Ошлань. Церковь Троицы Живоначальной, рядом с которой находился детский дом

 

Лузский район

В июле – августе 1941 года Лузский район начал принимать эвакуированных детей из Карельской республики, Ленинградской и Новгородской областей. Болгары, прибалтийцы, финны и поляки нашли приют на Лузской земле.

В Лальске, в поселке Фабрика (Лальская бумажная фабрика) и в интернате деревни Каравайково Савинского сельсовета в колхозе «Путь Ильича» разместились четыре детских дома для сирот, поступивших из оккупированных врагом областей.                                                                                                            В д. Каравайково детей разместили в отремонтированном пятистенном доме. Детей было 48 и сними 5 воспитателей. Деревенские жители помогали эвакуированным детям, как могли: одеждой и едой.

Многие воспитанники детских домов навсегда остались в районе, некоторые, у кого нашлись родители или родственники, после войны вернулись на родину.

 

Детский дом № 26 г. Лальска был организован в конце тридцатых годов. С начала войны стали поступать дети, которых называли «дети войны». В основном это были дети из Ленинграда и Ленинградской области, Прибалтики. Были поляки, латыши, литовцы и те, кого смогли спасти от немцев из Смоленской, Московской областей.

Детей объединяло их огромное горе, постигшее нашу Родину. И трудности, которые можно было пережить всем вместе. А их в сельской местности было не мало. Особенно трудно приходилось старшеклассникам. Детский дом отапливался дровами, которые сплавляли в то время по реке Лале. Вот и надо было из речки выкатывать бревна на берег, чтобы потом на лошади отвезти к детскому дому, где вручную распилить, расколоть, сложить, а потом дежурные по спальням подносили их к печкам или на кухню.

Уборку в помещениях делали сами дети, по очереди дежурили. В субботу всегда была генеральная уборка – хлопали постельное белье, мыли полы, вытирали пыль. Через десять дней – баня. Помогали дети и на кухне – дежурили по 6-8 человек. Накрывали на столы, мыли посуду, резали хлеб, чистили картошку, а иногда помогали печь пироги, шаньги.

Постоянно работала в детдоме своя столярная мастерская, где мальчики делали табуретки, столы. Вместе со столяром стеклили рамы, проводили ремонт. Позднее поступили в детский дом столярные, слесарные станки, токарный. Мальчики любили там заниматься. Девочки тоже занимались вышиванием в швейной мастерской под руководством Марии Васильевны Тюриной

 Летом старшеклассники вместе со столяром Михаилом Семеновичем Фалевским штукатурили комнаты, потом белили, красили.

Было при детском доме и свое подсобное хозяйство: две лошади, коровы, свиньи. Дети помогали ухаживать взрослым за животными: возили воду с реки на лошади, чистили, кормили. Конюхом был Павел Алексеевич Бурков. В поле сеяли овес, ячмень, горох, садили картошку, капусту, репу, турнепс. Были у детдомовцев свои пчелы, так что чай пили сладкий. Но главное – рядом лес, где на бору ягоды, грибы. Когда начинался сенокос, работали даже малыши. Младшие сгребали сено, те, кто постарше, копны носили, зароды метали. Сенокосы были большие, но ребята не боялись работы, не надо было просить, уговаривать.

Когда поспевало зерно, жали его вручную, девочки серпами, вязали, ставили для просушки. Покажут работники, как серп держать, чтоб легче и лучше им работать, и дети сами начинают жать. Зерно на мельнице смалывали в муку, на крупу. Поэтому была своя каша ячневая, пшеничная. Зерно шло также и на корм лошади. С малых лет дети знали, что своим собственным трудом они могут обеспечить себя, поэтому и трудились, выращивали и овощи, делали заготовки на зиму. Но не только трудились воспитанники, но и занимались спортом, художественной самодеятельностью, краеведческой работой, ходили в походы, ездили на экскурсии в Сольвычегодск, музей Строгановых, в Великий Устюг. Озеленяли территорию детского дома, садили цветы, ухаживали за ними.

