ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Запас представлений об окружающем мире и точность этих представлений
- Сведения ребенка о себе и своей семье
Как тебя зовут?
Сколько тебе лет? (Покажи на пальцах).
С кем ты пришел?
Как зовут твою маму? Папу?
Покажи, где глаза у куклы?
А где у тебя?
Зачем нужны глаза (уши)?
- Представления о явлениях природы
Когда можно кататься на санках, зимой или летом? Почему?
Покажи, где лето, где зима.
Лет
Обследование знакомых родовых понятий
· Назови одним словом следующие картинки:
- Мишка, машина, юля, кукла.
- Носки, платье варежки, шуба.
- Сапоги, тапочки, туфли, валенки.
- Тарелка, ложка, чашка, сковорода.
- Шкаф, стол, стул, тумбочка.
- Роза, одуванчик, ромашка, астра.
- Голубь, ворона, утка, гусь.
- Автобус, трамвай, самолет.
· Конкретизация понятий:
o Какие знаешь игрушки? Одежду? Обувь? Посуду? Мебель? Цветы? Транспорт?
Лет
Обследование знакомых родовых понятий: Назови одним словом:
- Юбка, плащ, рубашка, шорты.
- Валенки, туфли, ботинки, кеды.
- Сковорода, сахарница, кастрюля, чашка.
- Стол, стул, шкаф, кровать.
- Пароход, трамвай, самолет, поезд.
- Дятел, воробей, голубь, ворона.
- Черника, земляника, крыжовник, малина.
- Роза, тюльпан, ромашка, васильки.
- Груша, лимон, слива, виноград.
- Свекла, репа, помидор, картофель.
|
|
o Конкретизация понятий: Назови, какие знаешь: Обувь? Игрушки? Посуду? Одежду? Птиц? Рыб? Животных? Цветы?
Запас представлений об окружающем мире и точность этих представлений | количество баллов | начало уч года | середина уч года | конец уч года |
Отказ от деятельности; в работу не включается вовсе. | 1 балл | |||
Деятельность интереса не вызывает; представляет сложности для ребенка; включается в работу только под контролем взрослого. | 2 балла | |||
Отвечает на вопросы с дозированной помощью взрослого; допускает незначительные неточности в ответе. | 3 балла | |||
Ребенок самостоятельно и правильно отвечает на поставленные вопросы; умеет оперировать знаниями; обобщает, сравнивает, делает доступные выводы. | 4 балла |
ВОСПРИЯТИЕ
ЦВЕТ «Цветные квадратики» Материал: квадраты 10 х10 см
4-5 лет (до 6 цветов) 5-6 лет (до 8 цветов) 6-7 лет (до 12 цветов)
синий, зеленый, красный, желтый, 1_________ 2 _________ 3________ 4_________
белый, черный, серый, коричневый, 1_________ 2_________ 3________ 4_________
фиолетовый, оранжевый, 1_________ 2_________
голубой, розовый 1_________ 2 __________
Какого цвета этот квадрат? Покажи квадрат (цвет) Покажи такой же квадрат. Найди игрушку такого же цвета.
ЦВЕТ | количество баллов | начало уч года | середина уч года | конец уч года |
Ребёнок понимает разницу между цветами. К процессу деятельности индифферентен. | 1 балл | |||
Ребёнок различает цвета. Может назвать правильно хотя бы один из цветов. | 2 балла | |||
Ребёнок соотносит и дифференцирует цвета. Может выделить заданный цвет из множества цветов. | 3 балла | |||
Сличает и выделяет основные цвета по слову | 4 балла |
ФОРМА «Почтовый ящик», «Доски Сегена»
|
|
4-5 лет (до 3 геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг
5-6 лет (до 5 геометрических фигур)
6-7 лет (до 7 геометрических фигур)
Материал: геометрические фигуры круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат
(изображение на листе бумаги или силуэты из картона одного цвета)
Какая это фигура, как называется? Покажи (фигура) Вкладыши (ящик, доски)
ФОРМА | количество баллов | начало уч года | середина уч года | конец уч года |
Ребенок не может показать фигуру даже после обучения; действия ребенка хаотичны, результат не достигнут. С заданием не справляется. | 1 балл | |||
Ребенок показывает фигуры верно, но самостоятельно не называет их; для достижения цели использует силу (вкладыши), действует путем «проб и ошибок», но обучается и добивается положительного результата. Использует словесно-направляющую помощь. | 2 балла | |||
Называет и выделяет фигуры; действует путем целенаправленных проб. Результат деятельности положительный. | 3 балла | |||
Самостоятельно выполняет задание. Действует путем зрительного соотнесения фигуры и прорези. Результат деятельности положительный. | 4 балла |
ВЕЛИЧИНА
1.Предметные картинки с предметами различной величины
4 года – покажи по картинке: большой, маленький, длинный, короткий,
широкий, узкий, высокий, низкий (до 5 предметов)
5 лет – назови по картинке: большой, маленький, длинный, короткий,
широкий, узкий, высокий, низкий (до 10 предметов)
6 лет – скажи наоборот: большой, маленький, длинный, короткий,
широкий, узкий, высокий, низкий, толстый, тонкий (измерение длины предметов)
2. Разложить полоски в ряд в возрастающем порядке:
4 года – 3 полоски 5 лет – 5 полосок 6 лет – 10 полосок
ВЕЛИЧИНА | количество баллов | начало учебного года | середина учебного года | конец учебного года |
Ребёнок не справляется с 1 заданием | 1 балл | |||
Ребёнок выполняет 1 задание. | 2 балла | |||
Ребёнок справляется с 1 заданием и 2 складывает с учётом величины методом проб. | 3 балла | |||
Ребёнок самостоятельно справляется с заданием, действует путем зрительного соотнесения с учётом величины методом проб. | 4 балла |
ЦЕЛОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ
«Разрезные картинки»
Инструкция ребенку: Сложи из кусочков точно такую же картинку.
А)Складывание картинок, разрезанных пополам (с 3-3,5 лет)
Б)Складывание картинок, разрезанных на 3 равные части (вертикаль) (с 4-4,5 лет), на 4 равные части (прямые разрезы под углом 90 градусов) (с 4-4,5 лет)
В)Складывание картинок, разрезанных на 3-5 неравных частей (горизонтально и вертикально) (с 5-5,5 лет)
на 4 равные диагональные части (с 5-5,5 лет)
Г) Складывание картинок, разрезанных на 5 и более неравных частей различной конфигурации (с 5,5-6,5 лет)
ЦЕЛОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ (Разрезная картинка) | количество баллов | начало учебного года | середина учебного года | конец учебного года |
Ребёнок совершает беспорядочные действия с частями картинки. Результат не достигнут. | 1 балл | |||
Ребёнок совершает попытки выполнить зада-ние, результат деятельности не достигнут. | 2 балла | |||
Самостоятельно складывает картинку методом целенаправленных проб | 3 балла | |||
Ребёнок складывает картинки самостоятельно методом зрительного соотнесения. | 4 балла |
|
|
ПРОСТРАНСТВЕННО – ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Покажи правую и левую руку; правую и левую ногу (4-7 лет)
Покажи правый и левый глаз; правое и левое ухо (5-7 лет)
Покажи правой рукой левый глаз; левой рукой правое ухо (6-7 лет)
4-5 лет – определение направления от себя _
РАЗЛИЧАЕТ правую и левую стороны НА СВОЕМ ТЕЛЕ
Покажи правый ботинок, верхнюю пуговицу.
лет- определение своего положения среди окружающих предметов
Инструкция: Ребенку предложить встать в центре комнаты.
§ Покажи, что находится от тебя слева? Справа? Вверху? Внизу? Впереди? Сзади?