Младший возраст (не работаем с маленькими палочками, начинаем с голубой)
1. На подносе лежат палочки: желтые, красные, голубые:
a) Какие палочки лежат у вас на подносе?
b) Сколько палочек? (много)
c) Возьми с закрытыми глазами любую палочку, посмотри на нее и скажи, какого она цвета.
d) Отложите все желтые палочки. Какие палочки остались на подносе? Каких больше (меньше) красных или голубых? (Способом наложения или приложения.)
e) Покажите не голубую и не красную палочку.
f) Назовите цвет самой короткой и самой длинной палочки.
g) Положи столько же палочек, сколько и у меня.
h) Выложи чередующиеся палочки: красная, желтая, красная, желтая (в дальнейшем ритм усложняется).
i) Отбери палочки одинакового цвета и построй из них забор, дом для куклы, гараж и т.д.
2. Сделайте из оранжевых палочек горизонтальную веревочку. Повесьте на веревочку желтые и голубые полотенца, чередуя их, слева направо.
a) Покажите желтое (голубое) полотенце. Какого цвета полотенце показали? Сколько полотенец показали? (1)
|
|
b) Какое полотенце короче? Какое длиннее?
c) Подул сильный ветер, и все голубые (желтые) полотенца слетели. Какие полотенца слетели? Сколько? (много).
3. Постройте вертикальный заборчик из красных и желтых палочек.
a) Покажите высоту красного (желтого) заборчика.
b) Сколько желтых (красных)? (много)
4. Положите 3 красные палочки.
a) Сколько палочек?
b) Сделайте из них треугольник. Какую фигуру сделали?
c) Что может быть такой формы?
d) Положите 3 желтых палочки. Сделайте желтый треугольник.
e) С какой стороны желтый треугольник? Где находится желтый треугольник?
f) Какой треугольник больше (меньше)?
g) Положите желтый треугольник под красным. Что у вас получилось?
5. Выложите несколько палочек, предложите ребенку их запомнить, а потом, пока ребенок не видит, спрячьте одну из палочек. Ребенку нужно догадаться, какая палочка исчезла.
6. Выложите несколько палочек и поменяйте их местами. Ребенку надо вернуть все на место.
7. Выложите несколько пар одинаковых палочек и попросите ребенка «поставить палочки парами».
8. С закрытыми глазами найди в наборе 2 палочки одинаковой длины. Одна из палочек у тебя в руках синяя, а другая тогда какого цвета?
Средний и старший возраст
1. Вы любите путешествовать? Тогда угадайте, на чем мы отправимся в путешествие сегодня:
В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.
(Поезд)
А поедем мы на дачу. Что ж, давайте приготовим свои поезда — и в путь-дорогу... Составьте поезд из палочек-вагонов — от самого длинного до самого короткого. Составили? Поехали! А в пути поиграем в «вопросы и ответы».
a. Сколько всего вагонов у поезда? Какой вагон находится между оранжевым и коричневым? Найди вагон, который стоит рядом с желтым, но не красный. Какого цвета вагон левее (правее) бордового?
|
|
b. Перечислите по порядку цвета вагонов слева направо. А теперь наоборот — справа налево. Каким по порядку стоит коричневый вагон? Вагон какого цвета стоит шестым? Какого цвета девятый вагон?
c. В вагоне какого цвета ты поедешь? Какой он по порядку?
2. Мы приехали на дачу и увидели домик. Сделайте его. ВНИМАНИЕ: домик выкладываем на картоне зеленого цвета!
a. Какого цвета твой домик?
b. Какой формы у тебя крыша?
c. Сколько палочек ты использовал, чтобы сделать домик?
3. На участке мы увидели дерево. Сделайте его.
a. Где находится дерево? (слева, справа)
b. Какое у тебя дерево? (яблоня, груша, …)
c. Если дерево с плодами, то сколько плодов висит на твоем дереве?
4. Там была собачка. Сделайте ее.
a. Какой породы твоя собачка? Как ее зовут?
b. Что собачка делает?
5. Какое время года у тебя на даче? Какой месяц?
6. Соединим все участки. У нас получился дачный поселок.
a. Придумайте ему название.
b. Сколько домов в вашем дачном поселке?
В ходе выполнения этого задания нами были решены вопросы
F Социализации,
F Коммуникации,
F Конструирования,
F Художественного творчества,
F Математические задачи.
7. Математическая лесенка. Проходим пальчиками по всем ступенькам, пересчитывая их!
a. Счет прямой и обратный,
b. Пространственные отношения (за, перед, между),
c. Длина (назови все палочки, короче фиолетовой),
d. Порядковый счет,
e. Лесенка сломалась. Выкладываем лесенку, пропуская по 1 палочке. Ребенку нужно найти место для остальных палочек.
8. Состав числа – коврик.
a. Белая палочка – это единица. Придвиньте к ней еще одну, чтобы они составили одно целое. Нужно найти такую палочку, которая равнялась бы длине двух составленных.
b. Показать картинку из пособия Новиковой. Посмотрите, какой домик. Кто в нем живет? Это Мышка-Малышка. Она очень хочет, чтобы в ее домике было уютно, и поэтому просит вас смастерить ей коврик. У Мышки-Малышки есть вот такая жёлтая палочка. Какое число она обозначает? Сколько белых палочек поместиться на жёлтой? (5) Верно, 5. В числе 5 – 5 единиц. Продолжите выкладывать коврик, чтобы в каждом ряду было по 2 разноцветные палочки. Закрепляем состав числа 5.
9. Игра «Угадай, какую палочку я загадала». Играющие задают вопросы, на которые ведущий может отвечать только «ДА» или «НЕТ».
10. Можно строить как из конструктора объемные постройки: колодцы, башенки, избушки и т.п.
Пособия для работы с палочками Кюизенера: р одителям показать различные дидактические пособия.