По окончании 7 классов детей устраивали в Киров в ремесленные училища. Девочек увозили в Орехово-Зуево, Ликино-Дулево, Истру, Балашово под Москву, в Ивановскую область, в Шую; мальчиков – в Свердловскую, Челябинскую области, в Киров на Искож. Кто хорошо учился, после окончания войны могли закончить 10 классов и поступить в какое-нибудь учебное заведение по желанию. Упорство, сила воли, желание достичь цели давали каждому надежду получить образование. Выпускники детского дома заканчивали Ленинградские, Кировские, Ижевские ВУЗы. Лучших мальчиков направляли в Суворовское и Нахимовское училища. Многие воспитанники стали известными людьми. Во всех сферах производства работают бывшие детдомовцы: это врачи и инженеры, старшие научные сотрудники, профессора и строители, военные и агрономы. По всей стране разлетелись они, живут не только в России, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья: в Москве, Санкт-Петербурге, во Владивостоке и Баку, Сочи, Феодосии, Ялте, в Ухте и Воркуте, Кирове и на Урале.

В 1956 году детский дом № 26 расформировали. Детей распределили в детские учреждения Кировской области.

Многие детдомовцы навсегда остались в Кировской области, в городе Кирове.

Директором детского дома была Серафима Ивановна Ермилова – ленинградка. В Ленинграде она работала заведующей районного отдела народного образования в одном из районов города. С ней завучем была В.Н. Ципилева, воспитатели В.Г. Норицына, А.Н. Машанов. С.П. Чистякова. После отъезда в Ленинград директором стала В. Н. Ципилева, ее сменила М.Д. Соснина. Воспитателями работали А.И. Шемелов, Е.Д. Варавикова, А.А. Низовцев, М.А. Суженова, З.В. Бестужева, Н.Н. Ворков, Н.Г. Гаврилова, позднее Калинина, М.А. Семакова, Н.Н. Плюснина. Фельдшеры Н.Н. Савинская, Н.Н. Семушина, С.Ф. Пелевина. Столяр М.С. Фалевский. Портниха М.В. Тютрин

 

 

Лузский район

 

 Из истории Лальского детского дома

Детский дом № 26 г. Лальска был организован в конце тридцатых годов. С начала войны стали поступать дети, которых называли «дети войны». В основном это были дети из Ленинграда и Ленинградской области, Прибалтики. Были поляки, латыши, литовцы и те, кого смогли спасти от немцев из Смоленской, Московской областей. Директором детского дома была Серафима Ивановна Ермилова –ленинградка. В Ленинграде она работала заведующей районного отдела народного образования в одном из районов города. С ней завучем была В.Н. Ципилева, воспитатели В.Г. Норицына, А.Н. Машанов. С.П. Чистякова. После отъезда в Ленинград директором стала В. Н. Ципилева, ее сменила М.Д. Соснина. Воспитателями работали А.И. Шемелов, Е.Д. Варавикова, А.А. Низовцев, М.А. Суженова, З.В. Бестужева, Н.Н. Ворков, Н.Г. Гаврилова, позднее Калинина, М.А. Семакова, Н.Н. Плюснина. Фельдшеры Н.Н. Савинская, Н.Н. Семушина, С.Ф. Пелевина. Столяр М.С. Фалевский. Портниха М.В. Тютрина.

Вспоминает бывший воспитатель детского дома Бестужева Зинаида Владимировна:

  «Я помню, как-то привезли к нам одиннадцать малышей, их надо было определить в Дом малюток, была середина учебного года, а с сентября они должны были идти в школу. Так они оказались в нашем доме № 26. Какие они были напуганные, жались друг к другу, боялись наималейшего стука, шума, громкого голоса. Устроили их в маленькую теплую комнатку. Одних не оставляли, постоянно под присмотром, а постепенно, как стали привыкать, старшие взяли над ними шефство, ухаживали за ними, оберегали, заботились, играли с ними. Дети стали отходить, появились улыбки на лицах, потом смех, но передвигались медленно, долго еще боялись бегать…»

Из воспоминаний бывшей воспитанницы детского дома Елены Егоровны Кузьминой (Лены Мельниковой):

«Когда началась война, мне шел четвертый год. Особенно врезался в память ужасный вой сирен. Это было в Ленинграде, где я жила. Вот услышишь ее и надо бежать, а мы малыши, с перепугу сидим и плачем. И уже взрослые берут нас на руки и несут в бомбоубежище. Там часто мы и жили… Потом была дорога на восток: большой черный паровоз с красной звездой и вагоны. В вагонах много детей. Наш поезд неоднократно бомбили: вокруг – грохот, шум, крики, слезы. Кто постарше, хватают малышей на руки и бегут подальше от железнодорожного полотна… Садиться в вагоны никому не хотелось – так мы боялись. Как добрались до Лальска, уже не помню. Осталось лишь в памяти, что многие из нас не то, что ходить, стоять не могли – так ослабли.

