Наименование вещества | Время измерений | Скорость счета | Истинная скорость счета | Скорость счета с поправкой на фон | Вес пробы | Активность |
N | N1 |
При большой загрузке детектора из-за времени он не может реагировать на все импульсы и часть их остается не зафиксированной. Поэтому истинная скорость счета будет отлична от зарегистрированной и связана с последней выражением:
где τ- разрешающее время счетчика. Для счетчика Гейгера-Мюллера оно равно 3.10-4 с. Следует отметить, что поправка на разрешающее время не вводится до скоростей счета примерно в 100 имп/с.
Активность исследуемой пробы определяется через выражение:
где mх – вес пробы; β – постоянная кюветы.
Ход определения:
1. Ознакомиться с поставленной задачей.
2. Разобраться в принципе работы счетчика, пересчетки, порядке включения прибора. Включить на прогрев.
3. Измерить уровень фона.
4. Получить у преподавателя соль и исследуемые пробы.
|
|
5. Определить скорость счета от соли и взвесить ее.
6. Повторить определения, следуя п. 5 с неизвестными пробами.
7. Определить постоянную кюветы β.
8. Определить активность проб и значения занести в таблицу.
Техника безопасности:
1. Не прикасаться к аноду (+390 В) счетчика. Снимать счетчик осторожно, поддерживая за кювету.
2. При заполнении кюветы песком пользоваться воронками. Не рассыпать и не распылять песок.
3. После работы вымыть руки.
4. Очистить рабочее место.
Работа 2.Определение радиационной обстановки на местности, в рабочих и жилых помещениях.
Аппаратура для занятия:
1. Индикатор радиоактивности «Радэкс» РД 1503+.
2. Дозиметр бытовой «Мастер-1».
Ход определения:
1. Ознакомиться с поставленной задачей и принципом работы индикатора радиоактивности и дозиметра.
2. Включить дозиметр бытовой «Мастер-1» и провести измерение мощности эквивалентной дозы в учебной комнате. Занести полученные результаты в рабочую тетрадь.
3. С помощью индикатора радиоактивности «Радэкс» провести измерения и оценку фонового значения мощности экспозиционной/эквивалентной дозы в помещениях и на открытой местности.
Примечание:
· Измерения на открытой местности проводят в режиме «Фон» не менее чем в 5 точках, расположенных на расстоянии от 30 до 100 метров от существующих зданий и сооружений и не ближе 20 м друг от друга.
· Оценку мощности дозы в учебной и рабочих комнатах (моечная, виварий) проводят в режиме «Наблюдение».
4. Результаты измерений сводят в таблицу.
Таблица 3-2