ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
11 – 1 века до н.э.
В 12-11 веках на территорию Древней Греции приходят племена дорийцев и смешиваются с племенами ахейцев, носителями эгейской культуры.
Страна делится на области, во главе каждой – город-полис (город-государство). Греция была рабовладельческой республикой, но наряду с трудом рабов большое значение имел свободный труд ремесленников и земледельцев. Республиканский строй оказал влияние на сложение гражданских идеалов и их отражение в искусстве. Мифология, благодаря поэтической форме, систематизации и антропоморфному облику богов (в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера, «Теогонии» Гесиода) получила широкое распространение в европейской культуре.
Виды древнегреческого искусства:
- архитектура (храмы, общественные сооружения);
- скульптура (все виды);
- живопись (монументальная, станковая; сохранилась вазопись);
- прикладное искусство (керамика, ювелирные изделия, оружие и т.д.)
|
|
АРХИТЕКТУРА
1. В Греции были разработаны разные типы храмов. Храмы отличались по характеру постановки колонн.
- Храм в антах (анты – выступы стен).10-8 вв. до н.э. Произошел от мегарона.
- Простиль – выступы стен заменены колоннами, т.е. на одной из коротких сторон – ряд из 4 колонн, колонный портик.
- Амфипростиль – колонные портики с двух противоположных сторон.
- Периптер – самый распространенный (птерон – крыло, окрыленный, т.е. окруженный по периметру колоннадой).
- Диптер – двойной ряд колонн по периметру, самый роскошный тип храма.
- Толос – круглый в плане храм с колоннами по периметру.
2. Древнегреческий храм значительно отличался от древнеегипетского.
Египет Греция
Храм – олицетворение мира Храм – футляр для статуи
Величие размеров – величие богов Храм соразмерен человеку
(антропоморфизм богов)
Ясное выявление фасада Значимы все четыре стороны храма
Роль колонны скрыта Роль колонны выявлена
3. В архитектуре греки использовали стеновую и стоечно-балочную конструкции. Стоечно-балочная конструкция была доведена до совершенства, т.е. была разработана ордерная система.
Ордер лат. порядок) – определенное пропорциональное соотношение несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, система сочетания конструктивных и декоративных элементов.