The Secret Doctrine by E. P. Blavatsky, First printing, London, 1897 41 страница

Е.П.Б.

Стр. 358 [848]

Пифагорейское Четыре, или Тетрактис было символом Космоса, как содержащего в себе точку, линию, поверхности и тела, другими словами, основы всех форм. Его мистическим изображением является точка внутри треугольника. Декада или совершенное число содержится в Четырех; так, 1+2+3+4=10.

Стр. 369

  ВС. ПН. ВТ. СР. Ч Т. ПТ. СБ.
ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ
ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ
ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ
ЧЕТВЕРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ

 

Стр. 392

Трудный отрывок: «Запомните... тайна внизу, истинно»,[849] может стать для ученика немного яснее, если его слегка расширить. 532] «Изначальный Треугольник» есть Второй Логос, который отражается как Треугольник в Третьем Логосе, или Небесном Человеке, и затем исчезает. Третий Логос, содержащий «мощь созидательного творчества», развивает Тетрактис из Треугольника и, таким образом, становится Семью, Творческой Силой, образуя Декаду вместе с изначальным Треугольником, который ее породил. Когда этот небесный Треугольник и Тетрактис отражены во Вселенной Материи, как астральный парадигматический человек, они перевернуты, и Треугольник, или созидательная мощь, отбрасывается ниже Четверки с вершиной книзу; Монада этого астрального парадигматического человека сама есть Треугольник, имеющий к Четверке и Треугольнику такое же отношение, какое имеет изначальный Треугольник к Небесному Человеку. Отсюда фраза – «верхний Треугольник... перемещен в человеке из праха ниже семи». Здесь опять Точка очерчивая Треугольник, Монада становясь Тернером, с Четверкой и низшим творческим треугольником, образуют Декаду, совершенное число. «Как вверху, так и внизу».

Ученик поступит правильно, если получаемое здесь знание объединит со знаниями, данными на стр. 392. Здесь верхний Треугольник дан как Фиолетовый, Индиго, Синий, ассоциируя фиолетовый, как парадигму всех форм, с Индиго, как Махатом, и с Синим, как Атмической Аурой. В Четверке Желтый, как субстанция, связан с Желто-Оранжевым, Жизнью, и Красно-Оранжевым, творческой мощью. Зеленый – это промежуточный план.

Следующая стадия не объяснена. Зеленый переходит кверху к Фиолетовому, Индиго, Синему; Треугольник открывается, чтобы принять его, и образует таким образом квадрат, Фиолетовый, Индиго, Синий, Зеленый. Это оставляет Красно-Оранжевый, Желто-Оранжевый и Желтый, и они, потеряв, таким образом, своего четвертого члена, могут образовать только треугольник. Этот треугольник поворачивается вершиной книзу, чтобы спуститься в материю, и «зеркально отражаясь на плане грубой материи, он перевернут», и выглядит так, как показано в диаграмме ниже.

 

10{

МОНАДА ВТОРОЙ ЛОГОС

10{

МОНАДА

7{

АСТРАЛЬ­НЫЙ ПАРАДИГМАТИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК

7{

ТРЕТИЙ ЛОГОС ИЛИ НЕБЕСНЫЙ ЧЕЛОВЕК  
ТРЕУГОЛЬ­НИК СТАНОВЯ­ЩИЙСЯ ЧЕТВЕР­КОЙ И ЗАТЕМ СЕМЕРИЧ­НОСТЬЮ*   ТВОРЧЕС­КИЙ ТРЕУГОЛЬ­НИК ОТБРОШЕН­НЫЙ НИЖЕ СЕМИ

* См. supra, I, 104, 105 и 112.

533] В совершенном человеке Красный будет поглощен Зеленым; Желтый станет одним с Индиго; Желто-Оранжевый будет поглощен Синим; Фиолетовый останется вне Истинного Человека, хотя и будет связан с ним. Или, истолковывая цвета: Кама будет поглощен Низшим Манасом; Буддхи станет одним с Манасом; Прана будет поглощена Аурическим Яйцом; физическое тело остается, соединенное с реальной жизнью, но вне ее.

