Методические рекомендации

В первом пункте, в содержании следует раскрыть суть интеллектуальной готовности (уровень развития познавательных процессов ребенка 7 лет), целевые ориентиры ФГОС ДО.., представить понятие «трудностив обучении», описать причины трудностейу старших дошкольников, связанных со слабым овладением учебных умений, проблем в развитии познавательных процессов, или индивидуальными особенностями, обусловленных нервной системой ребенка и т.д.. Рассмотреть способы коррекции (игры, упражнения), с учетом индивидуальных проблем в обучении ребенка, разработка индивидуального маршрута.

Во втором пункте – представить практическое обследование ребенка дошкольного возраста. Студенту необходимо организовать наблюдение за деятельностью ребенка, проведение простых диагностических методик. Диагностика проводится с ребенком 3-7 лет, по выбору студента. Результаты индивидуального обследования ребенка фиксируются в протоколах (приложение1,2), представляются детские работы, выводы пишутся в характеристике (прилагаются стимульные материалы).

Составляется характеристика (психолого-педагогическое представление) на ребенка(схема характеристики - приложение).

Разрабатываются рекомендации (кратко)

В практической работе необходимо соблюдать требования к психологическому исследованию, соблюдение этических норм. В работе указывается только имя ребенка, его возраст. 

Литература

Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. -М.: ТЦ «Сфера», 2001.-256с.

Выготский Л.С. Вопросы детской психологии - Спб.: Питер, 1997.

Дубровина И.В. Готовность к школе. - М.: Академия, 2001.

Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений /Под ред. Н.Е. Вераксы.-М.: Мозайка-Синтез, 2008.-112с.

Коломинский Л.П., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста-М., 1980.

Мухина В.С. Возрастная психология: феном-я развития, детство, отрочество-М.:Академия, 1998.-456с.

Основные показатели готовности детей шестилетнего возраста к школьному обучению /Под.ред. Л.А. Венгера, Г.Г. Кравцова. Киев, 1989.

Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М., 1996.

Практическая психология образования/ Под ред. И.В.Дубровиной.-М.: ТЦ “Сфера”, 1998.-с.167-192.

Руководство практического психолога: Готовность к школе: развивающие программы /Под ред. И.В. Дубровиной.-М.: “Академия”, 1999.-96с.

Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей -М.,1994.

Цукерман Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формиро­вания умения учиться. - М., 1992.

Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. -Ростов-н/Д: “Феникс”, 2005.-с78-88.

                          

Вопросы для дифференцированного зачета (контрольная работа)

1. Особенности учебной деятельности детей дошкольного возраста

2. Психологические основы индивидуализации и дифференциации обучения. Индивидуальный темп умственного развития детей: норма, отставание, опережение.

3. Причины трудностей детей в обучении. Психологические факторы, влияющие на успешность обучения

4. Одаренные дети. Психолого-педагогическое сопровождение их развития

5. Познавательная деятельность, уровни ее развития и педагогические условия развития у дошкольников

6. Особенности развития восприятия детей дошкольного возраста

7. Особенности развития внимания детей дошкольного возраста

8. Особенности развития памяти детей дошкольного возраста

9. Способы развития внимания и памяти дошкольников

10. Особенности развития мышления детей дошкольного возраста

11. Особенности развития воображения детей дошкольного возраста

12. Требования к составлению психолого-педагогической характеристики ребенка (представление на ребенка)

13. Индивидуальный подход в организации обучения и развития детей дошкольного возраста.

Экзамен квалификационный ПМ.03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования

Задание 1. Составьте план индивидуальной коррекционной работы с дошкольником, с учетом представленной психолого-педагогической характеристики

 

 

ПМ.03 МДК 03.01. (экз. квал.) специальность 44.02.01.                                                  преподаватель Матвеева Н.Я. апрель 2018

 

План индивидуальной коррекционно-развивающей работы

(развития познавательных процессов ребенка, c учетом результатов диагностики и представленной

Психолого – педагогической характеристики воспитанника)

Имя   ребенка _____________  возраст. группа __________

Развитие восприятия

Цвет

1.Игра(название)

Цель:

Инструкция:

2.Игра(название)

Цель:

Инструкция:

 

Форма

1.Игра(название)

Цель:

Инструкция:

2.Игра(название)

Цель:

Инструкция:

Время

1.Игра(название)

Цель:

Инструкция:

2.Игра(название)

Цель:

Инструкция:

Пространство

1.Игра(название)

Цель:

Инструкция:

2.Игра(название)

Цель:

Инструкция:

Развитие внимания:

1.Игра(название)

Цель:

Инструкция:

2.Игра(название)

Цель:

Инструкция:

 

 

Развитие   памяти:

1.Игра(название)

Цель:

Инструкция:

2.Игра(название)

Цель:

Инструкция:

Развитие   мышления

1.Игра(название)

Цель:

Инструкция:

2.Игра(название)

Цель:

Инструкция:

Развитие воображения

1.Игра(название)

Цель:

Инструкция:

2.Игра(название)

Цель:

Инструкция:

 

Развитие речи

1.Игра(название)

Цель:

Инструкция:

2.Игра(название)

Цель:

Инструкция:

Критерии оценивания  ( плана)

Отлично   - представленный план составлен в полном соответствии с индивидуальными особенностями развития всех познавательных процессов дошкольника, учтены результаты диагностики и психолого-педагогической характеристики ребенка;

- игры и игровые упражнения коррекционно-развивающей работы подобраны с учетом возрастных особенностей и имеющихся трудностей в обучении (развитии) или имеющихся признаков одарённости умственного развития воспитанника;

- формулировка целей коррекционных заданий (или инструкций) четко отражает суть метода или приема, способствующего развитию познавательных процессов детей

Хорошо -представленный план составлен в соответствии с индивидуальными особенностями развития всех познавательных процессов дошкольника, в целом учтены результаты диагностики и психолого-педагогической характеристики ребенка;

- игры и игровые упражнения коррекционно-развивающей работы подобраны с учетом возрастных особенностей и имеющихся трудностей в обучении (развитии) или имеющихся признаков одарённости умственного развития воспитанника;

-формулировка целей коррекционных заданий (или инструкций) отражает суть метода или приема, способствующего развитию познавательных процессов детей, но иногда формулировка цели носит обобщенный характер

Удовлетворительно -представленный план составлен в целом в соответствии с индивидуальными особенностями развития всех или большинства познавательных процессов дошкольника, прослеживается слабая связь с результатами диагностики и психолого-педагогической характеристики ребенка;

- игры и игровые упражнения коррекционно-развивающей работы не всегда подобраны с учетом возрастных особенностей и имеющихся трудностей в обучении (развитии) или имеющихся признаков одарённости умственного развития воспитанника;

-формулировка целей коррекционных заданий (или инструкций) не отражает суть метода или приема, способствующего развитию познавательных процессов детей, чаще формулировка цели носит обобщенный характер

Неудовлетворительно – представленный план составлен формально, недостаточно соответствует индивидуальным особенностям развития всех или большинства познавательных процессов дошкольника, отсутствует опора на результаты диагностики и психолого-педагогическую характеристику ребенка;

- игры и игровые упражнения коррекционно-развивающей работы подобраны формально, без учета возрастных особенностей и имеющихся трудностей в обучении (развитии) или имеющихся признаков одарённости умственного развития воспитанника;

-формулировка целей коррекционных заданий (или инструкций) не отражает суть метода или приема, способствующего развитию познавательных процессов детей, формулировка цели носит обобщенный характер

 

Примечание: студент представляет протоколы обследования ребенка и психолого-педагогическую характеристику (самостоятельная работа), представляет план и защищает его (обоснование отбора игр и упражнений

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ПМ.03 МДК 03.01.                                   .                                                               преподаватель Матвеева Н.Я. апрель 2018

2. Практическое изучение индивидуальных особенностей развития познавательных процессов у ребенка (3-7лет)

2.1. Проведение диагностики развития познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения)

Диагностика и оценка результатов воспитания, обучения и развития дошкольников на занятиях с учётом возрастных и индивидуальных особенностей;

Имя дошкольника _______________________

Возрастная группа _______________________

Задание № 1 Выявление особенностей восприятия (сенсорных эталонов).

Протокол (Приложение 2.)

1.1. Цвет. Материал: кружки (цветы, листья и т.д.) разного цвета и оттенков - 20 пар- по 2шт.)                  

Инструкция: Посмотри, все листочки разлетелись, перепутались, не могут найти свою подружку, такую же по цвету. Найди и разложи в пары! (различение цвета, узнал, результат заносится в протокол) 

 Назови, какого цвета эта пара! (обозначает словом, результаты в протокол)

Обработка данных, математический подсчет результатов в процентах:

Узнал (различает) - …….% эталонов, 

Назвал (обозначает) -……% эталонов              

 

1.2. Форма. Материал: формы (по 2 варианта каждой формы), все одним цветом.  

Инструкция:

Найди и разложи в пары! (различение, узнал форму, результат заносится в протокол).

Назови форму! (обозначает словом, результаты в протокол)

Обработка данных, математический подсчет результатов в процентах:

Узнал (различает) - …….% эталонов, 

Назвал (обозначает) -……% эталонов

 

1.3.Время. Материал: картинки «Части суток», «Сезоны», модель: неделя - месяц.

Инструкция: Посмотри на картинки, покажи, что делают дети утром (вечером...), различают

Назови когда дети чистят зубы? (гуляют на улице, спят, смотрят мультфильмы), обозначают словом. Что делаешь сегодня? (вчера, завтра). Когда ходил в гости? и т.д. 

Обработка данных, математический подсчет результатов в процентах:

Узнал (различает) - …….% эталонов, 

Назвал (обозначает) -……% эталонов   

  

1.4. Пространство. Материал: предметы настольного театра (мебель, животное). Листок в клетку.

Инструкция: Покажи правую руку (различение). Дотронуться до руки ребенка, какая это рука? (обозначение). Повернись направо (различения). Поворачиваю ребенка, куда ты повернулся (называет эталон)

 Расставить предметы детской мебели, действовать игрушкой (заяц), или иллюстрации.

Назови, что стоит впереди тебя (в ст.гр. вопросы по отношению к героям, например: впереди зайца). Где стоит заяц? (за стулом) и т.д    Результаты внести в протокол. (Приложение1)

Обработка данных, математический подсчет результатов в процентах:

Узнал (различает) - …….% эталонов, 

Назвал (обозначает) -……% эталонов              

 Выводы в характеристике

ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ ОСВОЕНИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ (детей 3-7лет)

ВОСПРИЯТИЕ

 

Цвет узнал назвал   Форма узнал назвал   Время узнал назвал   Пространство узнал назвал
1 красный     1 круг     1 утро     1 Правая-левая    
2 розовый     2 квадрат     2 день     2 Справа-слева    
3 Св-красный     3 Треугольник     3 вечер     3 Направо -налево    
4 тем-красн (бордов.)     4 Прямоугольник     4 ночь     4 Слево-направо Справа-налево Правее-левее    
5 оранжевый     5 овал     5 осень     5 Вверху-внизу Вверх-вниз Наверх-вниз    
6 Светло-желтый     6 Шар       6 зима     6 Сверху-вниз Снизу-вверх Ниже-выше    
7 желтый     7 Куб       7 весна     7 Впереди-сзади (позади) Вперед-назад    
8 Тем-желтый (лимонный)     8 Четырех- угольник (ромб, трапеция)     8 лето     8 Спереди-сзади за    
9 Свет.-зелен. (салатовый)     9 Многоуго- льник     9 вчера     9 Далеко-близко          
10 зеленый     10  5угольник 6 угольник     10 сегодня     10 В середине, в углу    
11 Темно-зеленый             11 завтра     11 на    
12 коричневый             12 дни недели       12 в    
13 Св-коричневый (песочный)             13 Раньше-позже       13 под    
14 голубой             14 Сначало-потом     14 над    
15 синий             15 месяцы     15 с    
16 Темно-синий             16 Год (4 сезона)     16 между    
17 фиолетовый             17 1 минута     17 рядом    
18 белый             18 10минут     18 около    
19 серый             19 час     19 от    
20 черный             20 В одно и то же время     20  до    
  Итого                            
  %                            

+ правильно, - неправильно, о -ошибка (исправил)                                                                       

 

Задание № 2. Выявление особенностей развития внимания.

2.1. Задание «Что изменилось?» 15сек.(объем), иллюстрации или предметы 

2.2 .Задание «Найди отличия» 15сек. (устойчивость и распределение), иллюстрация

Примечание: для младших дошк-ков (3- 5лет) - 6 отличий, старших дошк-ков (5-7лет) - 10 отличий. (Приложение 2)

Выс.-нет ошибок, сред-1-2 ошибки, низ-3-4 ошибки

 2.3 .Задание «Дорисуй, чего не хватает» 20сек. (концентрация)                                       иллюстрация - для младших до 4 объекта, старшие до 6 объектов)                                           Выс.ур.-нет ошибок, сред.ур 1-2 ошибки, низ.ур.3-4 ошибки

Протокол результатов: заданий 2.1,2.2, 2.3.

Задания Объем (количество объектов) уровень Распределение (одновременно сколько объектов), уровень Концентрация (степень сосредоточенности) уровень Устойчивость (длительность сосредоточения) уровень
Что изменилось          
Найди отличия          
Дорисуй, чего не хватает        
Итого        

 

2.4. Наблюдение в игровой, учебной и трудовой деятельности (как проявляется)                                                - непроизвольное ….,                                                                                                                                 -произвольное (ставить цель и прилагать усилия)……

- послепроизвольное (ставит цель, усилия, в ходе деятельности появляется интерес)…,

 

 

Признаки рассеянности нет иногда да
плохо справляется с заданиями      
с трудом поддерживает внимание в игре      
не слушает, что ему говорят взрослые      
часто теряет вещи      
легко отвлекается      

 

 

Выводы в характеристике

 

 

           Задание №3. Выявление особенностей развития памяти.

