жаемому действию    

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 И
117 Авторская пес- ня: прошлое и настоящее 1 Сообщение и усвоение новых знаний История развития авторской песни от Средневековья и до нашего времени. Жанры, особенности и исполнители авторской песни Знать:историю развития авторской песни; особенности и жанрыавторской песни.Уметь называть имена исполнителей авторской песни Устный контроль. Хоровое пение. Слушание песен        
118 Джаз — искусство XX века 1 Сообщение и усвоение новых знаний История развития джазовой музыки, ее истоки (спиричуэл, блюз). Джазовые импровизации и обработки. Взаимодействие легкой и серьезной музыки (рок-музыка и симфоджаз) Знать:историю развития джаза;отличительные особенности блюза и спиричуэла; понятия: импровиза- ция, обработка. Уметь называть имена джазовых музыкантов Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Хоровое пение        

Мир образов камерной и симфонической музыки

119 Вечные темы искусства и жизни   1 Вводный. Расширение и углубление знаний Единая основа всех искусств - жизнь. Виды музыкальных произведений по способу исполнения (вокальные, инструментальные) условиям исполнения и восприятия Знать:понятия: вокальная и инструментальная музыка; камерная и симфоническая музыка; программная и непро- граммная музыка; основные принципы развития музыки. Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Хоро- вое пение        

 

        Программная и непрограммная музыка. Принципы музыкального развития (повтор, контраст, вариационность)            
220 Могучее царство Ф. Шопена 1 Расширение и углубление знаний Творческий облик Ф. Шопена, широта его взглядов на мир. Истоки творчества композитора. Контраст музыкальных образов, воплощенных в раз- личных жанрах фор- тепианной миниатюры (прелюдиях, валь- сах, мазурках, полонезах, этюдах). Инструментальная баллада-жанр романтического искусства Знать: - основные моменты творчества Ф. Шопена, повлиявшие на создание тех или иных музыкальных произведений; различные жанры фортепианной миниа- тюры. Уметь проводить ин- тонационно-образный анализ музыкальных произведений Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Инто- национно-образный анализ. Хоровое пение        
221 Ночной пейзаж 1 Расширение и углубление знаний Жанр камерной музыки - ноктюрн. Образы «ночной музыки». Музыка - выражение личных чувств композитора. Картинная га- лерея Знать понятие нок- тюрн. Уметь: проводить интонаци- онно-образный анализ музыки; - выявлять средства художественной выразительности Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Инто- национнобразныанализ. Хоровое пение. Сопостав- ление образов поэзии музыки и живописи. Поиск общих средств художественной выразительности        

 

222 Инструмен- тальный концерт 1 Сообщение и усвоение новых знаний Зарождение и развитие жанра камерной музыки - инструментального концерта. Различные виды концерта, программная музыка. А.Вивальди «Весна» (из цикла «Времена года»). И. С. Бах «Итальян- ский концерт». Осо- бенности стиля ба- рокко Знать: -понятие инструментальный концерт; -особенности стиля барокко. Уметь: -называть полные имена композиторов: А. Вивальди и И. С. Бах;проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений; - определять форму, сопоставлять. Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Сопоставление образов поэзии и музыки. Определение формы музыкального произведения        
223 Космический пейзаж 1 Сообщение и усвоение новых знаний Знакомство учащих- ся с новым «звуко- вым миром» через произведения Ч. Айвза «Космический пей- заж» и Э. Н. Артемьева «Мозаика». Мир космических образов. Выразительные воз- можности электромузыкальных инструментов (синтезатора). Картинная галерея Знать понятие: синтезатор. Уметь: -называть полные имена композиторов: Ч. Айвз и Э. Н. Артемьев; проводить интонаци- онно-образный анализ музыкальных произведений; - определять тембры музыкальных инстру- ментов; определять Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Сопоставление образов живописи и музыки. Хоровое пение        

 

 

224- 26 Образы симфонической музыки 3 Сообщение и усвоение новых знаний Знакомство с музы- кальными иллюстрациями Г. В. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель». Широкие связи музыки и литературы. Воз- можности симфони- ческого оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стиль композитора Г. В. Свиридова Уметь: -называть полное имя композитора - Г. В. Свиридов; - проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения; - определять форму, приемы развития музыки, тембры; - выявлять средства выразительности музыкальных инструментов;   Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Хоровое пение. Игра в «дирижера», определение формы музыки, тембров музыкальных инструментов. Выявление средств выразительности        
227-28 Симфоническое развитие музыкальных образов 1 Расширение и углубление знаний Основной принцип музыкального развития - сходство и различие. Основной прием Знать понятия: симфония, сюита, обработка, интерпретация, трактовка. Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный анализ.        

 

 

        симфонического развития музыки - контраст. Построение музыкальной формы (вариации, сонатная форма). Жанры симфония, сюита; чувствостиля и мир образов музыки композитора на примере Симфонии № 40 В. А. Моцарта и оркестровой сюиты №41 («Моцартиана») П. И. Чайковского Уметь: - называть полные имена композиторов: В. А. Моцарт, П. И. Чайковский; - проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений; - определять тембры музыкальных инструментов Определение тембров музыкальных инструментов        
229 Программная увертюра Л. ван Бетхо- вена «Эгмонт» 1 Сообщение и усвоение новых знаний Знакомство с жанром программной увертюры на примере увертюры Л. ван Бетхове- на «Эгмонт». Сонат- ная форма. Мир ге- роических образов увертюры «Эгмонт» Знать: -понятия: увертюра, программная музыка; - строение сонатной формы. Уметь:называть полное имя композитора - Людвиг ван Бетховен; - проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения; определять тембры музыкальных инстру- ментов и приемы музыкального развития Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Определение тембров музыкальных инструментов, приемы раз- вития музыки        

 

1 2 3 4 5   7 8 9 10 11
30-31 Увертюра- фантазия П. И. Чайковского «Ромео и Джульетта» 2 Сообщение и усвоение новых знаний Продолжение знакомства с жанром программной увертюры на примере увертюры-фантазии П. И. Чайковского «Ромео и Джульетта». Сонатная форма. Мир драматических образов увертюры-фантазии (Ромео, Джульетта и др.) Знать:понятия: увертюра, программная музыка; строение сонатной формы.Уметь: называть полное имя композитора - П. И. Чайковский; проводить интонаци- онно-образный анализ музыкального произведения; - определять приемы развития и средства выразительности музыки Устный контроль. Слушание музы- ки. Интонацион- но-образный ана- лиз. Определение приемов развития и средств выразительности музыки. Хоровое пение        
32- 34 Мир музыкального театра. Образы киномузыки 3 Сообщение и усвоение новых знаний Интерпретация литературного произведения (трагедии «Ромеои Джульетта») в му- зыкально-театраль- ных жанрах: балете С. С. Прокофьева «Ромео Джульетта», мюзикле Л. Бернстайна «Вестсайдская исто- рия», опере К. В. Глюка, рок-опере А. Б. Журбина «Орфей и Эвридика».   слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, «легкой» и серьезной музыки Знать понятия: опера,балет, мюзикл, ария,хор, ансамбль, солисты. Уметь:называть полные имена композиторов; - проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений; - определять форму, приемы развития и средства выразительности музыки Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Определение формы, приемов развития и средств выразительности музыки. Хоровое пение   Закрепить полученные знания    

 

 

32 - 33 Инструменталь- ный концерт 2 Расширение и углубление знаний Углубление знакомст- ва с жанром инстру- ментальный концерт. Сонатно-симфоничес- кий цикл. Знакомство с Концертом для скрип- ки с оркестром А. И. Хачатуряна Знать: -понятие инструмен- тальный концерт; - строение инструмен- тального концерта. Уметь: -проводить интонаци- онно-образный анализ; - определять принципы музыкального развития; - называть полное имя композитора - А. И. Ха- чатурян Устный и пись- менный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Определение принципов разви- тия музыки. Хоро- вое пение   Письменное рассужде- ние о словах композито- ра и музы- коведа Б. Астафьева: «...в музыке концерта... есть что-то от театра, дискуссии»    
34 Дж. Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз» 1 Расширение и углубление знаний Углубление знакомст- ва с творчеством аме- риканского компози- тора Дж. Гершвина на примере «Рапсо- дии в стиле блюз». Симфоджаз Знать понятия: джаз, симфоджаз и их отли- чительные черты. Уметь: -проводить интонаци- онно-образный анализ музыки; -выявлять жанровую принадлежность анализ прослушан- ной музыки. Опре- деление жанра. Хоровое пение   Закрепить полученные знания    

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: