(по этапам обследования).
Исследование общей осведомленности.
Цель:
- Определить запас знаний и представлений об окружающей действительности.
- Сделать вывод о соответствии его возрастной норме и полученному образованию.
Используемые диагностические приемы:
Ряд вопросов, способных выявить качество речи, запас знаний и представлений, направленность познавательных интересов, умение использовать имеющийся запас сведений и представлений и передать его в форме связной речи.
Процедура проведения.
Ребенку предлагается:
- обобщить группу предметов или явлений, например – тучи, молния, гром, дождь – дождливая погода.
- объяснить существенные отличия времен года, назвать месяцы года.
- назвать континенты Земного шара, океаны, несколько стран или городов, реки.
- объяснить различие между страной и континентом, городом и деревней и др
Анализ результатов
Дети с нормой интеллекта | Дети с задержкой психического развития | Дети с умственной отсталостью |
Достаточно свободно оперируют имеющимися знаниями. Отвечают на поставленные вопросы, обнаруживая определенный эмоциональный подъем от осознания собственного интеллекта. | Обнаруживают значительные проблемы при ответах на вопросы в связи с недостаточной осведомленностью и несоответствием школьных знаний полученному образованию. Легко принимают помощь в форме наводящих вопросов, напоминаний, объяснений. Делают перенос полученных представлений и навыков. | Обнаруживают полную несостоятельность в работе. Не понимают, что от них требуется. Помощи не принимают, уклоняются от работы. |
2.Исследование понимания картин со скрытым смыслом.
Цель:
- Оценка качества восприятия.
- Оценка способности воспринимать сюжет в целом.
- Оценка способности определять эмоциональное состояние героев, их мысли, чувства.
- Оценка способности устанавливать причинно – следственные отношения, лежащие в основе ситуации.
Дидактический материал:
Просят раскрыть смысл изображенного:
Для детей 15 лет – предъявляются картинки «Лев и собачка» (Приложение №4).
Для детей 16 лет – предъявляются картинки «Футболист», «Девочка и собака» (Приложение №4).
Для детей 17-18 лет – предъявляются картинки «Неравный брак» (Приложение №4)
Процедура обследования:
Ребенку предъявляются сюжетные картины, с просьбой внимательно рассмотреть их и сказать, что на них произошло. Задается серия последовательных вопросов.
Предлагается дать оценку героям и их действиям.
Анализ результатов
Дети с нормой интеллекта | Дети с задержкой психического развития | Дети с умственной отсталостью |
Лишь иногда требуют помощь в форме стимуляции внимания или наводящих вопросов. Чаще всего они самостоятельно справляются с заданием. | Нуждаются в организующей помощи в форме наводящих вопросов или дополнительных объяснений. Помощь принимают, с заданием в целом справляются. Испытывают небольшие трудности при определении эмоциональных состояний героев. | С заданием практически не справляются. Осмысливают картинку конкретно. Помощь не принимают. |
- Исследование способности проводить исключения предметов и понятий, не подходящих к остальным в группе по существенным признакам.
Цель:
- Оценка умения выделять в предметах, понятиях их существенные признаки и обобщать их на этой основе, объединяя в группу, проводить анализ и синтез.
- Оценка категориального мышления.
- Способность речевого обобщения предметов на основе выделенных признаков.
- Оценка словесно – логического мышления.
Процедура исследования:
Перед ребенком кладут таблицу, в каждой строке которой 5 слов (Приложение №12).
Дается инструкция: найти 4 слова, которые можно объединить между собой. Оставленное слово, не обладающее тем же признаком, является лишним. Ребенок должен назвать лишнее слово и объяснить, почему оно не подходит ко всем остальным.
Остальная часть таблицы должна быть закрыта листами бумаги.
Так строка за строкой подвергается логическому анализу.
Анализ результатов
Дети с нормой интеллекта | Дети с задержкой психического развития | Дети с умственной отсталостью |
Чаще всего не нуждаются в дополнительной помощи, легко находят «лишнее» слово и объясняют, почему оно лишнее, объединяя 4 слова общим понятием. | Нуждаются в предварительном объяснении принципа действия. Необходима значительная помощь при выполнении исключений. Затрудняются в обобщении. Часто затрудняются объяснить, почему названное ими слово лишнее. Словесно – логическое мышление развито слабо. | Большая по объему помощь с подробными инструкциями не эффективна. Задания непосильны. |
- Исследование способности устанавливать закономерности.