А. Б.

Стр. 394

К пяти чувствам, являющимся достоянием нынешнего человечества, будут добавлены еще два на этом земном шаре. Шестое чувство есть психическое чувство цвета. Седьмое – чувство духовного звука. Во втором наставлении даны исправленные скорости вибраций семи первичных цветов и их модуляций. При их исследовании обнаруживается, что каждый цвет отличается от последующего на шаг, равняющийся 42, или 6×7.

 

462 Красный + 42 = 504

Третья Октава восприятий психических цветов

504 Оранжевый + 42 = 546
546 Желтый + 42 = 588
588 Зеленый + 42 = 630
630 Синий + 42 = 672
672 Индиго + 42 = 714
714 Фиолетовый + 42 = 756
756 Красный    

 

Проводя этот процесс в обратном порядке и вычитая по 42, мы находим, что первым или основным цветом для нашего земного шара является зеленый цвет.

 

Зеленый

Первая полу-октава

42 Синий
84 Индиго
126 Фиолетовый
168 Красный

Вторая октава

210 Оранжевый
252 Желтый
294 Зеленый
336 Синий
378 Индиго
420 Фиолетовый
462 Красный

 

Вторая и четвертая октавы были бы тепловые и актинические лучи, и они невидимы для нашего нынешнего восприятия.

Седьмое чувство есть чувство духовного звука; и так как вибрации шестого прогрессируют шагами 6×7, то вибрации седьмого прогрессируют шагами 7×7. Вот их таблица.

 

Fa ...Зеленый Звук

Первая полу-октава

49 Sol ...Синий
98 La ...Индиго
147 Si ...Фиолетовый
534] 196 Do ...Красный

Вторая октава

245 Re ...Оранжевый
294 Mi ...Желтый
343 Fa ...Зеленый
392 Sol ...Синий
441 La ...Индиго
490 Si ...Фиолетовый
539 Do ...Красный

и т. д., и т. д.

 

 

Пятое чувство находится в нашем владении: вероятно, это есть чувство геометрической формы, и шагами его прогрессирования будут 5×7, или 35.

Четвертым чувством является чувство физического слуха, музыки, и его прогрессирование будет 28, или 4×7. Правильность этого доказывается тем фактом, что это согласуется с теориями науки, касающимися вибраций музыкальных нот. Наша гамма следующая:

–, 28, 56, 84, 112, 140, 168, 196, 224, 252, 280, 308, 336, 364, 392, 420, 448, 476, 504, 532, 560, 588, 616, 644, 672, 700

Согласно науке музыки, ноты C, Е, G по своим пропорциям вибраций таковы как 4, 5, 6. Та же самая пропорция получается между нотами тройки G, B, D, и F, A, C. Это дает гамму, и сводя вибрации к С как 1, пропорции семи нот к C представляют собой:

1         9/8     5/4     4/3     3/2     5/3     15/8   2

C        D        E        F         G        A        B        C

Сведя это к целым числам, получаем на одну октаву:

24      27      30      32      36      40      45      48

C        D        E        F         G        A        B        C

Посредством подобного вычисления мы можем поместить октаву ниже C' и выше C". Написав эти три октавы в линию и перемножив на семь, мы получаем почти точное соответствие с нашей таблицей вибраций для четвертого чувства.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ТАБЛИЦА

Четвертое Чувство   Пропорция гаммы  

Произве­дение

 
28 ……… 4×7 = 28 E  
56 ……… 8×7 = 56 F  
84 ……… 12×7 = 84

G

112 ……… 16×7 = 112

A

140 ……… 20×7 = 140

B

168 ……… 24×7 = 168

C

196 ……… 27×7 = 189

D

……… 30×7 = 210

H

224 ……… 32×7 = 224

F

252 ……… 36×7 = 252

G

280 ……… 40×7 = 280

A

308 ……… 45×7 = 315

B

535] 336 ……… 48×7 = 336

C

364 ……… 54×7 = 378

D

392 ………   =  

 

420 ……… 60×7 = 420

E

448 ……… 64×7 = 448

F

476 ………   =  

 

504 ……… 72×7 = 504

G

532 ………   =  

 

560 ……… 80×7 = 560

A

588 ………   =  

 

616 ……… 90×7 = 630

B

644 ………   =      
672 ……… 96×7 = 672 C  

 

539]

ЗАМЕТКИ ПО НЕКОТОРЫМ УСТНЫМ УЧЕНИЯМ

ТРИ ЖИЗНЕННЫХ ВЕТРА

То, что восходит по Сушумне, есть чистая Акаша; ее два аспекта текут в Иде и Пингале. Они – три жизненных ветра (sirs), и символизированы шнуром брамина. Они управляются Волею. Воля и Желание являются высшим и низшим аспектами одного и того же. Отсюда вытекает важное значение чистоты каналов, ибо если они загрязняют эти жизненные ветры, возбуждаемые Волею – результатом будет Черная Магия. Вот почему в практическом Оккультизме запрещены всякие половые сношения.

Из Сушумны, Иды и Пингалы возникает циркуляция, которая из центрального канала распространяется по всему телу. (Человек – это дерево; в нем и макрокосм, и микрокосм. Поэтому деревья применялись в качестве символов; так изображается Дхиан-Коганическое тело.)

АУРИЧЕСКОЕ ЯЙЦО

Аурическое Яйцо сформировано кривыми, которые можно представить себе по кривым, образованным песком на вибрирующем металлическом диске. Каждый атом, как и каждое тело, имеет свое Аурическое Яйцо, каждый центр образует свое собственное. Это Аурическое Яйцо с соответствующими материалами, бросаемыми в него, представляет собою защиту; ни одно дикое животное, каким бы свирепым оно ни было, не приблизится к йогу, так охраняемому: оно отбрасывает назад со своей поверхности все зловредные воздействия. Никакая сила Воли не проявляется через Аурическое Яйцо.

В. В чем заключается связь между циркулированием жизненных ветров и властью йога сделать свое Аурическое Яйцо защитой против нападения?

О. Ответить на этот вопрос невозможно. Это знание является последним словом Магии. Это связано с Кундалини, которое с одинаковой легкостью может как разрушать, так и охранять. Невежественный новичок мог бы убить себя.

В. Является ли Аурическое Яйцо ребенка дифференциацией Акаши, в которое Адепт может бросить материалы, нужные ему для особых целей – например, Майави Рупа?

(Вопрос как-то неясно составлен. По-видимому, вопрошатель хотел узнать, является ли Аурическое Яйцо дифференциацией 538] Акаши, в которое, когда ребенок станет взрослым, он мог бы, если Адепт, вплести материалы, нужные для особых целей, и т. д.)

О. Если понимать вопрос в том смысле – может ли Адепт что-то вкладывать в Аурическое Яйцо ребенка или воздействовать на него, то это невозможно, так как Аурическое Яйцо – Кармическое, и даже Адепт не должен вмешиваться в такое Кармическое начертание. Если бы Адепт вкладывал в Аурическое Яйцо другого человека что-либо, за что тот человек не ответственен или что не исходит из Высшего Я той личности, как тогда могла бы осуществляться Кармическая справедливость?

Адепт может втягивать в свое собственное Аурическое Яйцо из своей планеты или даже из Аурического Яйца земного шара или Вселенной в зависимости от своей степени. Эта оболочка является вместилищем всех Кармических причин и фотографирует все, как светочувствительная пластинка.

У ребенка очень маленькое Аурическое Яйцо, которое по цвету почти чисто белое. При рождении Аурическое Яйцо состоит из почти чистой Акаши плюс Танхи, которые до седьмого года остаются потенциальными или латентными.

Про Аурическое Яйцо идиота нельзя сказать, что оно человеческое, то есть оно не окрашено Манасом. Это скорее Акашные вибрации, нежели Аурическое Яйцо – материальная оболочка, такая как у растения, минерала или другого объекта.

Аурическое Яйцо есть передатчик от периодических жизней к Жизни вечной, т. е. от Праны к Дживе. Оно исчезает, но остается.

Причина, по которой исповедь Римско-Католической и Греческой Церквей является таким большим грехом, заключается в том, что принимающий исповедь вмешивается в Аурическое Яйцо кающегося посредством своей силы воли, искусственно прививая эманации своего собственного Аурического Яйца и забрасывая семена для прорастания в Аурическое Яйцо данного человека. Это идет по тем же линиям, что и гипнотическое внушение.

Вышеприведенные замечания равно относятся к Гипнотизму, хотя последний есть психо-физическая сила, и в этом именно заключается одна из его многих серьезных опасностей. В то же самое время «добро может пройти и по грязным каналам», как, например, в случаях избавления человека посредством внушения от пристрастия к алкоголю или опиуму. Месмеризм может применяться оккультистом для избавления от плохих привычек, если намерения совершенно чисты, так как на высшем плане намерение – все, и доброе намерение должно работать на добро.

В. Не является ли Аурическое Яйцо расширением «Столба Света», Манасического Принципа, и поэтому ли оно не окружает ребенка до семи лет?

539] О. Да, это Аурическое Яйцо. Аурическое Яйцо при рождении совершенно чисто, но это вопрос, окрасит ли его высший или низший Манас на седьмом году жизни. Манасическое расширение – чистая Акаша. Луч Манаса спущен в водоворот низших Принципов и, будучи обесцвечен и поэтому ограничен Камическими Танхами и дефектами телесного организма, формирует личность. Наследственная Карма может настичь ребенка и до семилетнего возраста, но никакая индивидуальная Карма не может вступить в действие до спуска Манаса.

Аурическое Яйцо есть для Человека то же, что Астральный Свет для Земли, Эфир для Астрального Света, Акаша для Эфира.

Критические состояния не входят в перечисление. Они являются Лайа Центрами или не хватающими звеньями в нашем сознании, и отделяют эти четыре плана один от другого.

ОБИТАТЕЛЬ

«Обитатель Порога» обнаруживается в двух случаях: а). В случае отделения Треугольника от Четверки; б). Когда Камические желания и страсти настолько интенсивны, что Кама Рупа продолжает существовать в Кама Локе дольше Дэвачанского периода Эго и, таким образом, доживает до перевоплощения Дэвачанской Сущности (напр., когда новое воплощение происходит спустя двести или триста лет). «Обитатель», будучи привлечен своим родством к Воплощающемуся Эго, которому он раньше принадлежал, и не будучи в состоянии добраться до него, прикрепляется к Каме новой личности и становится Обитателем Порога, усиливая Камический элемент и, таким образом, придавая ему опасную мощность. Некоторые по этой причине сходят с ума.

ИНТЕЛЛЕКТ

Белый Адепт вначале не всегда является обладателем могучего интеллекта. Фактически, Е. П. Б. знала Адептов, интеллектуальные силы которых первоначально были ниже среднего. Чистота Адепта, его равная любовь ко всем, его сотрудничество с Природой, с Кармой, со своим «Внутренним Богом» дают ему его силу. Один только интеллект сам по себе сделает черного мага. Ибо один только интеллект сопровождается гордостью и эгоизмом: человека поднимает интеллект плюс духовность. Ибо духовность предотвращает гордость и тщеславие.

