Процесс перехода к электронному правительству

Наверное, самый большой стимул, заставляющий правительства использовать информационные технологии для предоставления услуг заключается в оптимизации бюрократических и трудоемких процедур, что дает возможность сэкономить деньги и повысить производительность труда в долгосрочной перспективе. Более того, автоматизируя и оптимизируя процедуры и процессы, особенно в таких важных с точки зрения денежных поступлений областях, как сбор налогов и штрафов, органы власти могут сократить масштабы коррупции и значительно повысить уровень поступлений, повышая при этом доверие к власти.

Потенциальные возможности экономии средств и сокращения персонала не должны стать главным мотивом проведения реформ по внедрению электронного правительства. Хотя они часто и являются ценным результатом реформ, намного чаще выгоды получают предприятия и граждане, пользующиеся усовершенствованными системами, инвестиции в которое сделало правительство. Чтобы осознать все выгоды от самих преобразований, правительства должны разработать модель взаимоотношений с основными заинтересованными лицами (компаниями, торговыми ассоциациями, учеными и неправительственными организациями), ставящую во главу угла интересы гражданина. Без вклада этих действующих лиц даже те проекты в сфере электронного правительства, которые направлены на изменение внутренних процессов, могут оказаться провальными, поскольку граждане вряд ли станут пользоваться системой, которая не учитывает их потребности.

Процесс преобразования порядка взаимоотношений органов власти и общества в электронном государстве не быстр и не прост. Он требует последовательной стратегии, начиная с оценки регулярной среды в стране и способности населения использовать новые технологии. Можно выделить три стадии формирования электронного государства: публичность, участие и онлайн-транзакции.

На первой стадии информационно-коммуникационные технологии применяются для расширения доступа к правительственной информации (публикация законов, других нормативно-правовых актов, форм документов, статистических и экономических данных).

На второй стадии происходит расширение гражданского участия в государственном управлении. Интерактивное электронное правительство предполагает создание элементов обратной связи, коммуникации (адреса электронной почты государственных служащих или форм для обратной связи), позволяющих гражданам давать свои комментарии по проектам законодательных актов или другим предложениям в области государственной политики. Данная стадия электронного правления может также включать в себя создание форумов с участием граждан и представителей правительства, где люди могут обмениваться своими идеями, повышать свою осведомленность в тех или иных вопросах и создавать возможности для активной деятельности, которая не имеет дистанционных ограничений.

На третьей стадии предоставление государственных услуг организуется в онлайн-режиме.

Согласно подходу Гартнер групп (Gartner Group) принято выделять четыре этапа развития электронного государства: присутствие в Интернете, взаимодействие и коммуникации, предоставление услуг в электронной форме (транзакции) и трансформация.

В современной России процесс создания электронного правительства «запущен», основные шаги по направлению к обеспечению присутствия органов власти и информации об их деятельности в сети Интернет уже сделаны. Далее необходимо сделать особый акцент на создание условий для перехода от индустриальной модели «большого правительства» - централизованного, иерархического и работающего в материальной экономике – к новой модели управления, основанной на самоорганизующихся межинституциональных сетях сотрудничества, обменивающихся знаниями и работающими в «цифровой экономике».

В современном мире полномочия по определению государственной политики нельзя предоставить одной организации. Ни политики, ни государственные служащие не могут быть единолично ответственными за разработку стратегий. Успех развития электронного государства и информационного общества определяется совместными усилиями государственных деятелей и заинтересованных сторон: бизнеса, образовательных и исследовательских институтов, общественных групп, гражданских организаций. Необходим постепенный переход от восприятия граждан как потребителей (клиентов) к модели, предлагающей активное участие граждан и заинтересованных сторон, сотрудничество власти и общества.

Ключевой предпосылкой для успешного внедрения электронного правительства является понимание того, что оно заключается не только в автоматизации существующих процессов и устранении неэффективных мест. Скорее, оно предполагает создание новых процессов и новых взаимоотношений между управляемыми и правящими. Использование информационных технологий не является исключительно инструментом экономии денег или труда, которая производится путем выдачи чиновникам компьютеров или автоматизации записей. Электронное правительство, если его правильно спланировать, может привнести поистине революционные перемены в сам процесс государственного управления.

В итоге можно сказать, что электронное правительство является относительно новым проектом для России и представляет собой определенную форму организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающей за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности органов государственного и муниципального управления.

Электронное правительство необходимо рассматривать также в широком аспекте – как часть понятия электронное правление (или электронное государство), которое в свою очередь ассоциируется с созданием и развитием информационного общества. Формирование электронного Правительства предполагает не просто автоматизацию и подключение к Интернет органов исполнительной и законодательной власти, но также и проведение политики по развитию определенного типа общества, организации участия множества заинтересованных сторон в процессе государственного управления с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Таким образом, электронное правительство предполагает многоступенчатое преобразование порядка взаимодействия отношений государства и общества. Первым и важнейшим этапом которого является организация доступа граждан к информации об органах власти и их деятельности.

Первые шаги по развитию электронного правительства начали предприниматься с 2002 года в рамках реализации программы «Электронная Россия 2002-2010». За последние годы была проведена серьезная работа по созданию правительственных информационных порталов и размещение их в глобальной сети Интернет, практически все федеральные органы власти и значительное количество региональных органов разработали собственные интернет-сайты.

Особо активно в последние годы проводится перевод отдельных государственных услуг в электронную форму. Развиваются различные формы электронного взаимодействия граждан, организаций и государственных органов при реализации государственного управления.

Параллельно с этим расширяется использование информационных технологий в деятельности органов государственной власти, внедряются системы электронного документооборота как в рамках отдельных ведомств, так и на межведомственном уровне.

Тем не менее, электронное государственное управление в РФ находится на первых этапах своего становления, которые еще не завершены, поскольку информационное присутствие органов исполнительной власти не всегда отвечает критериям открытости.

Электронное правительство невозможно развивать без развития электронного государства, при этом синонимом понятия электронное государство является понятие «информационное общество». Такой тип общества предполагает готовность населения активно взаимодействовать с органами власти через информационно-коммуникационные технологии и участвовать в процессе управления государством.

Однако создание информационного общества существенно сдерживают проблемы доступа пользователей государственных услуг к технологиям и информации. Так, лишь треть домохозяйств в России имеет доступ в Интернет. А положение России в области развития информационного общества среди других стран мира не высоко и предстоит еще достаточно много сделать.

В перспективе именно на развитии электронного общества в большей степени, нежели на развитие электронного правительства необходимо сосредоточить усилия органов власти. Особое внимание, при этом, необходимо уделять вопросу высокой степени различий уровня развития информационного общества и доступности информационно-телекоммуникационных технологий в различных регионах России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: