Группы А-11, М-11
Обществознание
Г.
Тема: Познание мира.
1. Изучите теоретический материал, выпишите определения всех понятий и выучите их:
Познание — процесс постижения человеком новых, прежде неизвестных фактов, явлений и закономерностей действительности.
Результат познания — знание.
Как происходит познание?
1. При помощи органов чувств — органы чувств помогают человеку познавать окружающий мир непосредственно с помощью:
1. ощущений (отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате непосредственного воздействия на органы чувств);
2. восприятий (чувственный образ предмета, явления, процесса, непосредственно воздействующих на органы чувств);
3. представлений (чувственный обобщенный образ предмета, явления, процесса, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств), но все они не дают многих важных сведений, без которых знания не являются полными.
|
|
2. При помощи языка и речи — позволяют человеку называть окружающие предметы, описывать их свойства и признаки, что даёт возможность определить общее у этих предметов и составить:
1. понятия (мысли, утверждающие общие и существенные свойства предмета, явления, процесса), и установить, в чём их отличия. А также с помощью:
2. суждений (мысли, утверждающие или отрицающие что-либо о предмете, явлении, процессе) и
3. умозаключений (мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения) формируются вопросы, выводы, теории.
Цель познания — достижение истины.
Истина — знания, соответствующие окружающему миру наиболее полно и точно.
Человек, в отличие от животных, — существо, себя познающее, способное себя поправить и совершенствовать. Человеку необходимо знать: кто он? Каков он? Поэтому значимость приобретает понятие «Я», которое отличается сложностью.
Самосознание — знание и осознание человеком самого себя, выделение себя из окружающего мира, осознание своей уникальности и неповторимости, своих физических, психических и моральных качеств.
В результате у человека формируется «образ Я».
«Образ Я» — это неповторимая система представлений, образов и оценок, относящихся к самому себе.
Познание свойств собственной личности протекает в процессе деятельности и общения. В процессе общения люди познают и оценивают друг друга. Эта оценки сказываются на самооценке личности.
Самооценка — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе. Уровень самооценки связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человека самим собой, своей деятельностью.
|
|
Познание имеет два уровня (две стороны), ступени — чувственное познание и рациональное познание.
Чувственное познание — познание, которое осуществляется органами чувств человека.
Основные механизмы чувственного познания: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.
Формы чувственного познания:
1. Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств. С помощью этих органов человек ощущает отдельные свойства предмета — форму, цвет, запах и т. п.
2. Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств. Восприятие служит также основной формой формирования представлений.
3. Представление — чувственно-наглядный, обобщённый образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств. Проще говоря — то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с предметом.
Чувственное познание всегда субъективно, но именно этот уровень познания осуществляет связь человека с внешним миром.
Интуиция — вид познания, в котором проявляется способность непосредственного постижения истины без опоры на логические обоснования и доказательства.
Основные признаки: внезапность, частичная осознанность, непосредственный характер возникновения знания.
Рациональное познание — познание, осуществляемое разумом (от лат. ratio — разум, рассудок).
Рациональное познание, присущее только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления.
Основные механизмы (мыслительные операции) рационального познания: сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение.
Формы рационального познания:
1. Понятие — мысль, утверждающая общие и существенные свойства объекта. Понятия, выраженные в речи отдельным словом, связываются между собой и образуют суждение.
2. Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что-либо об объекте.
3. Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения.
Пример логического умозаключения: если a>b, а b>c, то a>c.
Разновидности умозаключений:
1. Индуктивное умозаключение — от частного к общему.
2. Дедуктивное умозаключение — от общего к частному.
3. Получаемое по аналогии.
Особенности чувственного и рационального познания
Чувственное познание | Рациональное познание |
1. Непосредственность, выражающаяся в прямом воспроизведении объекта. 2. Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов. 3. Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов. | 1. Опора на результаты чувственного познания. 2. Абстрактность и обобщённость возникающих в результате познания образов. 3. Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений. |
По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения.
1. Эмпиризм (от греч. empeiria — опыт) — единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
2. Рационализм (от лат. ratio — разум, рассудок) — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.
Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и всё же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счёте опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.
|
|
Виды и формы знаний
Знание — результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.
Виды знаний:
1. Житейское — носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию.
2. Научное — понимание действительности в её прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлечённых понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы и т. д.).
3. Практическое — овладение вещами, преобразование мира.
4. Художественное — целостное отображение мира и человека в нём. Строится на образе, а не на понятии.
5. Рациональное — отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением.
6. Иррациональное — не связано с рациональным мышлением и даже противоречит ему. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, характеризующиеся парадоксальностью и не подчиняющиеся законам логики и науки.
7. Личностное — зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.
|
|
Формы знаний, выделяемые по отношению к научному знанию:
- Донаучное — прототип, предпосылки научного знания (элементы науки до XVI в.).
- Ненаучное — разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами.
- Паранаучное — внешне похоже на научное, но несовместимо с имеющимся научным знанием.
- Лженаучное — сознательно использующее домыслы и предрассудки.
- Антинаучное — утопичное и сознательно искажающее представление о действительности.
2. Выполните задания письменно в тетради:
1. Соотнесите ступени познавательной деятельности человека
составляющие их элементы:
Ступени познания
.
Чувственное. Б. Рациональное.
Элементы
1) суждение;
2) ощущение; А. Чувственное
3) понятие; Б. Рациональное
4) представление;
5) умозаключение;
6) восприятие.