Факторы развития туристской индустрии:
1) государственная поддержка туризма;
2) географические факторы и сезонность;
3) политические и экономические факторы;
4) демографические и социальные факторы;
5) научно-технический прогресс;
6) ресурсная обеспеченность туризма;
7) инфраструктурная обеспеченность туризма;
8) кадровая обеспеченность туризма;
9) психосоциальные факторы, мода, традиции и др.
Важнейшие факторы развития сферы туризма — природно-рекреационный и историко-культурный потенциал.
Богатый природный и культурный потенциал позволяет даже экономически неразвитым странам завоевывать серьезные позиции на мировом туристском рынке. Так, превосходные пляжи и солнечный климат в средиземноморских странах порождают туристские потоки на морские курорты. Спрос на лыжный спорт европейцы удовлетворяют в Швейцарии, Австрии или Италии.
Некоторые страны имеют уникальные туристские ресурсы: исключительные природные места, такие как Ниагарский водопад в США, гора Джомолунгма в Непале; памятники архитектуры — пирамиды фараонов в Египте, дворец Тадж-Махал в Индии, Акрополь в Греции, Колизей в Италии и др.
|
|
Разработка конкурентоспособного туристского продукта возможна лишь при наличии привлекательных туристских ресурсов — природных, исторических, социально-культурных объектов, включающих объекты туристского показа, а также иных объектов, способных удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил.
На состояние туристекого бизнеса значительное влияние оказывает состояние экономики. Однако и сам туристский бизнес во многом определяет экономическое благополучие страны.
Современная индустрия туризма — одна из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства.
Развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и др.
Помимо наличия туристских ресурсов в той или иной стране важное экономическое значение имеют их доступность и качественные характеристики. Расширение сферы регионального туризма во многом определяется наличием хорошо развитой инфраструктуры, требующей значительных инвестиций. Вследствие этого туристская отрасль наиболее активно развивается в странах с высокими темпами экономического роста.
Туристский бизнес сильно зависит от сезонности, климатических и других факторов, способствующих или препятствующих отдыху в каком-либо месте в то или иное время года. Обычно выделяют высокий, средний и низкий сезоны.
|
|
Высокий сезон — время, наиболее благоприятное для отдыха в данном месте.
Средний сезон — время, когда отдых возможен, хотя погодные или иные специфические условия могут быть не такими комфортными, как в высокий сезон.
Низкий сезон — время для отдыха с действием различных ограничивающих факторов, например, частых дождей, сильных ветров.
В идеале государство заинтересовано в развитии туризма как эффективной сферы экономики и действенного средства сближения народов.
Создавая режим наибольшего благоприятствования для туристских фирм, правовую и нормативную базу в сфере туризма, государство обеспечивает равные условия для осуществления туристской деятельности юридическими и физическими лицами, способствует развитию международного сотрудничества.
Законодательные акты по регулированию в туризме приняты более чем в ста странах мира. Они направлены на упорядочение туристских формальностей и уменьшение риска при путешествиях, интенсификацию развития туристской индустрии. Законодательные акты определяют государственные задачи в сфере развития туризма и средства их достижения, регулирование отношений между производителями и потребителями туристских услуг, а также иные актуальные для развития туризма цели и задачи, решение которых невозможно без соответствующей правовой основы. Многие страны имеют правительственные программы развития национального, туризма.
В современную туристскую индустрию вовлечено огромное количество участников:
- гостиницы и иные средства размещения;
- транспортные средства;
- предприятия санаторно-курортного лечения и отдыха;
- предприятия общественного питания;
- предприятия развлечения;
- объекты познавательного интереса;
- физкультурно-спортивные предприятия и организации;
- предприятия, предоставляющие услуги информационного характера и услуги гидов и переводчиков;
- организации, осуществляющие туроператорскую и турагентскую деятельность.
Материально-технические факторы, связанные с развитием средств размещения, транспорта, ресторанного хозяйства, торговли, средств развлечения положительно влияют на развитие туризма. Большую роль играет реклама туристических возможностей региона.
Увеличение свободного времени (сокращение рабочего времени, увеличение длительности отпусков) в сочетании с улучшением жизни людей приводит к всплеску роста путешествий в мире. Кроме того, на развитие туризма имеют влияние и такие социальные факторы, как уровень образования, отношение людей к духовным ценностям вместо материальных и т.п. В современном обществе на смену пассивному отдыху по принципу «три S» (Sеа-Sun-Sund — море-солнце-пляж) приходит принцип «трех L» (Lore-Landscape-Leisure — национальные традиции-пейзаж-досуг).
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение туризма.
2. Что такое внутренний туризм? Въездной? Выездной? Международный?
3. Что понимается под туристской деятельностью?
4. Разведите понятия: турагентская деятельность, туроператорская деятельность.
5. В чем заключается отличие туриста от экскурсанта?
6. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные функции туризма.
7. Приведите примеры негативного воздействия туристской деятельности на окружающую среду. В каких случаях туризм благотворно влияет на состояние окружающей среды?
8. Перечислите основные виды туризма, характерные для региона, в котором вы живете (с указанием данного региона). Охарактеризуйте данные виды туризма.
9. От каких факторов зависит развитие туристской индустрии? Назовите сдерживающие факторы развития туризма в вашем регионе.
10. Перечислите объекты, относящиеся к индустрии туризма. Оцените состояние развития индустрии туризма в вашем регионе.
|
|
Практические задания:
1. Определите, о каком виде (форме) туризма идет речь:
a) профессор Н. летит на отраслевую конференцию в Ухань;
b) футбольный фанат О. ездит на все крупнейшие соревнования своего футбольного клуба;
c) семья В. отправилась в 2-х недельный отпуск на Кипр;
d) россиянки Александра и Людмила, обеим по 17 лет, отправились на каникулах в путешествие по России;
e) госпожа К. отправляется на Кавказ, чтобы заняться горнолыжным спортом;
f) бизнесмен А. вынужден переночевать в гостинице аэропорта, так как следующий рейс — только завтра, Аэропорт для него — пересадочный пункт;
g) У жителя Воронежа Ю. есть хобби — дайвинг и фотографирование подводного мира, с этой целью он каждый отпуск отправляется к Средиземному морю;
h) менеджер по продажам российской турфирмы «Тревел» получил от своего туроператора в качестве поощрения за большие объемы проданных туров путевку в Крым;
i) москвички Т. и А. отправляются на фестиваль «Белые ночи» (Санкт-Петербург).
Ответы на вопросы и практическое задание необходимо оформить в текстовом редакторе и выслать на электронную почту – silanskaya@mail.ru.
Рекомендуемое время для выполнения – до 26.09.