Напомню, что само понятие «защитные механизмы голосообразования» ввёл Рауль Юссон в книге «Певческий голос». Что такое защитные механизмы вообще и от чего надо защищать человеческий организм? Самые известные защитные механизмы – повышение температуры тела для борьбы с вирусной инфекцией и скопление лейкоцитов вокруг, например, занесённой в кожу инфекции, в просторечии – нарыв. Менее известный, но всеми испытываемый, то, что в бытовом языке называется «в жар бросило»: выброс адреналина в стрессовой ситуации. Всеми этими явлениями и процессами человеческого организма руководит эндокринная система.
Все защитные механизмы всех уровней можно назвать одним термином – адаптация, т.е. приспособление организма к каким-либо изменениям внешних и внутренних условий существования. Меняются условия не только снаружи, но и внутри: например, приспособления организма к изменениям питания, реакция организма на неприемлемый для желудочно-кишечного тракта продукт, реакция дыхательной системы на повышение нагрузки (бег) или на изменение состава дыхательной среды (высокогорье).
|
|
В V главе о мужских голосах много написано о постепенном формировании технологии голосообразования с применением механизма «прикрытия» как защитного приспособления (механизма), позволяющего достичь верхнего участка диапазона без травматизации голосового аппарата. Но защищать голосовой аппарат певцам необходимо не только для владения двух октавным (и более) звуковысотным диапазоном. Столь же сложной задачей является заполнение оперного (и не только) зала звуком без помощи микрофона и динамическое «соревнование» с симфоническим оркестром – не существенно, в оркестровой яме ли он или на сцене, как при концертном исполнении оперы или, например, «Реквиема» Дж. Верди, в котором партии солистов сравнимы с любыми оперными.
Поэтому, разберём один из самых сложных вопросов академического певческого голосообразования – включенность голосового аппарата певца в акустику зала большого объёма – оперного или концертного. Приготовьтесь к непривычному подходу и изложению.
Обычно при рассмотрении акустических процессов в певческом организме ограничиваются системой «дыхание – гортань – рупор». Но путь звуковой волны на выходе изо рта не заканчивается, а только начинается. Не заканчивается этот путь и столкновением волны со стенами зала и барабанной перепонкой слушателя. Другой вопрос, что стенам зала, и слушателю безразличен дальнейший путь звуковой волны, а вот певцу – нет. Иначе вокалисты не обсуждали бы акустику залов, не искали бы «звучащие точки» на сцене, не передавали бы из поколения в поколение легенды о «мёртвых зонах» залов и сцен и т.п.
|
|
Кстати, далее в изложении под словом «стены» для краткости будем подразумевать не только сами стены, но и пол и потолок, т.е. всё, что определяет объём пространства, которое вокалист должен озвучить. Тем более что существуют «залы», потолка не имеющие, например «Арена ди Верона», в которых, тем не менее, оперные спектакли исполняются без электроусиления.
И ещё – между прочим – сейчас имеет хождение термин «живой звук», под которым подразумевается выступление «певцов» (без кавычек к таким исполнителям этот термин неприменим) не под полную фонограмму («под +1»), а под фонограмму аккомпанемента («под – 1»). На самом деле, голос, прошедший обработку современной компьютерной технологией, никак нельзя назвать «живым». Живым звуком в музыке можно назвать только тот звук, – инструментальный или вокальный – который порождается непосредственно музыкантом и попадает в уши без электронного посредника. Звучание ли это смычка и щипка струнных, звук ли духовых, порождаемый губами в медных или тростью в деревянных, звук ли ударных инструментов, голос ли певца, ансамбля или хора без какого-либо посредничества электроники – это, и только это и есть «живой звук». В противном случае аудитория воспринимает в большой степени работу звукорежиссёра и результат, навязанный его вкусом, а не живое исполнение музыканта.
Примерно с 50-х годов прошлого века в теории певческого голосообразования и в вокальной педагогике появился термин «импеданс», введённый французским исследователем Раулем Юссоном. Надо сказать, что специфика образования позволила понять физическую суть этого понятия только тем вокалистам и педагогам, которые имели физико-математическую подготовку. Среди вокалистов такие лица встречались и встречаются. Среди тех, кто занимается вокальным обучением на массовом уровне, т.е. среди хормейстеров и учителей музыки таких появиться просто не может. Конечно, есть исключения, как, например, д-р, проф. Г.П. Стулова (Москва), кандидаты наук Л.П. Чернова (Екатеринбург), Л.М. Школьная (Новосибирск). Возможно, что в нашей огромной стране есть и другие, но я упомянул тех, кого знаю лично.
Пути вокалистов в искусство всегда были весьма разнообразны. Особенно во второй половине прошлого века. Среди певцов и преподавателей консерваторий либо были, либо ещё есть архитекторы (И.К. Архипова), филологи (Н.Д. Андгуладзе), врачи (Л.Б. Дмитриев, В.Л. Чаплин, В.И. Юшманов), инженеры (А.Н. Киселёв, М.И. Ланской). Список можно продолжить и это только с высшим образованием, а то и с учёными степенями. Вокалистов, окончивших до консерватории разные техникумы ещё больше. Хормейстер же, как и любой инструменталист, всегда проходит традиционный трёхуровневый путь музыкального образования: музыкальная школа, музыкальное училище, консерватория или другой музыкальный вуз. Времени на другое образование не остаётся. А если учесть доминирование в нашей стране женщин в этой профессии – то тем более. Добавим, что с повышающимися в последние десятилетия требованиями к музыкальной подготовке вокалистов среди них всё больше становится лиц, получивших до консерватории инструментальную или дирижёрско-хоровую подготовку, т.е. «чистых музыкантов», не отягощённых физико-математическими знаниями.
Итак, разобраться в физической сути явления чистому вокалисту, хормейстеру и учителю музыки, возможным не представляется. Желающих перевести суть явления «с русского на русский» не появлялось. Этим и займёмся.
Начнём с очень большой цитаты с некоторыми комментариями в скобках. Вот что пишет по поводу понятия «импеданс» В.П. Морозов в своей книге «Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники»: «Введённое Юссоном понятие импеданса – информативное в научном плане, но также абсолютно непонятное и бесполезное для вокалистов, если не сказать – дезориентирующее. Почему? Да потому что импеданс означает сопротивление, т.е. препятствие, а певцу психологически не понятно, зачем нужно создавать голосу какое-то препятствие, когда все опытные педагоги и певцы говорят о свободе, непринуждённости голосообразования, необходимости устранения каких-либо препятствий для голосового потока, излучения, выведения звука в окружающее пространство. (Да, но те же вокалисты часто говорят о «пении на себя» и аналогичных ощущениях, связанных именно с каким-то сопротивлением. – В.Е.). Тем более, что слово «сопротивление» всегда связано с неким мышечным напряжением, что ведёт к зажатию дыхания, гортани и артикуляционных органов. (А как же быть с «задержкой дыхания», рекомендуемой почти всеми? Где мера между «удержанием дыхания» и «зажатостью»? Между активностью артикуляции и «свободой» артикуляционного аппарата? – В.Е.). В этом смысле термин «резонанс», традиционно используемый вокалистами, психологически более адекватен пониманию сущности певческого голосообразования, поскольку резонанс голосового тракта создаёт весьма благоприятное реактивное сопротивление, облегчающее работу голосовых связок. (В книге Морозова изначально оговорено использование термина «связки», чтобы не было разнобоя с цитатами из более ранних источников. – В.Е.). В формулу же импеданса, как упоминалось, помимо реактивной составляющей входит и активное сопротивление, т.е. потери на трение звуковой волны, (Ну, а это уже прямая терминологическая неточность: волна ни обо что не трётся, а либо отражается, либо поглощается, либо затухает, как в открытом пространстве. Голосовые складки же, колеблясь, испытывают сопротивление вязкости воздуха. – В.Е.) поглощение её и т.п., что ни в психологическом, ни в физическом плане не является благоприятным для певца. С термином «импеданс» связано ещё одно недоразумение. У хороших певцов, как уже говорилось, образуется небольшая надгортанная полость, отделяемая от вышележащих резонансных полостей голосового тракта чётко выраженным сужением. Полость эта, напоминаю, была обнаружена у певцов под рентгеном Л.Б. Дмитриевым, а акустическая её роль как локального резонатора, усиливающего высокую певческую форманту, впервые экспериментально доказана мною с использованием данных теории речеобразования В.Н. Сорокина. … Как мне довелось слышать и даже читать, многие вокалисты считают, что образование надгортанного сужения благоприятно потому, что создаёт якобы сопротивление подсвязочному давлению воздуха, т.е. импеданс в их понимании предохраняет голосовые связки от излишнего напора воздуха из трахеи. Это явное заблуждение, связанное с непониманием сути резонанса как составной части импеданса голосового тракта. Резонанс, как известно из теории, создаёт акустическое сопротивление звуковой волне, но никакого отношения к сопротивлению дыханию, т.е. воздушному потоку, звуковой резонанс не имеет. Природа резонанса акустическая, а не пневматическая. (В данном случае функция сужения входа в гортань двойная: и акустическая, и пневматическая, поскольку давление над складками повышается и предотвращает их выворачивание. Воздух-то в процессе пения всё-таки выходит! Про «движение» волны поясним далее. – В.Е.). Поэтому-то термин «импеданс» и не предпочтителен в вокально-педагогическом обиходе, поскольку создаёт (провоцирует) у многих вокалистов неверное представление о работе голосового аппарата певца. Таким образом, ещё раз хочу подчеркнуть: я не против термина «импеданс» – это важное и нужное в науке понятие, но в вокально-педагогической практике лучше пользоваться традиционным, также научным, но более понятным для певцов термином «резонанс», (А можно и вообще без терминов обойтись, пользуясь русским языком, особенно если с детьми работаем. – В.Е.), тем более что резонанс отражает работу резонаторов, и любой певец может ощутить резонанс в любой точке своего тела как вибрацию …. А как ощутить импеданс?! Тем более если не знаешь, что это такое. Если мы будем так неосмотрительно засорять вокальную терминологию сложными научными терминами, (Традиционные термины засоряют не меньше! – В.Е.) то воздвигнем «китайскую стену» между наукой и певческой практикой. А ведь роль науки не в том, чтобы усложнять, а в том, чтобы упрощать понимание певцом и без того достаточно сложной задачи по овладению резонансной техникой пения» (стр. 141-142).
|
|
|
|
При огромном пиетете к работам В.П. Морозова вообще, и принципиальному общесистемному сдвигу в науке о певческом голосе, который им совершён и совершается, заметим всё же, что между пением и голосообразованием всё-таки есть разница, как между инструментом и мастерством игры на нём. С такой позиции теории и книге В.П. Морозова, на наш взгляд, подошло бы другое название – не «Искусство резонансного пения», а «Искусство резонансного голосообразования». А второе предложение в названии книги точнее было бы как «Основы резонансной теории и техники певческого голосообразования». Речь в книге всё время идёт именно о голосообразовании, т.е. об инструменте, а не об эстетической традиции академического пения, которая включает в себя много чего кроме голосообразования. Даже когда В.П. Морозов анализирует пение Ф.И. Шаляпина, речь в книге всё время идёт об эмоциональном воздействии, прежде всего, тембра голоса.
Вышеприведённая цитата показывает сложность и неоднозначность понятия импеданс, так же как неоднозначное к нему отношение. А физическая суть проста, если её излагать путём моделирования процесса на другом уровне размеров объекта и скорости.
Итак, вместо голосовых складок как колеблющегося тела, порождающего звуковую волну (по Морозову – не только складки, но весь «столб» воздуха в голосовом аппарате), берём какую-нибудь плоскость (например, поднос или альбом) и машем ею на кого-нибудь (как веером). Этот кто-то ощутит движение воздуха на лице от взмаха плоскости. Будем рассматривать это движение как модель звуковой волны. На вопрос «где же звук» ответим: если бы руки позволяли махать хотя бы 28 раз в секунду, то появился бы звук ля2 или ЛЯ субконтроктавы. Но поскольку это невозможно, то будем считать, что мы организуем как бы «волну инфразвука». Что ощущает тот, кто машет плоскостью? Сопротивление воздуха. Это и есть половина того сопротивления, которое называется «импеданс». Сопротивление вязкости, плотности воздуха.
Что происходит с нашей моделью волны? Она распространилась не только на лицо того, в чью сторону машем, но и в нашу сторону, и во все стороны, т.к. любая волна распространяется сферически.
Устраним ещё одно заблуждение по поводу волны, имеющееся в нашем «бытовом сознании» с детства на примере электрического тока. Мы привыкли, что «ток течёт по проводам», т.е. откуда-то и куда-то («из электростанции в лампочку»). Просто очень быстро (как бы со скоростью света). В реальности же ни что и никуда не двигается, а «возникает» сразу и везде. В масштабах Земли скоростью света мы можем пренебречь. Так же и любая волна. Движется не сам воздух, как среда, не сама среда, как, например, вода при волне в море, набегая прибоем на берег, а зона сгущения в среде, подобно волне, «бегущей» по верёвке. Безусловно, в определённых ситуациях сама среда тоже перемещается – воздух, как ветер или ураган, цунами в океане, когда вода с огромной энергией перемещается на сушу на большие расстояния, но это уже другие явления. В плотной среде, например, в земле звуковая или сейсмическая волна тоже перемещается, иногда несколько раз огибая планету, например, при ядерном взрыве, но во время землетрясения уже начинается реальное механическое перемещение больших масс земной коры.
Так и со звуковой волной. Распространяется не воздух от певца в зал, а зона сгущения в воздухе зала. Продолжим нашу модель. Волна, распространяясь сферически, дошла до всех поверхностей, ограничивающих помещение, в котором производится наше «махание», отразилась от них и пошла обратно. Какая-то часть волны дойдёт до нашей плоскости, порождающей волну, и окажет на неё воздействие, которое тоже можно назвать сопротивлением, только уже «реактивным», возвратным. Сумма воздействия сопротивления вязкости воздуха и вернувшейся волны – это и есть импеданс. Вот и всё. Именно такое сопротивление и испытывают голосовые складки. Волна, рождающаяся в голосовом аппарате, выходя из него «натыкается» на большое количество препятствий (об одном из них – надгортанной полости – сужении входа в гортань говорилось в вышеприведённой цитате). Эти препятствия – сужения ротоглоточной полости – являются своего рода акустическими фильтрами, усиливающими или гасящими компоненты тембра. То, что принято называть «постановкой голоса» во многом определяется тем, как организован ротоглоточный рупор, какие компоненты тембра он усиливает, т.е. в каком виде выходит в зал звуковая волна.
О субъективизме певческих ощущений написано много. Прежде всего, они не совпадают с реальностью. Хороший певец, ощущающий, что его голос мощно, «свободно, без препятствий» летит в зал, может не подозревать, что всё это он ощущает именно и только потому, что в пространстве от поверхности голосовых складок до зубов и губ звуковая волна у него, именно, преодолевает ряд препятствий, из-за чего и обогащается обертонами. И наоборот, если кто-то попытается сознательно (что очень непросто сделать!) полностью «раскрыть» голосовой тракт, так, чтобы от поверхности голосовых складок до зубов и губ не было никаких препятствий, то получится только крик, скорее всего сиплый и хриплый, и даже не очень громкий. Во всяком случае, несравнимый по звучности с профессиональным певческим тоном.
Несходство реальности с ощущениями ярко продемонстрировано исследованиями В.И. Юшманова. Он показал, что вокалисты, убеждённые, что их язык во время пения «лежит свободно у нижних зубов», в реальности держали его приподнятым и отведённым кзади (положение «кобры» на рентгеновских снимках или «гриба», если смотреть спереди).
Далее попытаемся показать и понять, что в процессе певческого голосообразования воздух, находящийся в бронхах, трахее, гортано- носо- и ротоглотке является некоторым единством с воздухом зала. Все волновые процессы, происходящие в голосовом аппарате и в зале, взаимосвязаны и взаимозависимы. Есть и были певцы (некоторых я знал и слышал лично), которые это каким-то образом чувствуют (не скажу, «знают» или «осознают» – это маловероятно). Такие вокалисты не зависят от размеров и акустических качеств зала, моментально «встраиваются» в любую акустику, «летят» через оркестр и звучат везде, даже если по традиционным меркам не обладают большими голосами.
Итак, наша волна (певческий тон, зона сгущения в воздухе зала – неважно, как называть) вышла изо рта певца и пошла в зал. Строго говоря, вышла не только изо рта, но и из ноздрей тоже, но, поскольку расстояние очень невелико, им можно пренебречь, поскольку наша модель грубая и наглядная. Волна дошла до стен, отразилась от них и пошла обратно. Дошла до певца и какая-то часть этой волновой энергии вошла в рот и дошла до трахеи и бронхов. Возникает вопрос: как это «дошла до трахеи и бронхов»? Складки же звучат, они сомкнуты? Ответ дал Морозов: гортань прозрачна для звуковых волн! Т.е. певческий аппарат включился в процесс звуковой вибрации всего воздуха зала. И вот здесь-то и работает удивительным образом следствие резонансной теории В.П. Морозова: система «певец – зал» становится взаимно возбуждающей! Певец попадает в резонанс с залом. Зал начинает «помогать» певцу звучать.
Опять прибегнем к очень грубой физической аналогии как выше. Если взять обычный надувной воздушный шарик и начать его надувать губами, то при определённой мере заполнения шарика воздухом можно произвести следующее действие: ритмично выдувать и вдыхать обратно воздух. Шарик начнёт в некоторых пределах ритмично же менять свой объём. Увеличим мысленно наш шарик до размеров зала оперного театра, губы заменим голосовыми складками, а скорость вдувания-вдыхания увеличим до звуковой частоты. Вот модель включения певца в систему «певец – зал». Прошу учесть, что модель условна и приблизительна как всякая модель. Разумеется, на уровне гортани не происходит «выдувания в шарик» и «вдохов из шарика» как в модели, а объём зала не меняется. Но это и неважно. Важно понимание процесса взаимодействия дыхательной системы человека с ограниченным пространством, моделью которого является воздушный шарик.
Вспомним теперь, что в зале есть слушатель со слуховым органом. Наша волна доходит до уха, попадает в наружный слуховой проход, возбуждает в нём резонансные процессы и давит на барабанную перепонку. Здесь очень важно учитывать соотношение так называемого основного тона и обертонов. Слуховой проход имеет объём, примерно совпадающий с описанным выше в цитате из книги В.П. Морозова надскладочной полостью, образуемой сужением входа в гортань. Она фильтрует высокую частоту (высокую певческую форманту) и эта же форманта резонирует в слуховом проходе слушателя. При этом расстояние до певца и размеры зала роли не играют. Голос воспринимается как «яркий», «с металлом» (эпитетов исторически сформировалось много). Но в процессе включённости певца в акустику зала это роли не играет. Певец этого ощутить не может, т.к. это эффект восприятия слушателя. Наличие у себя высокочастотных обертонов певец воспринимает по совершенно другим каналам обратной связи. Но это уже другая история.
К рассматриваемой теме «пути волны» имеет отношение ещё один эффект, знакомый оперным вокалистам, о котором уже упоминалось. Голос небольшой в классе, не оглушающий рядом, даже чуть сипловатый, вдруг в зале становится большим и чистым. И наоборот, яркий и оглушающий вблизи голос, громадный в классе вдруг в зале становится мало звучным, а яркость превращается в зале почему-то в отрицательные компоненты тембра: треск, скрежет. Получается, что в первом случае зал помогает певцу, а во втором – мешает. У женских голосов этот эффект имеет ещё одно проявление: один и тот же высокий звук в нюансе «пиано» оказывается звучнее и качественнее, чем в нюансе «форте».
Попытаемся обойтись без аналогий, поскольку всем известно, что в процессе голосообразования голосовые складки смыкаются и размыкаются с большой скоростью, точнее – со звуковой частотой. А именно, если тенор или сопрано поют ля1, то голосовые складки сближаются, контактируют и расходятся 440 раз в секунду. Представить это невозможно, но можно увидеть при помощи стробоскопического эффекта, как бы «замедляющего» процесс и реально показывающего зрению отдельные фазы колебательного процесса при помощи специальной лампы-вспышки. Частоту вспышек можно настроить близко к частоте исполняемого тона, а можно уравнять с ней, и тогда глаза будут видеть голосовые складки «остановившимися» в определённой фазе контакта, расхождения или сближения. При небольшой разнице между частотой тона и частотой вспышек глаза воспринимают процесс в «замедленном» виде. Это даёт возможность изучать соотношение фаз сближения, контакта и расхождения голосовых складок в процессе голосообразования. В комплексе с волоконной оптикой – световодом, вводимым через носовую полость стало возможным наблюдать работу гортани практически в естественных для певца условиях. Эта процедура называется «фиброларингостробоскопия». Присоединение видеокамеры позволяет наблюдать процесс на мониторе с большим увеличением. В конечном итоге вся эта аппаратура позволяет эффективно проводить микрохирургические операции на голосовых складках.
Подобные или аналогичные исследования (глоттография) позволили установить, что голосообразование от природы может протекать при разном соотношении фаз работы голосовой щели. У одних голосовые складки дольше сомкнуты, у других – дольше разомкнуты. Эти соотношения зависят от множества факторов. Прежде всего – это гормональный статус субъекта, определяемый генетикой, в т.ч. национальностью. Они же определяют темперамент.
Когда вокальные педагоги говорят о студенте, что он (она) «горлит», «сидит на горле» и рекомендуют добавить «проточность дыхания» или «проточность звука», «петь мягче», «округлить» или «притемнить» тон, то на уровне голосовой щели это будет означать – увеличить фазу размыкания.
Наоборот, когда студенту говорят, что у него (у неё) тон «рассыпанный», «широкий», «далёкий», «недостаточно опёртый», есть «утечка дыхания» и надо «собрать звук», петь «уже», «ближе», «лучше опереть», то на уровне голосовой щели это будет выглядеть как – увеличить фазу смыкания.
Оговорим, что не только «увеличить», т.к. описанные проблемы показывают ещё и на недостаточную работу сужения входа в гортань, от которого и зависят «опора», «собранность», «близость», «узость» и т.п.
Описанные выше типы голосов также определяются соотношением фаз смыкания и размыкания. Голос небольшой и сипловатый в классе имеет увеличенную фазу размыкания (она и даёт сипловатость). Выходя в зал такому певцу легче включиться в акустику зала, а отражённой от стен волне легче проникнуть в трахею певца, поскольку его складки в каждый период колебаний дольше находятся в разомкнутом положении. Такому певцу легче услышать отражённую волну и ориентироваться на неё, а не слушать то, что у него звучит вблизи (прямая волна «рот – ухо»).
С другой стороны, при увеличенной фазе размыкания в каждый период колебаний голосовая щель создаёт более плотную зону сгущения звуковой волны, которая несёт б о льшую энергию, сильнее воздействует на барабанные перепонки слушателя, создавая впечатление более мощного голоса.
Певец с увеличенной фазой смыкания ориентируется на яркость своего голоса, воспринимаемого через прямую волну («рот – ухо»), ему нравится свой голос и он (она) попадает в порочный круг, ещё прибавляя «звучность» и «яркость», которые, в свою очередь, ещё увеличивают фазу смыкания. Это вовлекает в работу окружающие мышцы гортани и шеи, которые не должны принимать участие в голосообразовании. В результате возникают как «лишние» отрицательные компоненты тембра, так и проблемы в голосообразовании. Вокалисты называют такие голоса «фальшивый металл» и говорят, что если певца хорошо слышит хор, то его плохо слышит зал.
Убедить такого вокалиста в порочности его технологии очень сложно, поскольку он сам себя слышит хорошо а, главное, такие голоса хорошо ложатся на запись. Они «радиогеничны», в отличие от больших оперных голосов с увеличенной фазой размыкания, которым приходится долго приспосабливаться к условиям записи в студии.
На этом же явлении основан и упомянутый выше эффект с женскими голосами. При пении «пиано» в женском голосовом аппарате, работающем в фальцетном режиме, который по определению имеет большую фазу размыкания, чем грудной, эта фаза ещё увеличивается, что и создаёт восприятие большей звучности (не «силы», а звучности, как субъективного восприятия слушателями).
В заключение темы вернёмся к резонансной теории В.П. Морозова. Всё описание процесса не противоречит ни одному положению его теории. Проблема в другом. В своей книге В.П. Морозов приводит в качестве примеров «резонансного пения» вокалистов, которых вряд ли можно отнести к таковому. По-настоящему полностью соответствуют резонансной теории только те вокалисты, которые поют на увеличенной фазе размыкания. Даже равенство во времени фаз и, тем более, увеличение фазы смыкания физически не позволяет голосовому аппарату в полной мере заработать по резонансному принципу. Как всегда – всё дело в мере. Большинство детей, приходящих в хоровые коллективы по меркам вокальной педагогики певческих голосов вообще, не имеют. Хормейстеру предстоит их развить. Тихие сиплые детские голоса – это чрезмерная фаза размыкания. Таким детям надо увеличивать фазу смыкания. Крикуны – увеличенная фаза смыкания. Часто перевод таких детей – обычно мальчиков – в фальцетный режим и развивающую тесситуру уже смягчает голосообразование, переводя на увеличенную фазу размыкания.