Царством Высшего Манаса является Метафизика; тогда как 540] Физика является царством Кама-Манаса, который выполняет мышление в физической Науке и о вещах материальных. Кама-Манас, как и все другие Принципы, семиступенчатый. Математик без духовности, каким бы он великим ни был, не охватит Метафизики, но метафизик овладеет высшими концепциями Математики и применит их без изучения последней. Для прирожденного метафизика Психический План не имеет большой значимости: он видит его заблуждения как только входит в него, поскольку это не то, что он ищет. Что касается музыки и других искусств, они являются детьми или Манасического или Кама-Манасического Принципа, пропорционально тому, что преобладает: Душа или техника.

КАРМА

После каждого воплощения, когда Манасический Луч возвращается к своему Отцу, Эго, некоторые из его атомов остаются позади и рассеиваются. Эти Манасические атомы, Танхические и другие «причины», будучи той же самой природы, что и Манас, притягиваются к нему крепкими узами родства, и при новом воплощении Эго безошибочно привлекаются к нему и составляют его Карму. До тех пор, пока все они не собраны, индивидуальность не освобождается от перерождения. Высший Манас несет ответственность за Луч, который он выделяет. Если этот Луч не загрязняется, никакая плохая Карма не порождается.

СОСТОЯНИЕ ТУРИЯ

Вы должны помнить, что при освобождении от Кармы приходится избавляться как от плохой, так и от хорошей Кармы, и что Ниданы, направленные к приобретению хорошей Кармы, настолько же связывающи, как Ниданы, направленные в другую сторону. Ибо обе суть Карма.

Йог не может достичь состояния Турия, если Треугольник не отделен от Четверки.

МАХАТ

Махат есть проявленный вселенский Парабрамический Ум (на одну Манвантару) на Третьем Плане (Космоса). Это тот Закон, по которому Свет падает с плана на план и дифференцируется. Манасапутры – это его эманации.

Только человек способен постигать Вселенную на этом плане существования.

Существование есть; но когда существо не ощущает его, то для этого существа его нет. Боль от хирургической операции существует, хотя пациент не ощущает ее, и для этого пациента ее нет.

541]

КАК ПРОДВИНУТЬСЯ

В. Каково правильное произношение АУМ?

О. Сперва следует практиковаться на этом физически всегда на одной и той же высоте тона, которая должна быть найдена так же, как особый цвет ученика, ибо каждый имеет свой собственный тон.

АУМ состоит из Двух гласных и одной полугласной – последняя должна произноситься протяжно. Точно так же, как Природа имеет свое Fa, так каждый человек имеет свое: человек – производное Природы. Тело может быть приравнено к инструменту, а Эго – к играющему. Вы начнете с того, что будете производить следствия на вас самих, затем мало-помалу вы научитесь играть на Таттвах и Принципах; учитесь сперва нотам, затем аккордам, потом мелодиям. Раз ученик овладел всеми аккордами, он может начинать становиться сотрудником Природы и для других. Затем он может, пользуясь опытом, который он приобрел из собственной натуры, и знанием аккордов, ударить такой, который будет благодетельным в другом, и таким образом послужит в качестве ключевой ноты для благодетельных результатов.

Пытайтесь получить ясное изображение геометрического треугольника на каждом плане, представление, которое постепенно становится все более метафизическим и заканчивается субъективным Треугольником, Атма-Буддхи-Манас. Именно только познанием этого Треугольника под всеми формами вы можете преуспеть, например, в заключении прошлого и будущего в настоящее. Помните – вы должны погрузить Четверку в Треугольник. Низший Манас притягивается кверху вместе с Камой, Праной и Лингой, оставляя за собой только физическое тело, низшее подкрепляя высшее.

Продвигаться в Оккультизме можно даже в Дэвачане, если Ум и Душа были на это направлены при жизни, но это только, как во сне, и это знание улетучивается так же, как память о сновидении, если оно не поддерживается сознательным изучением.

СТРАХ И НЕНАВИСТЬ

Страх и ненависть в сущности одно и то же. Тот, кто ничего не боится, никогда не будет ненавидеть, а тот, кто ни к кому не питает ненависти, тот ничего не боится.

ТРЕУГОЛЬНИК

В. Что означает фраза: «Сформируйте ясное изображение Треугольника на каждом плане»; например, на Астральном Плане, о чем нужно думать как о Треугольнике?

О. (Е. П. Б. спросила, имеет ли вопрос в виду значение 542] Треугольника или же способ, как представить себе Треугольник на «экране света»? Вопрошатель пояснил, что имелось в виду последнее, тогда Е. П. Б. сказала, что) только в состоянии Турия, на четвертой из семи степеней Раджа Йоги йог может представить себе то, что абстрактно. Ниже этого состояния воспринимательная способность, будучи обусловленной, должна иметь какую-либо форму, чтобы созерцать; она не может представить себе Арупу. В состоянии Турия этот Треугольник находится в вас самих и ощущается. Ниже состояния Турия должен быть какой-либо символ для представления Атма-Буддхи-Манаса. Это не просто геометрический Треугольник, а Триада, воображаемая, чтобы сделать мысль возможной. Из этой Триады мы можем сделать какого-то рода представление о Манасе, каким бы смутным оно ни было, тогда как об Атме никакое представление не может быть сформировано. Мы должны пытаться представить себе этот Треугольник на планах все более высоких. Мы должны представить себе Манас, осеняемым Буддхи и погруженным в Атму. Только Манас, Высшее Эго, может быть представлен, мы можем думать о нем, как об Авгоэйде, сияющей фигуре в «Занони». Очень хороший психик мог бы это увидеть.

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗРЕНИЕ

Однако, психического зрения не следует желать, так как Психея земная и во зле. По мере того, как Наука все более продвигается вперед, психическое будет постигаться и пониматься; в Психизме нет ничего, что было бы духовным. Наука права на своем собственном плане, со своей точки зрения. Закон Сохранения Энергии подразумевает, что психическое движение порождается движением. Так как психическое движение есть только движение на Психическом Плане, плане материальном, то прав тот психолог, который не видит в нем ничего больше материи. У животных нет Духа, но они обладают психическим зрением и чувствительны к психическим условиям: понаблюдайте, как те отражаются на их здоровье, их телесном состоянии.

Движение есть абстрактное Божество, на высочайшем плане оно – Арупа, абсолютное, но на нижайшем оно только механическое. Психическое действие находится в сфере физического движения. Прежде чем психическое действие может быть разработано в мозгу и нервах, должно состояться соответствующее действие, которое порождает его на Физическом Плане. Парализованное животное, которое не может порождать действия в физическом теле, не может думать. Психики просто видят на плане другой материальной плотности; урывки духовных прозрений, иногда ими получаемые, приходят из потустороннего плана. Зрение психика есть как бы зрение человека, входящего в освещенную комнату и видящего там все при искусственном свете; когда этот свет погашается, зрение теряется. Духовное же зрение видит с помощью света внутри, 543] света, сокрытого под спудом тела, посредством которого мы можем видеть ясно и независимо от всего внешнего. Так как психик видит с помощью внешнего света, то это видение окрашивается природою этого света.

X. сказала, что она как бы чувствовала, что видит на трех планах; Е. П. Б. ответила, что каждый план семеричен, Астральный, как и всякий другой. Она привела как пример видения на физическом плане стола с помощью чувства зрения; его все еще можно видеть с закрытыми глазами, благодаря впечатлению на сетчатке глаз; изображение его законсервировано в мозгу; его можно вызвать в памяти; можно видеть во сне; или как совокупность атомов; или дезинтегрированным. Все они на Физическим Плане. Затем мы снова можем начинать на Астральном Плане и получить другую семерку. Этому намеку нужно последовать и разрабатывать его.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: