Площадь 116x95 м. Ансамбль расположился на месте срытого холма. По оси располагались: триумфальная арка, на площади - конный памятник Траяну, сама площадь имела экседры (глубокие полукруглые ниши), далее - базилика Ульпия (Ульпий - одно из имен Траяна), ориентированная поперек оси. Колонны базилики высотой 38 м, сделанные из ливанского кедра, должны были напоминать о срытом на этом месте холме. За базиликой следовала триумфальная колонна, справа и слева от нее находились здания библиотек, за колонной - храм Траяна.
3. ХРАМЫ.
Храмы, которые строились в Риме, были разнообразны по форме, заимствованной в основном в Греции (прямоугольные и круглые). Но некоторые были единственными в своем роде.
Пантеон. 120-125 г.г. н.э. Архитектор Аполлодор Дамасский (?).
Храм всех богов (лат. «пан» - всеобщий, «теос» - бог). Круглое в плане здание имело коринфский портик и вытянутый перистиль перед ним. Диаметр 43,5 м, высота 42,7 м, ширина стен 6,2 м. Сооружение построено из кирпича и бетона, стены представляют собой сложную систему арок и перемычек, сочетающихся со слоями бетона. Толщина стен позволила сделать в них ниши для статуй богов, а также пустоты для облегчения сооружения. Снаружи стены имеют три яруса, внутри -два: наружный третий ярус служит опорой купола. Купол имеет в центре отверстие диаметром 9 м для освещения, а также пять рядов кессонов (кессона- ниша, уходящая в перспективу). Кессоны выполняют троякую роль: декорируют купол, облегчают его и подчеркивают его материальность.
|
|
Пантеон как купольное сооружение оставался непревзойденным до конца 19 века. Использовался как христианский храм, ас 15 века стал местом захоронения знаменитых
людей Италии (здесь захоронен Рафаэль). С этого момента слово «пантеон» приобрело значение «гробница знаменитых людей».
Квадратный дом в Ниме. 1 в. н.э.
Находится на юге Франции. Имеет квадратное святилище и глубокий портик на фасаде. Эта и другие черты (высокий подиум, лестница на фасаде между двумя выступами) взяты из этрусской архитектуры. Тип храма - псевдопериптер (псевдо - ложный), т.к. вдоль стен идут полуколонны.
4. АМФИТЕАТРЫ.
Часть слова «амфи» значит, что театрон располагается с обеих сторон окружности. Римские амфитеатры предназначались для проведения гладиаторских боев, удовлетворяя потребность римского народа в грубых зрелищах.
Колизей. 75-82 г.г. н.э.
Название происходит от слова «колоссальный». Овал 188x156 м, арена 86x54 м, высота стен 48,5 м. Амфитеатр был рассчитан на 50000 зрителей, арена - на 3000 пар гладиаторов. Четырехъярусное сооружение, снаружи - ярусы аркад: нижние - входы, в проемах верхних стояли статуи. На фоне столбов - колонны (снизу вверх) тосканского, ионического и коринфского ордеров подчеркивали облегчение стены. Вверху - аттик (монолитная стена в верхней части сооружения), на нем кронштейны, в которые вставлялись шесты для крепления велария (тент для защиты от солнца). Колоннам нижних ярусов соответствуют пилястры. Внутри зрительские места делились на четыре яруса по социальному признаку: император, сенаторы - всадники - римские граждане -вольноотпущенники Зрительские места покоились на сводах радиальных коридоров. Подсобные помещения располагались под ареной. Был построен на месте озера в ансамбле дворца Нерона.
|
|
5. ТЕРМЫ (БАНИ).
Каждый император считал своим долгом построить для римлян бани, которые зачастую были целыми культурными комплексами.
Термы Каракаллы. 206-216 г.г. н.э.
Ансамбль площадью 353x335 м состоял из: сада, стадиона, библиотеки, залов для музыкальных и литературных концертов, помещений для игр и бесед.
Здание бань 216x112 м, по оси располагались: холодная баня (бассейн под открытым не бом), большой зал - теплая баня, горячая баня (бассейн с горячей водой диаметром 35м), вестибюли, залы для гимнастики, раздевалки, бассейны. В помещениях, где необходимо, окна закрыты слюдой.
Большой зал площадью 2 700 кв. м. Крестовые своды опираются на столбы, а колонны композитного ордера служат декорацией. Большой зал и другие помещения бань богато декорировались: мозаичные полы, росписи, скульптура. Помещения, где располагались котлы для нагревания воды, находились в цоколе. Оттуда же по керамическим трубам в верхние залы подавался теплый воздух.
6. ЖИЛЫЕ ДОМА.
Поскольку население Древнего Рима было очень разнообразно по своему социальному уровню, типы домов были разные.
Инсулы (лат. остров) - 3-4 этажные дома, в которых комнаты сдавались в аренду для неимущих граждан. В первом этаже располагались лавки и таверны. Прообраз доходных домов 19 века.
Домусы – дома богатых горожан.
Снаружи глухие стены. За входом следует парадное помещение - атриум с бассейном и отверстием в крыше, которое поддерживают 4 колонны, стоящие по углам бассейна. Дальше- перистиль, открытый двор, вокруг которого располагались жилые помещения.
Дворцы.
Золотой дом Нерона. 1 век н.э. Архитектор Рабирий.
Ансамбль дворца занимал склоны трех холмов. Портик здания тянулся на 1 км, в вестибюле стояла огромная статуя Нерона. Октогональный (восьмиугольный) зал с отверстием в куполе.
7. ТРИУМФАЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ.
В Риме строилось много сооружений, призванных прославлять императоров и их дела.
· АРКИ.
Арка Тита. 81 г. н.э. Высота 15,4 м.
Построена в честь взятия Иерусалима. Рельефы изображают триумфальное шествие с трофеями.
Арка Септимия Севера. 203 г. н.э. Высота 23 м.
Построена в честь победы над парфянами и аравитянами. Имеет три пролета.
Все арки имеют арочный пролет, цоколь, аттик с посвятительной надписью, венчала арку квадрига с фигурой императора. Кроме скульптурного декора был архитектурный: на цоколе стояли колонны, несущие антаблемент.
· ТРИУМФАЛЬНЫЕ КОЛОННЫ.