Тема занятия: Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы
(2 часа)
Цель: раскрытие своеобразия русской классической литературы 19, 20 веков и новейшего времени.
Задачи:
- познакомить с периодизацией русской литературы 19 и 20 веков;
- вспомнить литературные направления и течения;
- научить обобщать и систематизировать учебный материал;
- обеспечить эмоциональную сопричастность студентов к собственной деятельности и деятельности других.
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: урок-лекция
План:
1. Историко-литературный процесс
2. Периодизация русской литературы
3. Актуализация знаний (работа с ключевыми понятиями курса)
- Что обозначают данные слова?
Интеллигенция – люди умственного труда, обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники, культуры.
Идеал – совершенное воплощение чего-нибудь (иными словами – это лучшее, что есть).
Революционер – человек, который производит переворот, открывает новые пути в какой-нибудь области жизни, в науке, в производстве.
Разночинец – в дореволюционной России: выходец из мелкого чиновничества, занимающийся умственным трудом. Разные чины: учителя, врачи, инженеры и т.д.
Либерализм – философское и общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и индивидуальных свобод человека.
4. Лекция с элементами беседы
Русская литература всегда была в союзе с освободительным движением. Бесправное положение крестьян привлекало внимание к проблеме крепостного права со стороны просвещенного слоя общества, вызывая сострадание и сочувствие. В числе таких людей было много писателей, большинство из которых не разделяли революционных убеждений. Однако все сходились на том, что в России необходимы коренные перемены.
Новаторство русской литературы заключается в сплетении ее судеб с судьбами русской революции. К концу 19 века Россия накопила такое количество энергии, какой ни в одно время не располагало человечество. И все это было трансформировано в художественные шедевры.
А.С. Пушкин придал русской литературе одновременно общенациональный и общечеловеческий характер. Он был единомышленником первого поколения русских революционеров.
Художественные системы в литературе
Во второй трети 18 века в творчестве ряда писателей и поэтов обнаруживаются единые, общие для них идейно-художественные черты; таким образом, оформляются целые литературные направления.
Классицизм (образцовый) – 17 – начало 19 века
Сентиментализм (чувствительный) – 2-я половина 18 века
Романтизм (идеализированный) – конец 18 – 1-я половина 19 века
Реализм (действительный) – 19 – 20 века
Модернизм (современный) – конец 19 – начало 20 века
Постмодернизм – 20 век
Представители модернизма в русской литературе
А. Блок, К. Бальмонт, А. Ахматова, Н. Гумилев, В. Маяковский, В. Хлебников, И. Северянин, Ф. Сологуб, Л. Андреев
Постмодернизм (вторая половина 20 века)
Андеграунд (подполье) – совокупность творческих направлений в современном искусстве (музыка, литература, кино, изобразительное искусство и др.), противопоставляющих себя массовой культуре, мейнстриму и официальному искусству.
Мейнстрим (основное течение) – преобладающее направление в какой-либообласти для определенного отрезка времени.
Постмодернизм – направление в искусстве, пришедшее в 50-е годы 20 века на смену модернизму, художественное течение, являющееся, с одной стороны, продолжением модернизма, а с другой – его преодолением. Характеризуется богатейшим разнообразием течений: видео, перформанс, боди-арт, концептуальное искусство, фотореализм в живописи, гиперреализм в скульптуре, повествовательное искусство, монументальная абстрактная скульптура (ленд-арт – работа с природным ландшафтом, работа с землей), абстракционизм.
Перформанс – форма современного искусства, в которой произведения составляют действия художника или группы в определенном месте и в определенное время. Иногда перформансом называют такие художественные формы, как театр, танец, музыка, цирковое выступление.
Боди-арт – одна из форм авангардного искусства, в которой основным объектом творчества становится тело человека, а содержание раскрывается с помощью невербального языка: поз, жестов, мимики, росписи по телу.
Концептуальное искусство – направление в искусстве постмодернизма, обращающееся к интеллектуальному осмыслению произведения. Цель искусства – в передаче идеи. Было оформлено в конце 60-х – начале 70-х годов 20 века в Америке и Европе.
Абстракционизм (нефигуративное искусство) – направление искусства, отказавшееся от приближенного к действительности изображения форм в живописи и скульптуре, изображение определенных цветовых сочетаний и геометрических форм, вызывающих чувство полноты и завершенности композиции.
Особенности постмодернизма
- реакция на идеи Просвещения
- фрагментарность
- многовариантность истолкования
- поверхностность (отказ от исследования глубинных проблем)
- ирония, пародийность, черный юмор
- эпатажность (стремление удивлять нарушениями правил)
- невозможность описания мира как некоего целого
- смешение высокой и низкой культур
- плюрализм
Плюрализм – множественность мнений
Представители постмодернизма в литературе
В. Набоков, В. Пелевин, В. Сорокин, Саша Соколов, Венедикт Ерофеев, Дмитрий Пригов, Лев Рубинштейн
Историко - литературный процесс
1801 – Александр I издает «Указ о вольных хлебопашцах».
1812 – Война с Наполеоном.
1825 –Николай I(брат Александра I) в связи с тяжелым финансовым положением страны занимается укреплением самодержавия и экономики, но без проведения реформ.
1850 – Серия военных конфликтов (2 года): Крымская война, конфликт с Турцией.
1855 – Александр II (Царь – освободитель).
1861 – реформы:
- отмена крепостного права
- военная реформа
- судебная реформа
1881 – Александр III («Миротворец») – не допустил ни одной войны, полностью отказался от реформ. Его идеал – правление Николая I, развитие крупных промышленных предприятий.
Основные положения особенностей литературного процесса
второй половины 19 века:
1)Россия стоит перед выбором дальнейших путей развития, ключевые вопросы:
«Кто виноват?» «Что делать?»
Решительная демократизация художественной литературы.
Гражданский пафос литературы.
2)Специализация литературы:
А. Пушкин
И. Гончаров
Л. Толстой
А. Толстой
Ф. Достоевский
Н. Гоголь
И. Тургенев
Н. Лесков
М. Салтыков-Щедрин
Н. Чернышевский
А. Левитов
Г. Успенский
М. Салтыков-Щедрин
В. Слепцов
А. Пушкин
А. Радищев
К. Паустовский
И. Тургенев
В. Короленко
Д. Мамин-Сибиряк
А. Островский
А. Грибоедов
А. Пушкин
М. Лермонтов
Н. Гоголь
А. Чехов
М. Горький
Л. Толстой
3)Через простые сюжеты решаются общечеловеческие проблемы:
- взаимосвязь героя с миром
- взаимопроникновение стихий жизни
- отречение от личного блага, стыд за собственное благополучие
- эпический максимализм
- нежелание участвовать в несовершенстве мира
4)Герой произведения полемичен, он стоит на пути к самосознанию, в нем пробуждается личностное начало
5)Основная национальная черта – самопожертвование, благо других становится высшей нравственной ценностью
6) Источником русской силы и мудрости становится народное чувство (в высшей стадии духовного развития герой приходит к народу)