Иллюстрация 5.4. Осадные камни

Множество осадных камней было найдено в Масаде и внутри стен Старого города в Иерусалиме. Эти камни выбрасывались из римских катапульт. Флавий сообщает нам, что Иисус бен Анания, который несколько лет пророчествовал о грядущем разрушении Иерусалима и Храма, был убит одним из таких камней. Фотография любезно предоставлена сайтом Israelphotoarchiv© Alexander Schick bibelausstellung.de

 

Среди священников, которые возмутились против Иисуса, сына Анании, и потребовали его смерти, несомненно были члены семьи Анны. Хотя Анна, сын Анны, был смещен с поста вскоре после прибытия Альбина (в 62 году н. э.) и вскоре после проповеди Иисуса, сына Анании, он остался влиятельной фигурой. Кроме того, его племянник Матфий, сын Феофила и внук Анны, вступил в должность в 65 году н. э. Он тоже был бы недоброжелателен к Иисусу, сыну Анании.

Что побудило последнего к пророчеству, предвещающему беды? Учитывая многие параллели между ним и Иисусом из Назарета, а также вероятность того, что он был последователем Иисуса из Назарета, можно предположить, что именно мученичество Иакова, брата Иисуса, подвигло бен Ананию начать свою миссию.

Такой сценарий гипотетичен, но вполне правдоподобен. В 62 году н. э. римский прокуратор Фест умирает. Прежде своего смещения Анна, сын Анны, не упускает случая устроить облаву на Иакова и других, вероятно тоже христиан, и казнить их за нарушение закона, возможно – в связи с «попытками осквернения храма». Эти действия Анны возмущают Иисуса бен Ананию, который после того, как Агриппа II сместил Анну с должности и прибыл новый прокуратор, начинает пророчествовать, опираясь на Иер 7, в точности как Иисус из Назарета – за тридцать лет до него. Иисуса бен Ананию встречает неистовое противостояние, но из‑за присутствия прокуратора правящие священники не могут предпринять против него такие же действия, какие против Иакова, брата Иисуса.

Бен Ананию хватают и ведут к прокуратору, скорее всего – с намерением добиться его казни. Альбин велит бичевать бен Ананию, допрашивает его и отпускает восвояси. (Кричала ли симпатизировавшая ему толпа, требуя его освобождения?) Альбин оставляет пост в 64 году, и его замещает Гезий Флор, а в 65 году Матфий получает первосвященнический сан. В 66 году их обоих врасплох застигает война, а в конце 69 году римская армия под командованием нового римского императора Тита, сына Веспасиана, окружает и подвергает осаде Иерусалим. Приблизительно весной или в начале лета 70 года Иисуса бен Ананию убивает осадный камень – спустя лет семь после того, как он начал произносить свои зловещие пророчества.

Хотя Иосиф Флавий не говорит нам этого, смерть Иисуса бен Анании, возможно, подвела итог лидерству Иакова, который больше тридцати лет был хорошо известен в Иерусалиме и в Храме, славился своим благочестием, соперничеством с аристократическим священством, прежде всего – с тем, которое представляла семья Анны. Смерть Иисуса, сына Анании, подводит также итог первому поколению. Две смерти – смерть Иисуса из Назарета и смерть Иисуса, бен Анании, двух человек, которые пророчествовали, основываясь на Иер 7, против храмовой верхушки, – замыкают сорокалетнюю историю Иерусалимской церкви.

В главе 6 мы рассмотрим основные направления в развитии движения Иисуса в годы, последовавшие за взятием Иерусалима и разрушением его знаменитого Храма. Это движение становилось все более известным как «церковь», а его последователи – как «христиане». Дискуссии, возникшие в первые сорок лет этого движения, предвосхитили все будущие дискуссии и споры.

 

 

Глава 6

Церковь между Павлом, Иаковом и Игнатием

 

Широко распространено мнение, что трагические события иудейского восстания 66–70 годов н. э. сильно повлияли на движение Иисуса. Хотя раскол между этим движением, которое в будущем станет известно как «церковь», и верой и практикой иудаизма, не ориентированными на личность Иисуса, уходит корнями во времена, предшествовавшие разрушению Иерусалима и Храма, разрушению иудейского центра богопочитания. Этот центр сыграл главную роль в размежевании между иудеями, которые верили в Иисуса, и иудеями, которые в Него не верили.[164] После 70 года н. э. критика, обвинения и споры, начатые иудеями и группами иудеев, изменили свой характер. «Христиане» и «иудеи» все больше воспринимались как две отдельные группы, и все большую роль стала играть этническая принадлежность.[165] Этот процесс шел постепенно и с различной скоростью в разных регионах огромной Римской империи. Со стороны христианской церкви полемика принимала все более безобразный характер и, руководствуясь скудными истолкованиями Писания и искаженным богословием, вела к началу вражды с иудаизмом. Таким образом, прежние полемика и критика внутри иудейских групп, обсуждавших смысл и значение Иисуса из Назарета, со временем среди некоторых христиан из язычников проложили дорогу антисемитизму.[166]

Отчасти мы можем проследить это развитие в христианской литературе, созданной между 70 годом н. э. и восстанием Бар-Кохбы (132–135 годы н. э.). Далее я хотел бы рассмотреть Евангелие от Матфея и Евангелие от Иоанна. В первом видна борьба между учениками-иудеями, которые веруют в Иисуса, и учителями-иудеями, которые в него не веруют. Круг Матфея надеется убедить неверующих, что Иисус – действительно Сын Давида и Спаситель народа Израиля. В Евангелии от Иоанна мы находим общину учеников, которые были отвергнуты синагогой и полемизируют с ней в резком и категорическом тоне. Я хотел бы также рассмотреть собрания писем-посланий, написанных автором и составителем книги Откровение и – спустя несколько лет – Игнатием на его пути к мученичеству. Завершится эта глава несколькими комментариями к тем трудностям, которые выпали на долю уверовавших в Иисуса иудеев во время восстания Бар-Кохбы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: