Пароход плывет, гудит

Датешидзе Т. А.

 СПб.: Речь, 2004. — 128 с, илл.

Д20 Альбом по звукопроизношению. -

В книге изложена система коррекционной работы с детьми в возрасте двух-трех лет, страдающими задержкой речевого развития разного происхождения, с использованием всех видов деятельнос­ти, доступных детям данного возраста.

Книга предназначена для логопедов, воспитателей коррекционно-диагностических групп детей раннего возраста с речевой пато­логией. Ею могут воспользоваться мамы, желающие помочь своему ребенку в общем речевом развитии.

 

_-

 


 

 

Задержка речевого развития — это не только бедный, прими­тивный словарь, грубое нарушение слоговой структуры, звукона-полняемости, но и нарушение, а чаще всего отсутствие даже тех звуков русского языка, произношение которых не требует тонких дифференцированных движений органов артикуляционного ап­парата. Дети с нормальным речевым развитием легко справляют­ся с воспроизведением этих звуков. Конечно, говорить о точной схеме появления речевых звуков у ребенка раннего возраста нель­зя, поскольку у каждого этот процесс происходит индивидуально. Однако некоторые закономерности все же существуют. Многие дети раннего возраста правильно и четко произносят такие звуки, как:

гласные А, О, У, И;

согласные [М], [М'], [Н], [Н'], [П], [П'], [Т], [Т'], [Д], [Д'], [Б],
[Б'], [Ф], [Ф'], [В], [В'], [К], [К'], [Г], [Г'], [X], [X'];

дифтонги ЙА, ЙО, ЙУ, ЙЭ.



При задержке речевого развития говорить о появлении звуков речи еще труднее, нежели при норме.

У детей с речевой патологией часто вызывает затруднение даже произношение гласных. Поэтому работу по вызыванию звуков ре­чи у таких детей начинаем с гласных звуков, вызывая их правиль­ное произношение с активной артикуляцией. При возможности вводим вызванный звук в звукоподражание, слово, иногда в эле­ментарную фразу.

Конечно, работа со звуком осуществляется в игровой форме и только при желании малыша играть с вами. Для этого необходи­мо использовать весь арсенал игровых приемов, наглядности, действий с пальчиками и т. д.

Предлагаемый альбом поможет вам выстроить последователь­ную схему работы со звуками, подскажет варианты включения звуков и слов с ними в сопровождающий речевой материал.

 

 

1. Взрослый:

— Это мальчик. Покажи мальчика. У мальчика слома­лась машинка. Мальчик плачет: «А-а-а!» Как плачет мальчик?

 — А-А-А!

2. «А-А-А!» — заплакала Аленка.

«На!» — сказала ей сестренка.

Алый цветик сорвала

И сестренке отдала.

Е. Благинина

Как заплакала Аленка?

Рот пошире ты открой,

Звонко эту песню пой: «А-А-А!»


 

 

1. Взрослый:

— Это паровозик. Паровозик кричит: «У-У-У!» Как кри­чит паровозик?

2. Паровоз кричит:

— У-У-У!


Я иду-иду-иду.

У-У-У!

 


 

1. Взрослый:

Это пароход. Пароход плывет по реке. Пароход гудит:
«У-У-У!» Как гудит пароход?

У-У-У!



Пароход плывет, гудит,

Пароход нам говорит:

 — У-У-У! У-У-У!

Далеко я уплыву.

 

 


 

1. Взрослый:

Покажи мальчика. Покажи щеночка.

Я щеночку подпою: «У-У-У!»
Как поет мальчик?

У-У-У!



Губки я тяну, тяну,

Песню новую пою-у-у-у:

— У-У-У!

 


 

1. Взрослый:

Покажи девочку. Девочка заблудилась. Кричит: «АУ!»
Как кричит девочка?

АУ!

2. Кричу в лесу: «АУ, АУ!»

И мне в ответ: «АУ, АУ!»



Как кричим в лесу?

— АУ! АУ!

Как отвечает эхо?

— АУ! АУ!

3. Пошли Аня и Алик в лес. Аня ушла далеко. Кричит Аня: «АУ!» Алик ответил: «АУ!» Как закричала Аня?

— АУ!

— Как ответил Алик?
_- АУ!

 


 

1. Взрослый:

Покажи малыша. Малыш плачет: «УА!»
Как плачет малыш?

УА!

2. Наш малыш кричит с утра:

— УА! УА!




Вот и все его слова.

3. Вот мальчик Ванечка. Просыпается Ванечка. Кричит: «УА!»

 Как кричит Ванечка?

— УА!

 

 


 

1. Взрослый:

Покажи лошадку. Лошадка кричит: «И-И-И!»
Как кричит лошадка?

И-И-И!

2. Лошадка, скачи:

И-И-И!
Лошадка, кричи:

И-И-И!

 


 

 

1. Мальчик охает, кричит:

— 0-0-0!

Ушко у него болит:

0-0-0!

Как кричит мальчик?

0-0-0!





Губки округляются,

Бублик получается.

Покатился далеко:

— 0-0-0!

 


 

 

1. Взрослый:

Покажи бабушку. Бабушка удивилась:
Как удивилась бабушка?

0-0-0!




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: