Поговорки:
· Муравьи сообща и льва одолеют.
· Ступай к муравью, ленивый, поучись у него благоразумию.
· Нет проповедников более красноречивых, чем муравей, который живет, не произнося ни звука.
· Муравей слаб, но камень рушит.
· Мал муравей телом, да велик делом.
· Мурашка мурашке рада.
· У муравья голова с просяное зернышко, а ума — чулан.
· Муравей не велик, а горы копает.
· Для муравья и роса — наводнение.
· И муравьи могут разрушить плотину.
· Как муравьи на сладкое.
· Крылатые муравьи показались - сей овес.
· Мал муравей, да горы копает.
· Союз муравьёв гору источит.
Сказки, рассказы:
1. В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил»
2. Т.А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?»
3. А.А. Плешаков «Зелёные страницы»
4. В. Пальчинскайте «Муравей»
Стихотворения:
Муравьи - лесные санитары;
Так прозвали люди их недаром!
Чтобы лес красив был и здоров,
Без личинок вредных и жуков,
Муравьи на страже день и ночь:
Гонят разных короедов прочь!
Только ты им, друг мой, не мешай!
|
|
Муравейники не разоряй!
Эти санитары так нужны
Для лесов твоей родной страны
Жил на свете муравей.
Много он имел друзей.
под высокой кручей.
В муравьиной куче.
День – деньской трудился он.
чтоб уютней стал их дом.
Трудная работа:
Крошки сладкие собрать
и с цветка пыльцу достать.
В муравейник принести
до морозов запасти.
В доме сухо и тепло.
Только вот всегда темно.
Нет дневного света.
Даже если лето.
Р. Карапетян
Муравей бревно несет
Песню громкую поет:
"Я могучий муравей!
Я сильнее всех в траве!
Я легко несу бревно,
Хоть огромное оно!".
Муравьшка - не бездельник.
Целый день он в муравейник
Носит, носит без заминки
Облетевшие хвоинки.
С. Автономова
Муравей несет травинку,
Положив ее на спинку,
И соломинку несет,
Громко песенки поѐт.
Он несет и хлеба крошку,
И росиночки немножко.
Очень жарко муравью,
Я ему воды налью.
-Эй, попей-ка, муравьишка!
С муравьем ползет снишка.
Тащит груз не по годам,
И ему попить я дам
Трудовой десант
Цель: воспитание трудолюбия.
Предложить детям «превратиться в трудолюбивых муравьишек» - в маленькие ведерки собрать на участке мелкий мусор: веточки, палочки, камешки.
Экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные)
Подвижная игра «Собери муравейник».
Дети делятся на две команды и под музыку начинают собирать свои муравейники из предложенного материала.
Подвижная игра «Муравьи и дождик»
Цель: учить ориентировать в пространстве, действовать после сигнала.
Ход игры: Дети - «муравьишки» сидят в домиках (обручи). В другой стороне сидит «дождик». «Дождик» дремлет, «муравьи» разбегаются в разные стороны. По команде: «Дождик начинается!», муравьи бегут в свои домики, а «дождик» старается задеть рукой («замочить») каждого. Те, кого «дождик» задел рукой – выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется самый ловкий «муравей».
|
|
Подвижная игра "Муравьи и слон".
Цель: Развитие внимания,быстроты и ловкости.
Ход игры: Один водящий - слон, остальные муравьи.
Слон: "Пусть гуляют муравьи и танцуют от души". Дети танцуют как хотят.
Слон: " Расшумелись муравьи,
Надоели мне они.
Слон пошел гулять,
Муравьев топтать!"
Муравьи разбегаются, слон пытается их поймать- дотронуться рукой до муравья. Из тех, кого не поймали, с помощью считалки выбирают слона-водящего.
ЭСТАФЕТА “Муравьиные бега”
1. Эстафета для капитанов команд. “Найди дорогу к дому в темном лесу” Капитанам завязывают глаза, они должны преодолеть расстояние, осложненное фишками, на голос команд.
2. Эстафета “Строительство муравейника” Командам предлагается построить из кубиков и стаканчиков из - под йогурта “муравейник”, при чем каждый из игроков укладывает по одному предмету, стараясь, чтоб “муравейник” не развалился.
3. Эстафета “Передача груза”
Конкурс на правильность и быстроту действий. Передать мяч над головой и между коленями.
4. Эстафета “Дружные муравьи”
Перебегает с гимнастической палкой сначала капитан, затем прибавляются по одному игроку, которые преодолевают предложенное расстояние. Эстафета продолжается пока не перебежит вся команда.
5. Эстафета “Гусеница”
Команда “паровозиком” перебегает расстояние, преодолевая препятствие и стараясь сделать это аккуратно, т.е. не задеть фишки.
Дидактическая игра «Угадай, кого не стало»
(Работа с картинками насекомых на доске. Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает любую картинку. Дети, открыв глаза, должны угадать, какая картинка убрана).
Воспитатель: погода испортилась, набежала туча. Видно, будет дождик. А вот и первая капля, вторая, третья. (Дети ударяют большим пальцем правой руки по левой ладошке - одна, указательным и большим- две и т.д.) Все насекомые пропали. Кого не стало?
Дети: не стало бабочки, стрекозы, кузнечика, муравья…
Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем»
Цель: уточнить знания о насекомых; развивать умение описывать и находить их по описанию (на картинках).
Ход игры: Дети описывают любое насекомое в следующем порядке: величина, цвет, части тела (сколько), как передвигается. Водящий по описанию должен узнать насекомое.