И еще запомнилось, что привезли нас на место накануне новогодних праздников. Вот новогодняя елка – большая, разлапистая, посреди зала. Вокруг разложены матрасы, и воспитатели выносят нас и кладут на эти матрасы. Мы радуемся празднику, тянемся слабенькими ручонками к самодельным игрушкам, встать - то сил нет. Взрослые видят все это и плачут».

Разные дети поступали в детский дом. Были здесь и болгары, и прибалтийцы, и финны, и поляки. Постепенно воспитанники сдружились, объединяло их огромное горе, постигшее нашу Родину. И трудности, которые можно было пережить всем вместе. А их в сельской местности было не мало. Особенно трудно приходилось старшеклассникам. Детский дом отапливался дровами, которые сплавляли в то время по реке Лале. Вот и надо было из речки выкатывать бревна на берег, чтобы потом на лошади отвезти к детскому дому, где вручную распилить, расколоть, сложить, а потом дежурные по спальням подносили их к печкам или на кухню. Дрова были сырыми и плохо горели, поэтому в зимнее время в спальнях было холодно, одеяла тонкие, дети сжимались калачиками, но согреться все равно было трудно. Летом старшеклассники вместе со столяром Михаилом Семеновичем Фалевским штукатурили комнаты, потом белили, красили. Уборку в помещениях делали сами дети, по очереди дежурили. В субботу всегда была генеральная уборка – хлопали постельное белье, мыли полы, вытирали пыль. Через десять дней – баня. Пока дети мылись, их верхнее белье прожаривали в специальной камере, чтобы избежать вшивости и заболеваний. Помогали дети и на кухне – дежурили по 6-8 человек. Накрывали на столы, мыли посуду, резали хлеб, чистили картошку, а иногда помогали печь пироги, шаньги.

Постоянно работала в детдоме своя столярная мастерская, где мальчики делали табуретки, столы. Вместе со столяром стеклили рамы, проводили ремонт. Позднее поступили в детский дом столярные, слесарные станки, токарный. Мальчики любили там заниматься. Девочки тоже занимались вышиванием в швейной мастерской под руководством Марии Васильевны Тюриной, чинили белье, а позднее, когда стали поступать американские посылки и отечественная ткань с базы облоно, стали шить платья, рубашки, наволочки, простыни, вышивать их.

Директор Мария Дмитриевна Соснина разрешила девочкам подбирать для себя фасон платья. Целый день в летнее время и после уроков стучали машинки – девочки шили наряды. А Елена Михайловна Кузнецова научила девочек вышивать на машинке ришелье.

Было при детском доме и свое подсобное хозяйство: две лошади, коровы, свиньи. Дети помогали ухаживать взрослым за животными: возили воду с реки на лошади, чистили, кормили. Конюхом был Павел Алексеевич Бурков. В поле на Негле сеяли овес, ячмень, горох, садили картошку, капусту, репу, турнепс. Как только начиналось лето, группа 35-40 человек постоянно жила на Негле, туда на лето перегоняли коров, а на лошади подвозили хлеб и другие продукты. Был на Негле двухэтажный дом, один этаж принадлежал одному детскому дому, второй – другому. Жил там и завхоз подсобного хозяйства Илья Алексеевич Тютрин, доярки. Дети трудились под руководством воспитателей и завхоза.

А как дети любили Неглу! Какие там красивые места: лес, пруд, речка. Пруд замечательный, лодка на воде, кругом заросли смородины, рядом мельница, дом мельника, помольная изба, пасека, где стояли ульи. Были у детдомовцев свои пчелы, так что чай пили сладкий. Но главное – рядом лес, где на бору ягоды, грибы. На речке можно порыбачить. Готовили в котлах на улице, сами дежурили. Подъем в 7 утра и сразу умываться на речку, некоторые бежали окунуться, затем – завтрак и работа в поле. Обед и снова после небольшого отдыха в поле. Только после ужина свободное время: кто читает книгу, кто на лодке рыбачит около мельницы, а кто – в лес за грибами, ягодами. Ягоды приносили домой в детский дом, пекли пироги. Когда начинался сенокос, работали даже малыши. Младшие сгребали сено, те, кто постарше, копны носили, зароды метали. Сенокосы были большие, но ребята не боялись работы, не надо было просить, уговаривать, еще с вечера распределялись обязанности, например, кому вертеть точило, чтоб завхоз поправил косы. И до подъема уже шумит точило. Старшие дети вместе со взрослыми косили. После завтрака – одни отдыхать, а другие – грабли в руки и сено переворачивать. Никогда ребята не хныкали, смех, шутки. Смотрели, кто чище сгребает сено, проверяли друг за другом, и вся работа была в радость.

Когда поспевало зерно, жали его вручную, девочки серпами, вязали, ставили для просушки. Покажут работники, как серп держать, чтоб легче и лучше им работать, и дети сами начинают жать. Зерно на мельнице смалывали в муку, на крупу. Поэтому была своя каша ячневая, пшеничная. Зерно шло также и на корм лошади. С малых лет дети знали, что своим собственным трудом они могут обеспечить себя, поэтому и трудились, выращивали и овощи, делали заготовки на зиму. Но не только трудились воспитанники, но и занимались спортом, художественной самодеятельностью, краеведческой работой, ходили в походы, ездили на экскурсии в Сольвычегодск, музей Строгановых, в Великий Устюг. Озеленяли территорию детского дома, садили цветы, ухаживали за ними. Краеведением занимался Адольф Анатольевич Низовцев. Рисованием, лепкой из глины, гипса, бумаги – Екатерина Дмитриевна Бологова, ленинградка. Потом она уехала, дети самостоятельно стали заниматься.

После войны в детский дом стали направлять новые педагогические кадры: приехал учитель физкультуры Аркадий Протасович Пестриков. Дети полюбили молодого, энергичного учителя. Подъем, отбой, линейка проходили под его руководством. Дети увлекались спортом, гимнастикой. Ездили на районные соревнования, в Киров и Ленинград, занимали призовые места. Зимой все вставали на лыжи. К тому же Аркадий Протасович хорошо вышивал и научил этому мальчиков. Они вышивали наволочки, салфетки, чехлы на кровати и бачки с водой.

Пришел с войны Зосима Михайлович Трудоношин и стал работать музыкальным работником. До него был баянистом Петя Белоруков. Ребята готовили концерты, выступали в Доме культуры, на Фабрике, в Лузе. Сольные номера, танцы, физкультурные номера, игра на деревянных ложках, на гребеньках с папиросной бумагой покоряли всех. Также готовили и сложные театрализованные представления: «Робин Гуд», «Храбрый портняжка», «Золотой гусь». Подготовка проходила под руководством директора Валентины Николаевны Ципилевой. Клеили костюмы из бумаги, раскрашивали их акварелью. Участвовали в постановках и воспитатели. С особым энтузиазмом готовились к праздникам, демонстрациям: 7 ноября и первомайской, а потом к Дню Победы. Клеили голубей на палочке, цветы, а если на улице тепло, шли в национальных костюмах. Мальчики ловили голубей, а потом выпускали их на параде. Запускали разноцветные шары. Каждый нес в руках сделанные своими руками атрибуты. Однажды, в День Победы, под руководством Николая Васильевича Семушина и Леонида Николаевича Владимирова была сделана ракета, куда поместился маленький Гера Суходолец.

О Победе узнали перед обедом и все высыпали во двор, радовались, шумели, плакали. Директор В.Н. Ципилева распорядилась на праздничный обед дать сладкое, что было на складе. Обед задержался, но этого никто не заметил, все хотели высказаться, у всех появилась надежда на возвращение своих родных. Но радость была напрасной, шел день за днем – но к детям никто не приезжал. Дети продолжали учиться, трудиться и жизнь вошла в свою колею.

По окончании 7 классов детей устраивали в Киров в ремесленные училища. Девочек увозили в Орехово-Зуево, Ликино-Дулево, Истру, Балашово под Москву, в Ивановскую область, в Шую; мальчиков – в Свердловскую, Челябинскую области, в Киров на Искож. Кто хорошо учился, после окончания войны могли закончить 10 классов и поступить в какое-нибудь учебное заведение по желанию. Упорство, сила воли, желание достичь цели давали каждому надежду получить образование. Выпускники детского дома заканчивали Ленинградские, Кировские, Ижевские ВУЗы. Лучших мальчиков направляли в Суворовское и Нахимовское училища. Многие воспитанники стали известными людьми. Во всех сферах производства работают бывшие детдомовцы: это врачи и инженеры, старшие научные сотрудники, профессора и строители, военные и агрономы. По всей стране разлетелись они, живут не только в России, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья: в Москве, Санкт-Петербурге, во Владивостоке и Баку, Сочи, Феодосии, Ялте, в Ухте и Воркуте, Кирове и на Урале.

Но где бы они ни были, они сдружились, сроднились на Лальской земле, полюбив ее, свою вторую родину, которая многому их научила, дала путевку в жизнь. В 1956 году детский дом № 26 расформировали. Детей распределили в детские учреждения Кировской области. Зинаида Владимировна Бестужева со своей группой осталась в Лальске, перевели группу в детский дом № 25. Затем, в 1964 году был расформирован и этот детский дом.

В 1985 году, по инициативе воспитанницы детского дома Е.Е. Кузьминой, что проживает в Лальске, была организована встреча воспитанников детского дома. Собралось много бывших воспитанников, мужественных, поседевших, но с юношеским блеском глаз, с улыбками, шумными приветствиями узнавали они друг друга и разговоры, разговоры… Некоторые приехали со своими детьми и даже внуками. Тогда, на этой встрече было решено встречаться через каждые пять лет и это стало традицией, как стало традицией ежегодно в день 27 января, когда была снята блокада Ленинграда, встречаться воспитанникам детских домов в городе на Неве, которые были вывезены в эвакуацию, и которых государство сохранило и воспитало. На одной из таких встреч и побывала Елена Егоровна Кузьмина. И в Кирове проходила такая встреча, куда были приглашены воспитанники всех детских домов, какие были на вятской земле в то суровое время. Многие детдомовцы навсегда остались в Кировской области, в городе Кирове. Они поддерживают отношения, встречаются друг с другом. Вспоминают то далекое трудное детство.

 

 

 


Котельничский район

Местом приюта стал и Котельничский район. Здесь было размещено 8 фабрично-заводских и 5 государственных детских садов,6 детских домов, 10 интернатов и 6 яслей. В сёлах Александровское, Боровка, Гостево, Вишкиль, Карпушино, Курино, Покровское, Спасское, Чистополье, г. Котельниче, в деревнях Колбино, Отёшево, Ванюково и других, в тяжёлую военную годину котельничане приняли, обогрели и не остались безучастными к судьбе эвакуированных. Более 2 тысяч юных ленинградцев обогрела в те годы Котельничская земля. Жители района заботились об эвакуированных детях, помогали эвакуированным семьям.

 

Детский дом №123 в селе Курино

Жизнь в детском доме была тяжёлая, но интересная. Бытовые условия, как и повсюду в военное время были не очень хорошие: полы некрашеные, электрического света не было, были керосиновые лампы. Отопление печное. Спали на соломенных матрацах. Не хватало тетрадей, поэтому писали на журналах между печатных строк. За книгами ходили в сельскую библиотеку.

Занимались хозяйством. Сами дети заготавливали дрова на зиму для детдома. В детском доме была своя лошадь, на которой пахали огород, выращивали для себя овощи. Кроме работ по хозяйству, все девочки умели шить, сами себе шили платья. Мальчики мастерили чемоданы из досок и красили их в черный цвет, для тех, кто выходил из детского дома.

Летом ходили в лес за черникой и голубикой, заготовляли лекарственные травы, сдавали в аптеку. Жили на берегу реки Моломы, купались, загорали, устраивали соревнования по плаванию. В июне было открытие пионерского лагеря, линейка, поднятие флага, звуки горна и барабана. Игры были разные. Мальчики все в основном играли в войну, а девочки – в верёвочку и классы. Все любили играть в мяч, была у нас карусель. Зимой мы катались на коньках и лыжах.

Хоть и были дети обделены родительской лаской, но к ним хорошо относились воспитатели. Они устраивали праздники. Были и кружки – художественная самодеятельность и драматический. В Новый год наряжали ёлку, ставили разные сценки. Были Дед Мороз и Снегурочка, пели песни, водили хоровод вокруг ёлки, а потом все получали подарки. К празднику 8 марта и в день выборов дети делали концерт в клубе. А летом на пароме по Моломе выезжали к колхозникам с концертом.                                                                                                                      Часто водили в кино в клуб. Сначала было немое кино, а потом со звуком.
За детдомовцами был и медицинский уход: приезжал зубной врач, проверял зубы, лечил, в Макарье ездили на флюорографию.

Воспитатель Кулифеева Мария Константиновна возила эвакуированных после войны обратно на родину. После войны сирот стало меньше. Воспитанники вырастали и уезжали кто работать, кто в училище. Детей осталось в детском доме мало и детдом закрыли, а оставшихся перевели в Спасский детский дом.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: