Методические рекомендации преподавателям при работе с учащимися в классе струнного аккомпанемента

Необходимо познакомить ученика с инструментом, с его строением, названием частей (корпус, дека, гриф, подгрифник, струны, подставка, колки), спецификой строя. Скрипичные штрихи, как и звукоизвлечение, отличаются от фортепианных. Помимо легато и стаккато, это: деташе, мартле, сотийе, спиккато, рикошет, пиццикато.

Домра, балалйка – это инструмент, звучащий, в основном, в высоком регистре, поэтому пианисту необходимо уделять больше внимания среднему и низкому регистру, чтобы общее звучание было выстроенным и гармоничным. Нельзя форсировать звучание рояля в верхнем регистре, так как это помешает восприятию скрипичной партии.

Пианисту-концертмейстеру следует стремиться в своем исполнении к тембровой красочности звука, особенно это важно в произведениях, где пианист исполняет партию оркестра.

Концертмейстеру необходимо познакомиться со   штрихами, очень чутко прислушиваться к ним, уметь подражать им на фортепиано для достижения качественной ансамблевой игры.

Важным моментом для учащегося-концертмейстера является соблюдение звукового баланса в произведении, умении играть mf, p, pp, сохраняя тембральное звучание инструмента и не обесцвечивая партию аккомпанемента на тихих нюансах. При этом очень большое значение в аккомпанементе принадлежит линии баса. Бас всегда поддерживает партию солиста.

Следует обратить внимание на точность фразировки, на совпадения с солистом в длительностях, в паузах, на заполнение выдержанных звуков, а также очень важному умению совпадать в началах и окончаниях фраз.

Особая задача у концертмейстера в кантиленной музыке - не дробить сильными долями фортепианной партии длинные фразы солиста, а также владеть приемом особого «бережного» звучания фортепиано во время исполнения   флажолетов, которые имеют специфическую краску.

На протяжении всей работы над музыкальным произведением преподавателю необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами исполнения.

 

Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающегося

Преподавателю следует распределить время домашнего занятия с учетом всех предметов, связанных с игрой на инструменте. Необходимо учить партию аккомпанемента в произведениях, соблюдая все авторские ремарки в нотах - темп, штрихи, динамику, паузы и т.д. Наизусть партию выучивать нет необходимости. Партию солиста следует для ознакомления поиграть на фортепиано, вникая во все подробности фразировки и динамики.

Ученик всегда должен работать по рекомендациям преподавателя, которые он получает на каждом уроке. Очень полезно слушать записи исполняемых произведений и посещать концерты инструментальной музыки.

          VI. СПИСКИ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ      

 

Список рекомендуемых нотных сборников

Сборники вокального репертуара

Бетховен Л.    Песни. М., Музыка, 1977

Булахов П.      Романсы и песни: / сост. Г. Гослова, М., Музыка,1969                        

Варламов А.   Романсы и песни. Полное собрание, том 4. М., Музыка, 1976

Глинка М.        Романсы и песни. М., Музыка, 1978

Григ Э.                Романсы и песни. М., Музыка, 1968

Гурилев А.      Избранные романсы и песни. М., Музыка,1980

Даргомыжский А. Романсы. М., Музыка, 1971

Кабалевский Д. Избранные романсы и песни. М., Музыка, 1971

Кюи Ц.             Избранные романсы. М., Музыка, 1957

Моцарт В.        Песни. М., Музыка, 1981

Популярные романсы русских композиторов / сост. С.Мовчан, Музыка, 2006

Рахманинов С. Романсы. М., Музыка, 1977

Романсы и дуэты русских композиторов. СПб: Композитор, 2012

Римский-Корсаков Н. Романсы. М., Музыка, 1969

Рубинштейн А. Романсы. М., Музыка, 1972

Свиридов Г.      Романсы и песни.М., Музыка, 1970

Чайковский П.  Романсы. М., Музыка, 1978

Шопен Ф.           Песни. М., Музыка, 1974

Шуберт Ф.         Песни на стихи Гете. М., Музыка, 1961

Шуман Р.           Песни. М., Музыка, 1969

Сборники скрипичного репертуара

1. Хрестоматия для скрипки. 1-2 классы ДМШ в 2 тетр./ под общей ред. С.Шальмана. СПб, Композитор,1997

2. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 2-3 классы. Составители: М.Гарлицкий, А.Родионов, Ю.Уткин, К.Фортунатов. М., Музыка,1989

3. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 3-4 класс. Составитель Ю. Уткин. М., Музыка,1987

4. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 4-5 класс. Составитель Ю.Уткин. М., Музыка,1987

5. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 5-6 классы. Составитель: В. Мурзин. М., Музыка,1990

 

Список рекомендуемой методической литературы

1. Брыкина Г.       Особенности работы пианиста-концертмейстера с виолончельным репертуаром / " Фортепиано",1999, N 2

2. Визная И., Геталова О. Аккомпанемент /изд. Композитор, СПб, 2009

3. Живов Л.         Подготовка концертмейстеров-аккомпаниаторов в музыкальном училище/ Методические записки по вопросам музыкального образования. М.,1966

4. Живов Л.         Работа в концертмейстерском классе над пушкинскими романсами М.Глинки / О работе концертмейстера. М., Музыка,1974

5. Крючков Н.    Искусство аккомпанемента как предмет обучения.

Л., 1961

6. Кубанцева Е.              Концертмейстерский класс. М., Изд. центр "Академия"

7. Кубанцева Е.              Методика работы над фортепианной партией пианиста-  

                            концертмейстера / Музыка в школе, 2001: № 4

8. Люблинский А.    Теория и практика аккомпанемента: методологические основы / Л., Музыка,1972

9. Подольская В.              Развитие навыков аккомпанемента с листа / О работе

                            Концертмейстера. М., Музыка,1974

10. Савельева М. Обучение учащихся-пианистов в концертмейстерском классе чтению нот с листа, транспонированию, творческим навыкам и аккомпанементу в хореографии / Методические записки по вопросам музыкального образования, вып.3. М., Музыка,1991

11. Смирнова М. О работе концертмейстера. М., Музыка, 1974

12. Шендерович Е. Об искусстве аккомпанемента.  М., 1969, №4

13. Шендерович Е. "В концертмейстерском классе". Размышления педагога. М., Музыка,1996

14. Чачава В.      Искусство концертмейстерства. СПб, Композитор, 2007

                 

        


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: