Образец таблицы
№ | Дата | Тема урока | Тип урока | Содержание урока | Предметные | Метапредметные результаты | Личностные результаты (личностные УУД) | ||||
п/п | п/т | план | факт | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | |||||
Типы уроков и формируемые универсальные учебные действия для достижения метапредметных и личностных результатов в предлагаемом варианте календарно-тематического планирования определены условно. Выбор типа каждого конкретного урока, способы формирования и развития тех или иных универсальных учебных действий зависят от содержания урока, индивидуального методического стиля учителя, используемых педагогических технологий, материально-технического оснащения, уровня подготовки обучающихся.
При обозначении типов уроков использованы следующие сокращения:
Нов. – урок «открытия» новых знаний;
Комп. – урок комплексного применения знаний;
ОС – урок обобщения и систематизации знаний;
|
|
Контр. – урок контроля, оценки и коррекции знаний;
РР – урок развития речи.
№ | Тема урока | Тип урока | Содержание | Предметные | Метапредметные результаты | Личностные результаты (личностные УУД) | |||||||||||||||||||||||
п/п | п/т | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | |||||||||||||||||||||||||
Введение (1 час) | |||||||||||||||||||||||||||||
1 | 1 | Становление и развитие реализма в русской литературе XIX века | Нов. | Русская литература в контексте мировой куль- туры. Основные темы и проблемы русской литературы первой полови- ны XIX века. Преобладание реалистических принципов изо- бражения действительно- сти в зрелом творчестве русских писателей пер- вой половины XIX века. Историко-литературный процесс. Романтизм и реализм как ведущие литератур- ные направления эпохи Теория литературы: историко-литературный процесс, романтизм и реализм как литературные направления. | Знать содержание произведений русской, родной и мировой классической литературы первой половины XIX века, их историко-куль- турного и нравственно-цен ностного влияния на формирование национальной и мировой культуры; формировать умения учитывать исторический, историко-культурный кон- текст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения * | Организовать свое рабочее место; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; овладевать способностями понимать учебные задачи | Уметь находить и выделять необходимую информацию из учебника; определять понятия; делать обобщения, устанавливать аналогии
| Уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе | Формировать «стартовую» мотивацию к обучению, самосовершенствованию | ||||||||||||||||||||
Становление реализма как направления в европейской литературе XIX века (2 часа) | |||||||||||||||||||||||||||||
2 | 1 | Реализм как литературное направление и метод в искусстве | Нов | Реализм как литературное направление и метод в искусстве
| Научиться выявлять в художественных текстах образы, темы, проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных выска- зываниях; овладетье навыками анали за художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики;
| Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; искать средства / ресурсы для решения задачи / достижения цели; планировать алгоритм ответа, оценивать свои достижения на уроке | Устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; резюмировать главную идею текста | Строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи | Формировать навыки взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя,
| ||||||||||||||||||||
2 | 2 | Страницы истории западноевропейского романа ХIХ века. Стендаль, Бальзак Ч. Диккенс | Комб. | Стендаль. Роман «Красное и чёрное» (обзор). Бальзак. «Отец Горио» (обзор). Новелла «Гобсек». Ч. Диккенс. «Рождественская песнь в прозе». Роман «Домби и сын» (обзор).
| Научиться определять жанровое и тематическое своеобразие произведения; давать характеристику героев произведения | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; самостоятельно искать средства / ресурсы для решения задачи / достижения цели; оценивать свои достижения на уроке | Уметь устанавливать аналогии, находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности), понимать целостный смысл текста, структурировать текст; резюмировать главную идею текста | Уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей, владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью | Формировать навыки исследования текста с опорой на анализ образов, композицию, выразительные средства языка | ||||||||||||||||||||
И.С. Тургенев. Жизнь и творчество (10 часов) | |||||||||||||||||||||||||||||
3 | 1 | Судьба писателя. Формирование общественных взглядов И. С. Тургенева | Нов. | «Записки охотника» (фрагменты). Роман «Отцы и дети
| Научиться представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений раз- личных жанров; знать содержания произведений, историко- культурное и нравственно-ценностное влияния на формирование национальной и мировой литературы; сформировать представление об изобразительно - выразительных средствах языка; научиться определять жанровое и тематическое своеобразие произведения; проблемы, художественные образы и выражать своё отношение к ним | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; овладевать способностями понимать учебные задачи; отвечать на вопросы; обобщать, делать выводы; оценивать свои достижения на уроке | Уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа, уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; резюмировать главную идею текста; критически оценивать содержание и форму текста
| Уметь формулировать собственное мнение и свою позицию, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания | Формировать навыки взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя, развивать навыки исследовательской деятельности, формировать нравственную чуткость, совестливость чувства справедливости; воспитание готовности к служению Отечеству, его защите на примере судеб писателей и образов литературных героев, формирование собственного мировоззрения,
| ||||||||||||||||||||
3. | 2 | Преходящее и вечное в художествен- ном мире И. С. Тургенева
| Нов. | Романы «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Дым», «Новь» (обзор). Повести «Ася», «Вешние воды» (обзор). Стихотворения в прозе (четыре-пять произведений) |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
3. | 3 | Роман «Отцы и дети». Герой 60-х годов XIX века нигилист Базаров | Нов. | Творческая история романа, этапы работы Тургенева над произведением о поколении нигилистов, прототипы образа Евгения Базарова.
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
3. | 4 | Споры партий и конфликт поколений в романе
| Комб.. | Трагический характер конфликта, в котором «обе стороны до известной степени правы». Споры Базарова с Павлом Петровичем, сильные и слабые стороны в позициях каждой из конфликтующих сторон. |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
3. | 5 | Сатирическое изображение Тургеневым представите- лей «отцов» и «детей». Базаров в кругу едино мышленников | Комб. | Базарова среди противников и мнимых единомышленников |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
3 | 6 | Базаров и Аркадий Кирсанов. Испытание дружбой | Комб. | Базаров и Аркадий.
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
3 | 7 | Испытание любовью | Комб. | Внутренний конфликт в душе Базарова. Испытание героя любовью, его мировоззренческий кризис.
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
3. | 8 | Базаров и его родители. Тургеневское изображение путей преодоления конфликта по колений
| Комб.
| Базаров под крышей родительского дома. |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
3. | 9 | Базаров как «трагическое лицо». Финал романа | Комб. | Второй круг жизненных странствий Базарова. Противоречивые стороны натуры героя, рост его личности, одиночество. Трагическое разрешение центральной коллизии романа. Авторское отношение к герою. «Отцы и дети» в русской критике.
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
3 | 10 | Творчество Тургенева в конце 1860-х — начале 1880-х годов Последние годы жизни писателя. Стихотворения в прозе
| ОС РР | Творческий кризис Тургенева и его отражение в романе «Дым». Общественный подъём 1870-х годов. Роман «Новь». Отношение писателя к революционному народничеству. Стихотворения в прозе: основные мотивы, переклички стихотворений с прозой Тургенева, особенности жанра стихотворений в прозе. Теория литературы:роман как литературный жанр, литературный герой и его прототип, творческая история, проблематика литературного произведения, система образов, авторская позиция и средства её выражения в эпическом произведении, трагическое в искусстве. |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
Н.Г. Чернышевский. Жизнь и творчество (2 час) | |||||||||||||||||||||||||||||
4 | 1 | Жизнь и твор чество Н. Г. Черны- шевского. Роман «Что делать?» (главы).
| Нов.
| Биография Чернышевского, формирование его взглядов. Эстетические воззрения Чернышевского. Роман «Что делать?». Творческая история произведения, его жанровое своеобразие. Значение романа «Что делать?» в истории русской литературы и революционного движения.
| Сформировать умения учитывать исторический, историко-культурный кон- текст и контекст творчества писателя в процессе анали- за художественного произведения; способность выявлять в художественных текстах образы, темы, проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях, научиться работать с литературоведческими терминами | Уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа
| Уметь извлекать информацию из прослушанного и прочитанного текста; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений понимать целостный смысл текста | Уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания
| Формировать навыки самоанализа и самоконтроля
| ||||||||||||||||||||
4 | 2 | Социально-философ- ский роман. Идея. Иносказание | Комб. | Своеобразие жанра романа «Что делать?». Основные элементы его художественного мира. Сюжет романа как развёрнутый ответ на вопрос, вынесенный в название
Теория литературы:социально-философский роман, проблематика, идея, иносказание.. | Уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно
| Уметь извлекать информацию из прослушанного и прочитанного текста; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений понимать целостный смысл текста, резюмировать главную идею текста; оценивать содержание текста
| Уметь читать вслух и понимать прочитанное; отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе)
| Формировать навыки исследования текста, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | |||||||||||||||||||||
И.А. Гончаров. Жизнь и творчество (10 часов) | |||||||||||||||||||||||||||||
5 | 1 | Личность пи- сателя. Свое- образие худо- жественного таланта Гонча рова | Нов. | Творческий путь писателя. Цикл очерков «Фрегат «Паллада». Романы «Обыкновен- ная история», «Обрыв» (обзор).
| Развивать умение анализировать художественное произведение используя изученную терминологию, овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста; формировать умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное; осознавать способы выражения авторской позиции
| Соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности, делать выводы; наблюдать и анализировать собственную учебную познавательную деятельность и деятельность других обучающихся | Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать определять понятия; научиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы | Уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе; строить логическое рассуждение, умозаключение; делать выводы; формирование готовности вести диалог с другими людьми | Осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию, проявлять уважительное отношение к литературе | ||||||||||||||||||||
5 | 2 | Роман «Обломов». Реалистические приёмы изображения героя в первой части | Нов. | Роман как литератур- ный жанр. Типическое в литературе, искусстве. Система образов. Сюжет и композиция. Характер в литературе. Антитеза.
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
5 | 3 | Полнота и сложность об- раза Обломова, истоки харак- тера главного героя | Комб. | Образ Ильи Ильича Обломова в контексте художественного мира романа, полнота и сложность его характера. Образ Захара, его роль в романе. Истоки характера героя в эпизоде «Сон Обломова». |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
5 | 4 | Андрей Штольц как антипод Обломова.
| Комб. | Андрей Штольц и Илья Обломов. Смысл житейского противостояния и взаимной душевной привязанности героев. |
|
|
|
| |||||||||||||||||||||
5 | 6 | Обломов и Ольга Ильинская: Испытание героя любовью | Комб. | Обломов и Ольга Ильинская. Проявление лучших душевных качеств героев в истории их любви. Неизбежность драматического финала любовной истории. Обломов и Агафья Пшеницына. |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
5 | 6 | Финал рома- на. Авторская оценка жизненного пути героя. Историко-философский смысл произведения
| Комб.
| Историко-философский смысл романа. Н. А. Добролюбов и А. В. Дружинин о романе «Обломов».
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
5 | 7 | Роман «Обло мов» в других видах искусства
| ОС РР
| Литературно-критиче- ская интерпретация романа Обломова. Теория литературы:роман как литературный жанр, реалистический роман, типическое в литературе, искусстве. Система образов произведения, сюжет и композиция, характер в литературе. Антитеза. Интерьер. Художественная деталь. Художественная интерпретация, литературно-критическая интерпретация произведения.
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
5. | 8-10 | Сочинение | КонтрРР
| Классное сочинение | Учиться писать творческие работы как ответ на проблемный вопрос; выявить авторский замысел и средства его воплощения; работать над проблемными зонами в изученных темах | Планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; контролировать и оценивать свои действия и результаты | Учиться давать развернутую характеристику персонажам; применять простейшие способы опровержения (опровержение тезиса), приведение контраргументов), устанавливать аналогии
| Создавать собственные письменные высказывания; уметь формулировать собственное мнение и свою позицию по содержанию произведения, соотносить с авторской позицией | Формировать навыки индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи | ||||||||||||||||||||
А.Н. Островский. Жизнь и творчество (10 часов) | |||||||||||||||||||||||||||||
6 | 1 | Личность и творчество А. Н. Остров- ского | Нов | Жизнь и творчество драматурга, общенациональное содержание творчества Островского. Исторические и семейные истоки художественной индивидуальности драматурга..
| Научиться выявлять в ху дожественных текстах обра- зы, темы, проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументиро- ванных устных и письмен- ных высказываниях; владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понима- ния | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; овладевать способностями понимать учебные задачи; отвечать на вопросы; обобщать, делать выводы; оценивать свои достижения на уроке | Уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа | Уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы | Формировать навыки исследовательской деятельности; формировать целостный взгляд на мир и систему человеческих отношений | ||||||||||||||||||||
6 | 2 | Комедии Островского «Свои люди -сочтёмся», «Бедность не порок» | Комб.. | Проблематика и художественное своеобразие комедий Островского Островского «Свои люди — сочтёмся», «Бедность не порок», созданных в период сотрудничества писателя с редакцией журнала «Москвитянин». Сближение Островского с кругом «Современника». Расширение тематического диапазона его произведений |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
6 | 3 | Драма «Гроза».Творческая история произведения.
| Комб.. | Изображение Островским драматических противоречий русской жизни в кризисную эпоху. Творческая история и конфликт драмы «Гроза». «Гроза» как русская трагедия. |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
6 | 4 | Нравы города Калинова
| Комб.
| Катастрофическое состояние мира и его отражение в характерах героев драмы. Общенациональный масштаб художественного обобщения. Образы грозы и Волги в пьесе. |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
6 | 5 | Образ Катерины Кабановой. Суть конфликта героини с «тёмным царством | Нов | Религиозная основа бытового конфликта в семействе Кабановых.
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
6 | 6 | Катерина в системе образов драмы «Гроза» | Комб. | Образ главной героини, народные истоки характера Катерины. Особенности трагической коллизии в пьесе, её социальные и религиозные корни |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
6 | 7 | Смысл названия пьесы. Критики о произведении | Комб. | Трагическое и жизнеутверждающее в драме Островского «Гроза» Н. А. Добролюбов и А. А. Григорьев о «Грозе» Островского.
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
6 | 8 | Драма «Бесприданница»
| Комб.
| Глубина социально-психологических характеристик героев пьесы. Поэтичность и драматизм образа Ларисы. . |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
6 | 9- | Художественное своеобразие пьес А.Н. Остров- ского | ОС | Своеобразие пьес Островского конца 1860-1870-х годов, по-новому развивающих прежние мотивы Неповторимый национальный облик драматургии Островского. Роль Островского в создании русского театра. Теория литературы:драма как род литературы. Драматические жанры: комедия, трагедия, драма. Конфликт в драматическом произведении, этапы развития действия. Монолог, диалог, речевая характеристика персонажа. Образ-символ. Авторская позиция в драме и средства её выражения. |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
6. | 10 | Творческая работа | Контр РР
| Творческая работа по драматургии А.Н. Островского | Учиться писать творческие работы как ответ на проблемный вопрос; выявить авторский замысел и средства его воплощения; работать над проблемными зонами в изученных темах | Планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; контролировать и оценивать свои действия и результаты | Учиться давать развернутую характеристику персонажам; применять простейшие способы опровержения (опровержение тезиса), приведение контраргументов), устанавливать аналогии
| Создавать собственные письменные высказывания; уметь формулировать собственное мнение и свою позицию по содержанию произведения, соотносить с авторской позицией | Формировать навыки индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи | ||||||||||||||||||||
Поэзия Ф.И. Тютчева (2 часа) | |||||||||||||||||||||||||||||
7. | 1 | Становление личности поэта. Основные темы творчества поэта-философа. Хаос и космос в поэзии Ф. И. Тютчева
| Нов. | Связь поэзии Тютчева с традициями его древнего рода, с историей и природой Орловщины. Философская проблематика и художественное своеобразие поэзии Тютчева. Стихотворения: «Silentium!», «14 декабря 1825 года», «Не то, что мни-те вы, природа...», «Природа — сфинкс. И тем она верней...», «Цицерон», «День и ночь», «О, как убийственно мы любим...», «Весь день она лежала в забытьи...», «Наш век», «Над этой тёмною толпой...», «Неман», «Эти бедные селенья...», «Есть в осени первоначальной...», «Умом Россию не понять...», «Нам не дано редугадать...», «К. Б.» («Я встретил вас - и всё былое...»). Мир природы в поэзии Тютчева. Трагические противоречия бытия, хаос и космос в лирике Тютчева. Тема России, историко-философские взгляды поэта. Поэтическое открытие русского космоса в зрелых произведениях Тютчева. | Закрепить умения и навыки проведения анализа лирического произведения; работа с литературоведческими терминами; Знать изобразительно-выразительные средства языка; сформировать умения учитывать историко-культурный кон- текст и контекст творчества писателя в процессе анали- за художественного произведения
| Уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно | Уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы | Создавать собственные устные и письменные высказывания; уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на лирическое произведение; выразительное чтение произведений | Формировать устойчивую мотивацию к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | ||||||||||||||||||||
7 | 2 | Любовь в лирике Ф. И. Тютчева | Комб.
| Любовная лирика Тютчева, её биографическое и философское содержание. Теория литературы:лирика как род литературы. Философская поэзия. Пейзажная лирика. Мотив в лирике. Лирический герой. Средства художественной изобразительности и выразительности в лирике.
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||
Русская поэзия во второй половине ХIХ века (1 час) обзор | |||||||||||||||||||||||||||||
8 | 1 | Две ветви рус- ской поэзии во второй половине XIX века.
| Нов | Причины и смысл споров о «чистом» и «гражданском искусстве». Стихотворения поэтов второй половины XIX века. Представители «гражданской поэзии»: А. Н. Плещеев, И. С. Никитин, И. З. Суриков, С. Д. Дрожжин, Л. Н. Трефолев, поэты «Искры» В. С. Курочкин, Д. Д. Минаев, В. И. Богданов и др. Сторонники «чистого искусства»: А. Н. Май- ков, К. К. Случевский, Я. П. Полонский и другие.. Теория литературы. Тема. Пафос. Мотив в лирике. Лирический герой. Средства художествен ной изобразительности и выразительности в лирике. Гражданская лирика. | Закрепить умения и навыки проведения анализа лирического произведения; работа с литературоведческими терминами; уметь осознавать художественную картину жизни, созданную в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понима- ния; сформировать представление о системе стилей языка художественной литературы; чтения и интерпретация лирических произведений | Уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно | Уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач | Уметь формулировать и высказывать свою точку зрения, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции | Формировать устойчивую мотивацию к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | ||||||||||||||||||||
Н.А Некрасов. Жизнь и творчество (12 часов) | |||||||||||||||||||||||||||||
9 | 1 | Личность и творчество по эта. Народные истоки миро- ощущения Н. А. Некрасова
| Нов.. | Детство и отрочество Н.А. Некрасова. Народные истоки мироощущения Некрасова, близость поэта к народу, его способность выразить одухотворённую красоту страдания и высокие идеалы народа. Лирика Некрасова.
| Научиться анализировать поэтический текст, средства художественной выразительности, настроения лирического героя, выразительное чтение и рецензирование выразительного чтения стихотворений; определять духовно-нравственные ценности произведений | Уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно | Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, уметь искать и выделять необходимую информацию в тексте; учиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы | Уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач | Формировать навыки взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учите формировать навыки исследовательской деятельности; формировать духовно-нравственные качества обучающихся ля; | ||||||||||||||||||||
9 | 2 | Тема граждан- ской ответственности поэта перед народом в лирике Некрасова
| Комб. | Стихотворения «В дороге», «Тройка», «На Волге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Я не люблю иронии твоей...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Еду ли ночью по улице тёмной...», «Внимая ужасам войны...», «Поэт и Гражданин», «Размышления у парадного подъезда», «Зелёный Шум», «Влас», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «Блажен незлобивый поэт...», «О Муза! я у двери гроба...». Основные мотивы лирики поэта. Звучание темы поэтического призвания в стихотворениях Некрасова. Народ в лирике Некрасова. |
|
|
|
| |||||||||||||||||||||
9 | 3 | Художественное своеобразие лирики Некрасова
| Ком | Новизна содержания и поэтического языка Поэтическое многоголосие: особенности поэтики Некрасова, основанные на его художественной отзывчивости к народной судьбе и народной речи. |
|
|
|
| |||||||||||||||||||||
9 | 4 | Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Историко- культурная основа произведения
| Нов. | Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо». Творческая история произведения. Проблема завершённости-незавершённости. |
|
|
|
| |||||||||||||||||||||
9 | 5 | Своеобразие композиции и языка поэмы,
| Комб. | Жанр и композиция поэмы-эпопеи. Роль фольклорных мотивов в художественном мире произведения. |
|
|
|
| |||||||||||||||||||||
9 | 6 | Изменение крестьянских представлений о счастье
| Комб | Образ крестьян-правдоискателей в начале поэмы, первоначальные представления странников о счастье. Перелом в направлении поисков «счастливого».
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||
9 | 7 | Крестьянские судьбы в изо- бражении Некрасова: Яким Нагой и Ермил Гирин
| Комб | Ключевые образы поэмы (Яким Нагой, Ермил Гирин, Постепенное рождение в сознании народа образа другого «счастливца», борца за духовные святыни. |
|
|
|
| |||||||||||||||||||||
9 | 8 | Вера поэта в духовную силу, богатыр- ство народа.
| Комб. | Образы Савелия –богатыря святорусского, Матрёны Тимо- феевны
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||
9 | 9 | Образ Гриши Добросклонова, его роль в поэме | ОС РР | Работа Некрасова над финальной частью поэмы, вера поэта в пробуждение народных сил, нескорое, но неизбежное утверждение народной Правды. Открытый финал произ ведения. Неразрешённость вопроса о народной судьбе Теория литературы: л ирический герой, биографические мотивы в лирике. Жанры лирики (ода, сатира, послание, песня). Поэма. Поэма-эпопея. Фольклорные мотивы в литературе. Проблематика. |
| ; |
|
|
| ||||||||||||||||||||
9 | 10-12 | Сочинение
| Контр.РР. | Классное сочинение | Учиться писать творческие работы как ответ на проблемный вопрос; выявить авторский замысел и средства его воплощения; работать над проблемными зонами в изученных темах | Планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; контролировать и оценивать свои действия и результаты | Учиться давать развернутую характеристику персонажам; применять простейшие способы опровержения (опровержение тезиса), приведение контраргументов), устанавливать аналогии
| Создавать собственные письменные высказывания; уметь формулировать собственное мнение и свою позицию по содержанию произведения, соотносить с авторской позицией | Формировать навыки индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи | ||||||||||||||||||||
Поэзия А.А. Фета (2 часа) |
| ||||||||||||||||||||||||||||
10 | 1 | А.А. Фет. «Остановленные мгновения» в стихотворениях А. А. Фета | Нов. | Биография и творческий путь Фета.. Природа в поэзии Фета. Преображение житейских впечатлений в поэтический образ. Любовная лирика Фета «Шёпот, робкое дыханье...», «Сияла «Шёпот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Это утро, радость эта...», «Учись у них — у дуба, у берёзы...», «Целый мир от красоты...», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На стоге сена ночью южной...», «Ещё майская ночь...», «Я тебе ничего не скажу...», «Как беден наш язык! Хочу и не могу...», «Пчёлы», «Вечер». Стихи Фета о назначении поэзии. | Научиться анализировать поэтический текст, средства художественной выразительности, настроения лирического героя, выразительное чтение и рецензирование выразительного чтения стихотворений; определять духовно-нравственные ценности произведений.
| Соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; наблюдать и анализировать собственную учебную познавательную деятельность | Уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа; научиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы | Формировать навыки выразительного чтения, готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, уметь формулировать собственное мнение и свою позицию | Формировать навыки исследовательской деятельности; формировать целостный взгляд на мир и систему человеческих отношений | ||||||||||||||||||||
10 | 2 | Характерные особенности лирики А.А. Фета, её новаторские черты
| Комб РР | Основные особенности поэтики Фета, его важнейшие художественные открытия: . Место Фета в русской поэзии второй половины XIX века. Теория литературы: лирическое стихотворение как жанр. Пейзажная лирика, интимная лирика. Мотив в лирике. Лирический герой. Средства художественной изобразительности и выразительности в лирике. Импрессионизм в искусстве и литературе.
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||
Творчество А. К Толстого (3 часа) | |||||||||||||||||||||||||||||
11
| 1 | Творческая самобытность поэзии А. К. Толстого. Стремление к пушкинской гармонии
| Нов | Жизненный и творческий путь А. К. Толстого. Нравственная твёрдость писателя, последовательная защита им интересов русской литературы. Стихотворения «То было раннею весной...», «Средь шумного бала, случайно...», «Меня, во мраке и в пыли...», «Край ты мой, родимый край...», «Колокольчики мои...», «Двух станов не боец, но только гость случайный...». Основные мотивы, неповторимое своеобразие поэзии А. К. Толстого.
| Научиться анализировать поэтический текст, средства художественной выразительности, настроения лирического героя, выразительное чтение и рецензирование выразительного чтения стихотворений; сформировать умение учитывать историко-культурный кон- произведений, определять духовно-нравственные ценности произведений;
| Планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; контролировать и оценивать свои действия и результаты, применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств | Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. учиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы | Формировать навыки выразительного чтения, готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении | Формировать мотивацию к индивидуальной и коллективной творческой деятельности, формировать целостный взгляд на мир и систему человеческих отношений; формировать духовно-нравственные качества обучающихся | ||||||||||||||||||||
11 | 2 | Образ Козьмы Пруткова, его место в русской поэзии | Комб. | Сатирические произведения А. К. Толстого. Литературная маска Козьмы Пруткова: от литературной пародии до политической сатиры. «Плоды раздумья». Стихотворения «Мой портрет», «Моё вдохновение», «Перед морем житейским», «Осень. С персидского, из Ибн-Фета. |
|
|
|
| |||||||||||||||||||||
11 | 3 | Универсальный талант А. К. Толстого: поэта, драматурга, прозаика | ОС РР
| Отражение историософских взглядов автора в его исторических балладах и стилизованных былинах. Былины и баллады А. К. Толстого. «Василий Шибанов», «Илья Муромец», «Садко». Отражение историософских взглядов автора в его исторических балладах и стилизованных былинах. Драматические произведения А. К. Толстого, трилогия «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович» и «Царь Борис». Теория литературы: лирический герой. Средства художественной изобразительности и выразительности в лирике. Баллада как литературный жанр. Историзм в литературе. Стилизация, пародия. Юмор, ирония и сатира как виды комического. Литературная маска.
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||
М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество (4 часа) | |||||||||||||||||||||||||||||
12 | 1 | Драматическая судьба писателя-сатирика. Проблематика и жанровое своеобразие са- тиры «История одного города» | Нов | Общественно-политическая позиция Салтыкова-Щедрина. «История одного города». Необычность жанровой формы произведения, роль фантастических образов. Роман «Господа Головлёвы» (обзор).
| Научиться определять роль героев в раскрытии темы и идеи произведения; научиться составлять характеристику героя произведения, способы создания образа, авторская позиция; определять духовно-нравст-венные ценности литературы
| Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; овладевать способностями понимать учебные задачи; отвечать на вопросы; обобщать, делать выводы, оценивать свои достижения на уроке | Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, уметь искать и выделять необходимую информацию в тексте; учиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы | Уметь формулировать и высказывать свою точку зрения, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции | Формировать мотивацию к индивидуальной и коллективной творческой деятельности, формировать целостный взгляд на мир и систему человеческих отношений; формировать духовно-нравственные качества обучающихся | ||||||||||||||||||||
12 | 2 | Глуповские гра доначальники: гротескное изо- бражение по- роков государ- ственной власти в России | Комб | Обличение тёмных сторон «глуповской истории», понимаемой как история народа, отступившего от христианских заповедей. Пародия, гротеск, гиперболизация как способы раскрытия авторского замысла.
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||
12 | 3 | Народ в «Истории одного го- рода». | Комб. | Размышления автора о прошлом и будущем России |
|
|
|
| |||||||||||||||||||||
12 | 4 | Тема народного счастья в рус- ской литературе разных эпох | Нов.. | «Сказки» Салтыкова-Щедрина. Проблемно-тематические группы сатирических сказок писателя. Социальное и религиозно-философское содержание сказок, их идейно-художественное своеобразие. «Пропала совесть», «Рождественская сказка», «Самоотверженный заяц», «Карась-идеалист», «Премудрый пискарь», «Христова ночь». Творчество Салтыкова-Щедрина как свидетельство духовного взлёта русской словесности в XIX веке: созидательная роль обличительной литературы, опирающейся на прочные нравственные основы национальной культуры. Теория литературы: пародия, гротеск, фантастика как приёмы сатиры. Литературная сказка. Антиутопия (первичное представление). |
|
|
|
| |||||||||||||||||||||
Ф М. Достоевский (8 часов) | |||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||
13 | 1 | Судьба писате- ля, трагические обстоятельства, сформировав- шие его миро- воззрение
| Нов | Биография Достоевского, формирование его личности и жизненной позиции. Семья писателя, первые детские впечатления. Начало литературной деятельности. Романы «Бедные люди», «Идиот», «Братья Карамазовы» (обзор). Дневник писателя (фрагменты).
.
| Научиться представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; знание содержания произведений русской, литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование мировоззрения, научиться анализировать художественное произведение, работать с литературоведческими терминами, научиться определять различные формы выражения авторской позиции * | Соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; наблюдать и анализировать собственную учебную познавательную деятельность | Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. учиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы | Уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы, формировать готовность вести диалог с другими людьми. | Осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию; проявлять уважительное отношение к литературе; формировать ценностно-смысловую ориентацию обучающихся | ||||||||||||||||||||
13 | 2 | Атмосфера 1860-х годов и её отражение в романе «Преступление и наказание»
| Нов. | Роман «Преступление и наказание». Творческие истоки произведения, жанровое своеобразие «идеологического» романа.
|
| , |
|
| |||||||||||||||||||||
13 | 3 | Петербургские углы. «Унижен- ные и оскорб- лённые» в романе
| Комб. | Образ Петербурга в романе Достоевского. Связь болезненных заблуждений героя с трагедиями петербургских трущоб.
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||
13 | 4 | Теория Рас- кольникова как причина его преступления. Глубина психо- логического анализа в романе
| Нов. | Антигуманный и богоборческий смысл теории Раскольникова.
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||
13 | 5 | Идея и натура Раскольникова. Наказание героя
| Комб. | Идея и натура Раскольникова: глубина психологического анализа душевных терзаний героя. Духовный путь Раскольникова. Способы изображения внутреннего мира героя (монолог, внутренняя речь, деталь и др.) |
|
|
|
| |||||||||||||||||||||
13 | 6 | Второстепенные персонажи, их роль в повествовании
| Комб. | Семен Мармеладов, Катерина Ивановна, Разумихин, Лужин, Свидригайлов, Порфирий Петрович, их роль в сюжете романа |
|
|
|
| |||||||||||||||||||||
13 | 7 | Раскольников и Сонечка. Нравственное возрождение героя Раскольников в эпилоге романа.
| Комб. | Роль Сони Мармеладовой и её христианской веры в нравственном возрождении главного героя. |
|
|
|
| |||||||||||||||||||||
13 | 8 | Нравственный смысл произве- дения, его связь с почвенническими взглядами Ф. М. Достоев- ского | ОС РР | «Преступление и наказание» в ру Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Сейчас читают про:
|