Цель:
- Выявление способности к аналитико-синтетической деятельности.
- Оценка способности находить существенные признаки и мысленно синтезировать их по принципу аналогии.
- Оценка умения устанавливать закономерности.
- Оценка обучаемости.
Процедура проведения:
Перед ребенком кладут таблицу, в каждой строке которой (в левой части листа) дан образец, по которому проводится сравнение и устанавливаются определенные закономерности.
В левой половине находятся слова (одно над чертой и 5 под чертой), которые должны быть проанализированы на основе существенных признаков, заложенных в образце, и подобраны по аналогии с образцом.
Например: Река Лес __________________
Рыба ягоды, деревья, грибы, звери, охотники
Анализ результатов
Дети с нормой интеллекта | Дети с задержкой психического развития | Дети с умственной отсталостью |
Имеют достаточно высокий уровень сформированности аналитико-синтетической деятельности. Дети легко и быстро справляются с заданием. | Испытывают трудности при проведении операции синтеза. Испытывают значительные сложности при проведении первых заданий, но после дополнительных объяснений справляются с заданием. Дети хотя и с трудом, но усваивают общий принцип. Пользуются им в части вариантов осмысленно. | Это задание не понимают. Большая по объему помощь остается неэффективной. |
- Исследование понимания литературных текстов.
Цель:
- Выявить понимание скрытого смысла текста.
- Выявить умение воспроизвести текст в логической последовательности.
- Оценить умение делать выводы и умозаключения.
- Оценка умения использовать помощь.
- Оценка состояния речи.
Диагностический материал:
В качестве диагностического материала используются:
Для детей 15 лет - рассказ “ Голодный человек” (Приложение №16).
Для детей 16 лет – рассказ "Страшные хулиганы" (Приложение №16).
Для детей 17-18 лет – рассказ "Ноша" (Приложение №16).
Процедура исследования:
1 вариант – Исследователь сам прочитывает текст ребенку.
2 вариант – Ребенок сам прочитывает текст рассказа.
Анализ результатов
Дети с нормой интеллекта | Дети с задержкой психического развития | Дети с умственной отсталостью |
Чаще справляются самостоятельно, лишь иногда возникает необходимость в помощи в форме наводящих вопросов. Они проводят анализ содержания рассказов, делают выводы, эмоционально реагируют на содержание. | Нуждаются в помощи, которая оказывается в форме наводящих вопросов, повторного чтения, интонационного выделения значительных слов, понятий, разъяснений, актуализации прошлого опыта. Эмоции не имеют яркого проявления. Дети скорее напряжены и легко теряются. | Не понимают смысла рассказов. Оказываемая им помощь оказывается не эффективной. |
- Восприятие и понимание серии картин, связанных единым сюжетом.
Цель:
- Выявить умение устанавливать причинно – следственные связи, отношения.
- Оценка умения делать обобщения.
- Оценка уровня речевого развития ребенка.
- Оценка умения давать характеристики воспринимаемой ситуации.
- Оценка внимания, восприятия.
Диагностический материал:
Детям 15 лет – предлагается серию: «Страшный зверь» (Приложение №20).
детям 16 лет – предлагается серия: «Кукла» (Приложение №20).
детям 17-18 лет – предлагается серия: «Наводнение» (Приложение №20).
Процедура обследования:
Перед ребенком кладут несколько картинок, связанных единым сюжетом. Ему предлагают внимательно рассмотреть их, догадаться, о чем они рассказывают.
Затем предлагают разложить картинки в определенной последовательности с учетом смысловой связи и составить по ним связный рассказ.
Анализ результатов
Дети с нормой интеллекта | Дети с задержкой психического развития | Дети с умственной отсталостью |
Выполняют задание без труда. Легко устанавливают причинно-следственные отношения. Составляют рассказ с учетом сюжета. Делают выводы. Легко пользуются речью, лишь изредка нуждаются в уточняющих вопросах. | Испытывают трудности на всем протяжении работы, им нужна помощь при установлении причинно-следственных отношений и в еще большей степени при составлении рассказа. С заданием справляются с помощью взрослого. | Раскладывают картинки без учета логических связей. Осмысливают их конкретно или фрагментарно, помощь не эффективна. |
- Оценка умения выделять существенные признаки предметов при проведении сравнений.
Цель:
- Выявить запас и точность представлений.
- Оценить способность к обобщению на основе существенных признаков.
- Оценить умение проводить сравнение с опорой на существенные признаки.
- Исследование устойчивости, внимания и способности к целенаправленной деятельности.
- Оценка способности к отвлеченному мышлению.
Процедура исследования:
Детям дается задание: «Послушай и скажи, в чем сходство и различие названных мною двух предметов, явлений».
Образцы заданий для сравнения: озеро и река; валенки и тапочки; снег и вата, дождь и град и др.
Анализ результатов:
Дети с N интеллекта | Дети с ЗПР | Дети с УО |
Без труда справляются с заданием, понимают, что от них требуется. Проводят сравнения по существенным признакам, проявляя при этом эмоциональное оживление. | Не сразу понимают смысл задания. После предварительного объяснения принципа действия проводят сравнения по существенным и второстепенным признакам. Но при оказании помощи в форме наводящих вопросов чаще дают правильный ответ. | Сравнение не проводят, задания не осмысливают. |
- Понимание скрытого смысла поговорок и пословиц, метафор.
Цель:
- Выявить способность ребенка к пониманию скрытого смысла иносказаний, поговорок, пословиц с использованием жизненного опыта, кругозора.
- Оценка образного мышления, представлений.
- Оценка абстрактного мышления.
- Оценка качества речи, умения выражать мысли.
- Оценить умение вербального выражения умозаключений.
- Выявление возможности применения их в жизни.
Процедура обследования:
Ребенку предлагается объяснить смысл метафор.
Например: свинцовые тучи, ядовитый человек, каменное сердце, ежовые рукавицы (Приложение №24).
Анализ результатов
Дети с нормой интеллекта | Дети с задержкой психического развития | Дети с умственной отсталостью |
Лишь изредка затрудняются при объяснении некоторых иносказаний. Чаще объясняют их легко и с хорошим эмоциональным подъемом. Легко выражают свои мысли. | Чаще проводят работу с помощью. Метафоры в контексте понимают легче. . Иногда им представляется выбор правильного ответа из двух – трех вариантов. Без помощи объясняют знакомые метафоры или легкие варианты заданий (золотые руки, золотая голова, старый друг). | Понимают метафоры дословно или просто не понимают задания. |
Процедура обследования:
Ребенку предлагается объяснить смысл пословиц и поговорок (Приложение №24).
Примеры поговорок:
- «Весенний день год кормит».
- «Хлеб – всему голова».
- «Куй железо пока горячо».
- «Семь раз отмерь, один отрежь».
Примеры пословиц:
- «Долог день до вечера, коли делать нечего».
- «Не руби сук, на котором сидишь».
- «Дерево живет корнями, а человек друзьями».
- «Не в свои сани не садись».
Анализ результатов
Дети с нормой интеллекта | Дети с задержкой психического развития | Дети с умственной отсталостью |
Легко справляются с объяснением скрытого смысла пословиц и поговорок. Четко выражают свои мысли и объясняют случаи применения их в жизни. Работу проводят быстро на эмоциональном подъеме. | Справляются с заданием с помощью взрослого и при использовании их жизненного опыта, примеров из жизни. Выбирают чаще правильное объяснение из 2х – предложенных вариантов. Часто имеется внутреннее понимание пословиц и поговорок, но при невозможности выразить их смысл словами. | Понимают пословицы и поговорки неправильно, часто дают нелепые ответы и оказываемая им помощь оказывается неэффективной. |
- Исследование школьных знаний.
Цель:
- Проверка уровня обученности по школьным предметам в соответствии с программой.
Материал:
Текст для чтения, задачи, примеры, правила соответствующие школьной программе (Приложение №25, 26).
Процедура проведения:
Ребенку предъявляют карточку и просят выполнить находящиеся в ней задания.
Анализ результатов
Дети с нормой интеллекта | Дети с задержкой психического развития | Дети с умственной отсталостью |
Выполняют задание самостоятельно или по наводящим вопросам. | Испытывают желание понять смысл задания, проявляют большую заинтересованность. Необходима организующая помощь. Способны осуществлять перенос показанного способа действия на аналогичное задание. | Выполняют совместно, частично. Помощь использовать не могут. Перенос на аналогичные задания не осуществляют. Задания часто выполняют формально. Мотивация слабая. |