Пояснительная записка
Направленность программы - туристско-краеведческая. Программа направлена на формирование у обучающихся восприятия культурного наследия, развитие познавательных, исследовательских навыков учащихся по изучению истории и культуры родного края. Материал распределен по тематическим разделам, каждый из которых содержит теоретические знания в области истории родного края и имеет свое целеполагание.
Актуальность
Каждый человек живет в определенном пространстве, которое определяет его жизнь. Конечно, для каждого петербуржца таким пространством является прежде всего Санкт-Петербург. Однако даже такой крупный город всего лишь “точка” на карте. Он видимыми и невидимыми нитями связан с окружающим его миром. Взяв любую карту, мы увидим, что Санкт-Петербург расположен на северо-западе России, на северо-восточном побережье Балтийского моря, рядом с Ленинградской областью. С Балтикой и Ленинградской областью связаны судьба и значение нашего города.
|
|
У Петербурга и Ленинградской области похожие природные условия, взаимосвязана их история. Город и область соединяют водные, железные и автомобильные дороги. По дорогам все время движется транспорт, который перевозит сырье, с одной стороны, готовую продукцию, с другой. Многие петербуржцы - выходцы из Ленинградской области, там остались их “корни”. Именно поэтому не только город, но и Ленинградская область - наш край. Огромный край! Его размеры больше территории некоторых государств.
Не сразу город строится... Кто-то первым осваивает необжитое место, словно прокладывает первый след. По этому следу идут другие люди - последующие поколения жителей города. Они используют то, что было создано до них, и создают что-то новое: строят, изобретают, украшают, а иногда и разрушают. Всё, что создано предшествующими поколениями и используется их потомками, называется культурным наследием.
Особенность и актуальность данной программы заключаются в личностном осмыслении обучающимися событий истории родного края и его культурного наследия, что соответствует целям, сформулированным в национальном проекте «Образование»
Курс программы позволяет более подробно и основательно изучить важнейшие аспекты истории приневских земель с 8 по 18 века. Занятия дают возможность глубже заниматься данной тематикой, совершать экскурсии, выполнять исследовательские работы, значительно расширять возможности культурного развития детей и в дальнейшем помочь им в выборе профессии.
Отличительные особенности
Отличительная особенность программы заключается в том, что в ней заложена основа для интеграции основного и дополнительного образования, что является одним из условий развития личности ученика и его способностей. В ходе реализации программы формируется благоприятная научно-исследовательская среда, обеспечивающая эффективное формирование исследовательских навыков учащихся, происходит синтез науки, культуры и образования, что позволяет оказать поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности.
|
|
Это становится основой формирования активной, социально ответственной личности, интересующейся историей и культурой родного края.
Адресат программы: учащиеся 7-11 классов, имеющие начальные знания по истории России, интересующиеся краеведением и стремящиеся расширить свой кругозор.
Цель программы: создание условий для формирования нравственной личности через познание культурного наследия Санкт-Петербурга и Ленинградской области, развитие у учащихся мотивации к туристско-краеведческой деятельности.
Задачи программы
Обучающие
● формирование у учащихся целостной картины исторического развития Санкт-Петербурга
● формирование представления о приневских землях до основания Санкт-Петербурга;
● знакомство с особенностями исторического и культурного наследия северо–западного региона, его уникальными памятниками и достопримечательностями
● формирование у учащихся представления об уникальности петербургского наследия, и его значении в отечественной и мировой культуре.
● расширение кругозора учащихся.
Развивающие:
· формирование начальных умений самостоятельного краеведческого поиска;
· формирование навыков самостоятельной работы с историческими источниками;
· формирование умения различать архитектурные стили, соотносить их с определенной эпохой;
· развитие мышления, памяти и внимания;
· формирование культуры речи;
· развитие мотивации к туристско-краеведческой деятельности.
Воспитательные:
· воспитание чувства любви к своему родному краю, уважения к своим согражданам, сознательного патриотизма;
· создание необходимых условий для личностного развития и профессионального самоопределения
· формирование уважительного и бережного отношение к культурному наследию родного края
Условия реализации программы
Продолжительность образовательного процесса 1 год с нагрузкой 144 часа. Формирование групп (до 15 человек) происходит в начале учебного года в течение 1 недели (2 занятия).
Формы организации деятельности. В зависимости от задач, стоящих перед педагогом на занятии, выбирается адекватная форма деятельности с учащимися (фронтальная, групповая, индивидуальная).
Формы занятий, используемые при реализации программы: лекции, дискуссии, самостоятельные исследования, защита рефератов, экскурсии, проектные занятия и другие.
Особенности организации образовательного процесса: занятия проводятся два раза в неделю по 2 академических часа в каждом занятии, с перерывом 5 минут между часами. Для проведения занятий используется многообразные технические средства обучения.
Кадровое обеспечение. Занятия проводят педагоги дополнительного образования отдела краеведения и музееведения, имеющие профильное образование.
Материально-техническое оснащение: мультимедийная установка (компьютер и проектор), экран, настенные карты города, атласы Санкт-Петербурга.