Рассматриваемый вид испытаний в иерархической структуре находится на ступени наземных комплексных испытаний.
При создании летательных аппаратов с вертикальным взлетом и посадкой необходимо в наземных условиях проверить, как поведет себя самолет в воздухе вблизи поверхности земли при различных ситуациях и замерить все силы и моменты, действующие на него. Данные, полученные при испытаниях, необходимы для отработки конструкции и выработки рекомендаций по управлению самолетом.
При эксплуатации (на взлете или посадке) самолета возникает необходимость удерживать его в горизонтальной плоскости за счет синхронной работы трех двигателей вертикального взлета (рис. 6) на различной высоте над поверхностью земли.
В реальной обстановке, благодаря порывам ветра и другим факторам, возникают отклонения положения самолета от горизонтальной плоскости. При этом векторы сил тяги отклоняются от вертикали и возникают горизонтальные составляющие этих сил и момент вращения вокруг горизонтальной оси. Для управления в режиме подъема и спуска самолет снабжен струйными рулями.
|
|
Рис. 6. Схема наземных испытаний СВВП. I. Опора носовая. 2. Опора, фиксирующая самолет по вертикальной осп. 3. Опора подкрыльевая. 4. Тяга моментная, соединяющая фиксирующую опору с самолетом. 5. Самолет. 6. Жалюзи. 7. Опора главная.
При испытаниях СВВП в наземных условиях его устанавливают па 3 неподвижные опоры. Главная опора является несущей, самолет крепится к ней нижней поверхностью фюзеляжа в точке приложения равнодействующей подъемной силы от 3 двигателей. Крепление обеспечивает свободное вращение самолета вокруг точки опоры.
Для фиксации самолета относительно горизонтальных осей используются подкрыльевая и носовая опоры.
Все три опоры регулируются по высоте, обеспечивая изменения расстояния от центра тяжести до земли, изменения углов тангажа и крена.
Для фиксации самолета относительно вертикальной осп необходимо поставить 4 опору рядом с носовой и соединить их тягой (см. рис. 6).
Для замера сил и моментов необходимо установить па опорах и тяге тензометрические датчики и соединить их с КЗА.
Постановка задачи. При проведении испытаний необходимо определить следующие выходные параметры:
1) момент крена Мх; 2) момент тангажа Мz; 3) момент рысканья Му.
Из выше приведенного анализа необходимо уточнить основные факторы исследуемого процесса, определить их уровни. Затем, основываясь па теории комбинационных квадратов, разработать оптимальный план испытаний, позволяющий построить регрессионные зависимости выходных параметров от основных факторов по методу случайного баланса (см. раздел 1.4.2).