Материал: 16 картинок (старшие дошк-ки от 5-7лет), 12 картинок (младшие 3-до 5лет)

(Приложение 3)

3.1. Инструкция: Я назову тебе слова, ты их запомни, потом назовешь; (1повтор, еще раз назвать все слова- 2 повтор (кратковременная память), через час- назови слова, которые я тебе называла (долговременная память)

 

3.2. Инструкция: Посмотри внимательно на картинки, запомни их, (закрываю) - назови картинки.

Результаты опроса вносятся в таблицу-протокол

Оценивается механическое запоминание. Норма: с первого раза /после всех повторений

                                                        для детей от 3 – до 5 лет - не менее 3 слов / 6 - 7 слов;

                                                        для детей от 5 - до 7 лет - не менее 5 слов / 9 - 12 слов. 

Протокол:

Слова (словесная) 1повтор кратковременная 2повтор Повтор через час долговременная Картинки (зрительная) 1повтор кратковременная 2повтор Повтор через час долговремен ная
1       1      
2       2      
3       3      
4       4      
5       5      
6       6      
7       7      
8       8      
9       9      
10       10      
11       11      
12       12      
13       13      
14       14      
15       15      
16       16      
итого       итого      

 

3.3. Наблюдение в повседневной жизни, в процессе занятий, совместной деятельности:

  - стремится к многократному повторению                                                                                                             - или ставит ли ребенок цель запомнить, (произвольность запоминания).

- как быстро запоминает события, стихи, рассказы и т.д.

-точность воспроизведения

Пытается ли ребенок овладеть приемами запоминания

Приемы запоминания да иногда нет
выстраивать ассоциации (связь между объектами)      
парные ассоциации (раскладывает в пары, что кому подходит)      
логические операции: логический рассказ детальный анализ объекта, сравнение,  группировку, классификацию,      
 мнемотаблицы (схемы, пиктограммы, модели)      
зарисовка, графические модели      
Другие……      

Выводы в характеристике

 

 

Задание № 4.   Выявление особенностей развития мышления.

4.1. Эксперимент «Утонет - не утонет» (таз с водой, предметы из разного материала и размера).

  1. Как ты думаешь, какие предметы будут плавать в воде, а какие утонут?
  2. Почему? (Если ребенок не знает).
  3. Как узнать?

Цель: определение доминирующего вида мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно логического, т.е. ребенок решает задачу при помощи действия, образа или понятия)

Протокол: описание действий ребенка при решении поставленной задачи

Действия ребенка Ответ, почему?
   

4.2. Нарисуй схему изображения комнаты (расставь мебель в нашей группе),

Протокол: (описание действий ребенка) __________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Схема – рисунок ребенка, прилагается (ур.образного мышления)

4.3. Дидактическое задание «Четвертый - лишний». (уровень слов-логич. мышления, владение логическими операциями: абстрагирование и обобщение).

 Инструкция: «Посмотри на картинки, подумай и скажи, какая картинка лишняя и почему.

Протокол:

Набор картинок Ответ ребенка, его выбор Пояснение ребенка, почему лишнее
1    
2    
 3    
4    

 Выс.-нет ошибок, сред-1-2 ошибки, низ-3-4 ошибки (Приложение 4)

 

4.4. Ответь на вопросы «Что такое автобус?»  

Цель: определение уровня овладения понятиями

 (низ.ур.- функция объекта, сред.- описание компонентов объекта и его функция, выс.- выделение родо-видовых признаков)

Протокол:

Термин Ответы ребенка
автобус  
куртка  
диван  
яблоко  
дружба  
президент  

 

Выводы в характеристике

 

 

  Задание № 5.    Выявление особенностей развития воображения.

5.1 .«Оживи фигуру» (дорисуй, иллюстрации). Приложение 5.

 Цель: определение вида воображения и уровня творческих способностей, через оценку количества прорисованных деталей и образов

Протокол:

Фигура Количество деталей образа, составленного ребенком
   
   
   
   
   

 

5.2 .На что похожи кляксы (любые абстрактные изображения).

выс.ур.-2 и более вариантов, сред.ур.-1вариант, низ.ур.- затрудняется

Протокол:

Фигура (клякса) Ответы ребенка
   
   
   
   
   

 

5.3. Придумай и расскажи новую сказку или придумай новую сказку «Теремок», что было потом (придумать новую сказку, рассказ, историю),

  представить запись сказки.

 

5.4. Наблюдение и анализ игры ребенка (вхождение в роль, действия с предметами-заместителями, имитационные действия, разворачивание сюжета, ролевой диалог- выдвижение идей, их разнообразие и нестандартность) 

 

Выводы в характеристике

2.2. Психолого-педагогическая характеристика (представление) ребенка                                       Раздел: Особенности познавательной сферы

 

Анкетные данные: Дата заполнения ______

Имя   ребенка_____________________ Возраст ______________ группа __________

Любознательность ……………..                                                                                                             

Познавательные интересы ………………….


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: