1. Поэзия, воспевающая красоту и неповторимость каждого мгновения человеческой жизни, единство природы и человека, личности и мироздания:
И как в росинке чуть заметной
Весь солнца лик ты узнаешь,
Так слитно в глубине заветной
Все мирозданье ты найдешь. («Добро и зло»)
2. Функции пейзажа универсальны: это и просто зарисовки («Вечера и ночи»), и целостная картина мироздания («Тихая звездная ночь»), и крошечная деталь привычного мира («Кот поет, глаза прищуря»).
3. Мир полон шорохов, звуков, которые человек с менее утонченной душой не услышит («плачась, комар пропоет / Свалится плавно листок»).
4. Стихи о любви импрессионистичны; трудно определить адресата. В центре внимания сам лирический герой.
5. Моцартианство – особый, эстетский тип творчества. «Одним толчком согнать ладью живую...». «На заре ты ее не буди...». «Кот поет, глаза прищуря...». «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер...». «Сияла ночь. Луной был полон сад...». «Шепот, робкое дыханье...»
___________________________________________________________________________
"Серебряный век"
Характеристика в целом:
1. Интерес к вечным вопросам: смысл жизни отдельного человека и человечества; загадка национального характера и истории России; мирское и духовное; человек и природа.
2. Интенсивный поиск новых художественных средств выразительности;
появление нереалистических методов — модернизма (символизм, акмеизм), авангардизма (футуризм).
3. Тенденции к взаимопроникновению литературных родов друг в друга, переосмысление традиционных жанровых форм и наполнение их новым содержанием.
4. Обращение ко всей мировой художественной культуре прошлого.
5. Стремление к консолидации и объединению.
6. Космизм, жизнеустройство, жизнетворчество.
7. Стремление выстроить жизнь по законам искусства.
Блок Александр Александрович
1. Лирический герой проходит эволюцию; претворенный в образах отрока, инока, отшельника, рыцаря Прекрасной Дамы, с огромным напряжением ждет великой встречи.
2. Влияние философии Вл. Соловьёва.
3. Лирический герой как истинный романтик устремлен в мистическую даль.Мистицизм.
4. Стиху Блока присуща музыкальность, метафоричность языка.
5. Апокалиптические образы. Символические символы.
4. Кроме социальной темы появляется еще и урбанистическая.
5. Тема Родины проходит через все творчество Блока. Говорит о невозможности жизни без России. «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо...», «Девушка пела в церковном хоре...». Осенняя воля. Русь. Россия. Незнакомка. «О весна, без конца и без краю...». «О доблестях, о подвигах, о славе...». На поле Куликовом. На железной дороге. Коршун. «О, я хочу безумно жить...». «Грешить бесстыдно, непробудно...». Пушкинскому дому («Имя Пушкинского Дома...»
Маяковский Владимир Владимирович
1. Лирический герой стихов раннего Маяковского — бунтарь-романтик, бросающий вызов целому миру, одержимый духом протеста. Он одинок. Это страдающий и способный к состраданию человек.
2. Лирический герой Маяковского ощущает себя частицей массы одушевленных революцией людей. Для него революция — «благословенная!».
3. Провозглашал пророческую миссию художника — видеть то, чего не видит никто («где глаз людей обрывается куцый»).
4. Словотворчество.
5. Позиция поэта граждански ответственна и нравственно высока, ибо он «народа водитель» и одновременно «народный слуга». Поэт, по представлению Маяковского, такой же труженик, как и рабочий: «поэзия та же добыча радия». Это тяжелая и опасная работа, но она необходима Родине.
6. Основным объектом сатиры в лирике Маяковского становятся мещанство и бюрократизм («О дряни» 1921, «Прозаседавшиеся» 1922).
7. Герои сатирических стихов разоблачаются изнутри, чему помогает «свободный стих», передающий богатство интонаций — от скрытой иронии до прямой издевки. Послушайте! Нате! «Я сразу смазал карту будня...» Лиличка! Ода революции. Левый марш. Приказ по армии искусства. Хорошее отношение к лошадям. О дряни. Прозаседавшиеся. Разговор с фининспектором о поэзии. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви. Во весь голос