Заключение: франкистская модель самоидентификации

 

В саббатианстве впервые в еврейской истории создается прецедент массового добровольного вероотступничества, т.е. самоидентификации большой группы евреев по принципу, не связанному с иудаизмом. Эта группа прошла большой путь от более или менее нормативного иудаизма через мессианский опыт к буржуазной идеологии. Современная американская исследовательница Э. Кудэ отмечает, что уже в XVII в. многие европейские интеллектуалы, как евреи, так и неевреи, «полагали, что евреи и христиане прошли сходный исторический путь от религиозной идеологии, основывающейся на исключительности и апокалиптических ожиданиях, к толерантности и возрастающей секуляризации, от понимания истории как обращенной прежде всего к утраченному идеальному прошлому – к признанию исторического прогресса, происходящего скорее благодаря человеческим усилиям, чем вмешательству свыше»[66].

Эти историософские схемы мыслителей XVII в. были впоследствии на практике реализованы саббатианскими группами в Польше и Турции. Потомки саббатиан стали частью элиты этих стран[67] и при этом, естественно, довольно быстро ассимилировались, так что в конечном счете мы можем говорить о потере ими еврейской идентичности.

Не стоит, однако, забывать, что в глазах христианского большинства даже внуки и правнуки крещеных франкистов оставались евреями[68]. Отсюда можно предположить, что «самоидентификация по иноотождествлению» является одним из наиболее значимых факторов для самоидентификации групп с наиболее ярко выраженными центробежными стремлениями. Именно этот фактор препятствует окончательной ассимиляции и является последним сдерживающим механизмом, который «работает» даже в тот момент, когда все остальные возможности «еврейской самоидентификации» уже исчерпаны.

 

 



Примечания

[1] Измененная версия статьи, опубликованной в сборнике: Бурмистров К.Ю., Милитарев А.Ю. (сост.). Между мифом и реальностью: Проблемы еврейской идентичности и цивилизации в истории и современности. М.: Наталис, 2005. Я выражаю свою признательность К. Бурмистрову, Г. Казовскому и М.Шнейдеру, с которыми обсуждалась эта статья.

[2] Саббатианство – крупнейшее лжемессианское движение в иудаизме. Его основатель Шабтай Цви (1626–1676), собрав вокруг себя множество последователей, объявил себя мессией, а впоследствии принял ислам. После вероотступничества своего лидера движение раскололось на несколько групп; некоторые из них просуществовали вплоть до XX в. Основным научным трудом по истории этого движения остается книга Г. Шолема: Sсholem G. Sabbatai Sevi. The Mystical Messiah. London, 1973. Критический обзор современных работ по саббатианству см. в книге М. Иделя: Idel M. Messianic mystics. New Haven & London, 1998. P. 183–212.

[3] Балабан М. Ле-толдот ха-тнуа ха-франкит (К истории франкистского движения). Тель-Авив, 1934. 

[4] Kraushaar A. Frank i frankiści polscy. Krakau, 1895; англ. пер.: Kraushar A. Jacob Frank. The end of Sabbatian Heresy. Lanham, 2001.

[5] Scholem G. Ein verschollener jüdischer Mystiker der Aufklärungszeit, E.J. Hirschfeld // Yearbook VII of the Leo Baeck Institute(1962). S. 247–478; idem. Redemption Through Sin // Scholem G. The Messianic Idea in Judaism. N.Y., 1971. P. 78–141, 346–353; idem. The Holiness of Sin // Commentary (N.Y.). Vol. 51, No. 1 (1971). P. 41–70. См. также главу о франкизме в книге: Scholem G. Kabbalah. Jerusalem, 1974. P. 287–310 (русск. пер. публикуется в данном выпуске альманаха «Параллели»).

[6] Księga Słów Pańskich. Ezoteryczne wykłady Jakuba Franka / Oprac. nauk. i koment. J. Doktór. Warszawa, 1997. Vol. 1–2; англ. пер. Х. Леновица (с исправлениями, внесенными в издание Я. Доктора):The Collection of the Words of the Lord [Jacob Frank], edited from the Polish Mss with English translation, notes and corrigenda to the printed editions (http://www.languages.utah.edu/kabbalah/ 2004), e-book. См. также издание «Хроники»: Levine H. (ed.). TheKronika, A Document of Jacob Frank and the Frankist Movement. Jerusalem, 1984.

[7] Doktór J. Jakub Frank i jego nauka. Warszawa, 1991; idem. Śladami Mesjasza-Apostaty. Wrocław, 1998; idem. Jakub Frank, A Jewish Heresiarch and his Messianic Doctrine // Acta Poloniae Historica, 76 (1997). P. 53–74.

[8] Duker A.G. Frankism as a Movement of Polish-Jewish Synthesis // Tolerance and Movements of Religious Dissent in Eastern Europe / Ed. by Bela K. Kiraly. N.Y.–L., 1975. P. 133–164; idem. Polish Frankism’s Duration // Jewish Social Studies. XXV, 4 (Oct. 1963). P. 287–333.

[9] Katz J. Moses Mendelssohn und E.J. Hirschfeld // Bulletin des Leo Baeck Institute. 7 Jahrgang. Nos. 25–28. S. 295–311; idem. The Suggested Relationship between Sabbatianism, Haskalah, and Reform // Katz J. Divine Law in Human Hands. Case Studies in Halakhic Flexibility. Jerusalem, 1998. P. 504–530.

[10] Levine H. Frankism as Worldly Messianism // P. Schaefer & J. Dan (eds.). Gershom Scholem’s Major Trends in Jewish Mysticism 50 Years After. Tübingen, 1993. P. 283–300.

[11] Maciejko P. The development of the Frankist movement in Poland, the Czech lands and Germany (1755–1816). Oxford, 2003.

[12] См. статьи разных авторов о франкизме, помещенные в сборнике: Galas M. (ed.). Duchowność żydovska w Polsce. Kraków, 2000; The Sabbatian movement and its aftermath: Messianism, Sabbatianism and Frankism / Ed. by R. Elior. Jerusalem, 2001 (на иврите и англ. яз.). 

[13] Scholem G. Kabbalah. Jerusalem, 1974. P. 309.

[14] Liebes Y. Studies in Jewish Myth and Jewish Messianism. Albany (N.Y.), 1993. P. 106.

[15] Отдельные аспекты этого вопроса рассматривает Г. Левин: Levine H. Frankism as Worldly Messianism. P. 283–300.

[16] Wolfson E. Re/membering the Covenant: memory, forgetfulness, and the construction of history in the Zohar // Jewish History and Jewish Memory. Essays in Honor of Y.H. Yerushalmi. Hanover & London, 1998. P. 215–246.

[17] Идель М. Женщина в еврейской мистике // Вестник Еврейского Университета в Москве (М.–Иерусалим, 2000), № 3 (21). С. 245–267 (см. особенно с. 254–258); Idel M. Absorbing Perfection: Kabbalah and Interpretation. New Haven & London, 2002. P. 461–469.

[18] Hallamish M. An Introduction to the Kabbalah. Albany, 1999. P. 267–271; Халамиш М. Аспектим ахадим бе-шейлат яхасам шель ха-мекубалим ле-умот ха-олам (Некоторые аспекты вопроса об отношении каббалистов к народам мира) // Философья исраэлит. Тель-Авив, 5753 (1992/93). P. 49–71 (на иврите).

[19] Wolfson E.R. Re/membering the Covenant. P. 214–215.

[20] Ibid. P. 216.

[21] «Сефер ха-Зохар» 2:188b. Цит. по: Wolfson E.R. Re/membering the Covenant. P. 216.

[22] Идель М. Женщина в еврейской мистике. С. 254–258.

[23] Вопрос о возможном влиянии христианских идей и символики на «Сефер ха-зохар» рассматривается в книге Й. Либеса: Liebes Y. Studies in the Zohar. Albany, 1990. P. 139–161.

[24] Wolfson E.R. Re/membering the Covenant. P. 218–220.

[25] Халамиш М. Аспектим ахадим… P. 64, n. 8.

[26] Ibid. P. 54.

[27] Йосеф Гикатила. Шааре Ора. Иерусалим, 1994. Л. 49–52.

[28] Халамиш М. Аспектим ахадим… Р. 55.

[29] Tishby I. The Wisdom of the Zohar. An Anthology of Texts. Vol. 2. London & Washington, 1987. P. 447–458.

[30]Ibid. Vol. 2. P. 449.

[31] По всей вероятности, имеется в виду не только практика ухода в пустыню для изучения Торы, но и рассеяние евреев среди народов Эдома (т.е. христиан).

[32] В одной из книг Я. Эмдена («Сефер Шимуш». Альтона, 1762), знаменитого борца с саббатианством, эта ересь изображена в виде трехглавого чудовища, олицетворяющего смешение иудаизма, христианства и ислама. 

[33] См., например: Sсholem G. Sabbtai Sevi. The Mystical Messiah. London, 1973. P. 914–931.

[34] См.: Liebes Y. Über eine geheime judenchristliche Secte mit sabbalianischen Hintergrund // Hebräische Beiträge zur Wissenschaft der Judenthums Deutsch angezeigt. VI (1990). S. 138–158. Критику взглядов Либеса по этому вопросу см. в книге Д. Рудермана: Ruderman D. Jewish Enlightenment in an English Key. Princeton & Oxford, 2000. P. 166.

[35] См. о нем: Kwasnik-Rabinowicz O. Wolf Eibenschitz // Zeitschrift für die Geschichte der Juden in der Tschechoslowakei (Brünn). No. 4 (1931). S. 267–278.

[36] Doctór Jan. Śladami Mesjasza-Apostaty. P. 122–141.

[37] Księga Słów Pańskich. Vol. 2. P. 157.

[38] Ibid. P.158.

[39] Вопрос об отношении Франка к каббалистической традиции требует более детального рассмотрения. Предварительно можно отметить, что Франк высказывает крайне скептическое отношение к необходимости изучения каббалистических текстов (№ 1088, 2188). Однако изредка он использует каббалистическую символику сфирот (№ 580, 583, 585 и др.), также подчас скептически отзываясь о каббалистических и саббатианских теософских схемах (№ 527, 707).  

[40] Иногда Франк называет его, или его ипостась, Старшим Братом. См. об этом символе в: Dawidowicz K.S. Jakob Frank, der Messias aus dem Ghetto. Frankfurt am Main, 1998. S. 320–325.

[41] Księga Słów Pańskich. Vol. 2, 120, «Dodatek».

[42] Здесь и далее в скобках даны номера речений по упомянутому выше изданию: Księga Słów Pańskich. Warszawa, 1997. Vol. 1–2.

[43] См. № 552, 609, 620 и др.

[44] «Как вы можете открывать свой рот и говорить о Jessod, когда вы даже не знаете, что есть Адам, и не видели ни одного человека в его степени (Адама). И до сих пор в мире нет ни головы, ни рук, ни ног. Если вы увидите истинного Адама, я научу вас, что вам говорить и что вы должны делать…» (585). 

[45] Физическое преображение членов общины – центральная тема в книге Франка. См. об этом, например: № 90, 108, 115, 116, 119 и др. 

[46] См.: №N 36, 38, 47 и др.

[47] См. анализ обширного, хотя и неполного материала на эту тему в книге Клауса Давидовича: Dawidowicz K.S. Jakob Frank, der Messias aus dem Ghetto. S. 297–320.

[48] Выстраивание нового Адама начинается с нижней сфиры – Малхут (Царство). При этом Малхут понимается в том числе как дворы европейских государей, к которым должны приблизиться ученики Франка, чтобы начался мессианский процесс. Интересно, что для Франка были небезразличны реалии политического устройства современной ему Европы, и это политическое устройство включается им в теософские схемы.

[49] Имеется в виду троичный бог-демиург.

[50] Dodatek 2, 120–121.

[51] См. также № 91.

[52] Ср. Ин 1:1.

[53] Имеется в виду Шабтай Цви.

[54] См., например, № 15, где Франк описывает, как он, будучи в Салониках, вынуждал евреев, мусульман и христиан нарушать законы собственных религий.

[55] События, описываемые в трактате Хагига 14. Из четверых, вошедших в Пардес (Бен Зома, Бен Азай, Ахер и р. Акива), лишь о р. Акиве сказано, что он вошел с миром и вышел с миром. Говоря о том, что р. Акива не знал своего конца, Франк, видимо, намекает на его трагическую гибель.

[56] Видимо, Франк имеет в виду, что хотя Дас находится «в Эдоме», но не есть Эдом.

[57] См. также: 2184.

[58] Доказывая, что учение должно быть обращено прежде всего к саббатианам, Франк, развивая саббатианский антиномизм, говорит, что именно они, как наиболее униженные и «наиподлейшие», должны принести в мир свет Избавления (см., например, № 542). Типологически подобные представления можно сопоставить с христианским учением о мытарях.  

[59] Endelman T. Memories of Jewishness: Jewish Converts and their Jewish Pasts // Jewish history and Jewish memory. L., 1998. P. 311–329.

[60] Katz J. Judaism and Christianity against the background of modern secularism // Emancipation and assimilation. Richmond, 1972. P. 114.

[61] Endelman T. Memories of Jewishness // Jewish history and Jewish memory. L., 1998. P. 318.

[62] Так называли крещеных евреев в Польше в конце XIX в. Возможно, это слово происходит от ивритского «мехес» – налог, пошлина.

[63] Zaleski A. Towarzystwo warszawskie: Listy do przyjaciolki. Krakow, 1888. Vol. 1. P. 271. Цит. по: Endelman. Memories of Jewishness. P. 318.

[64] См., например, о хасидизме и саббатианстве: Liebes Y. Studies in Jewish Myth and Jewish Messianism. Albany, 1993.  

[65] См. о связях саббатианства и реформистского движения: Katz J. The Suggested Relationship between Sabbatianism, Haskalah, and Reform // Katz J. Divine Law in Human Hands. Case Studies in Halakhic Flexibility. Jerusalem, 1998. P. 504–530.

[66] Coudert A. Kabbalistic Messianism versus Kabbalistic Enlightenment // M.Goldish & R.Popkin (eds.). Millenarianism and Messianism in Early Modern European Culture: Jewish Messianism in the Early Modern World. Dordrecht, 2001. P. 108.

[67] См. об этом подробнее: Shapira D. Historical-Cultural Background of the Integration of the Dénme in the Ottoman and Republican Turkish elites // Bar-Ilan University Papers on Ottoman Jewry. Ramat-Gan, 2003 (Hebrew; in press); Galas M. Od kabalistycznego Judaismu do rzymskiego Katolicyzmu i od żydowskości do polskości // Galas M. (ed.). Duchowność żydovska w Polsce. P. 265–267.

[68] См. о преследованиях франкистов на территории Польши в первой половине XIX в.: Galas M. Od kabalistycznego Judaismu... P. 266–267.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: