Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие - это направление деятельности органов прокуратуры РФ по обеспечению законности при раскрытии и расследовании преступлений, защиту прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства и обеспечение незамедлительного реагирования на выявление нарушений законов, допущенных при расследовании преступления.
В соответствии с положениями ст. 29 Закона о прокуратуре РФ предмет прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия совпадает с предметом надзора за исполнением законов органов, осуществляющих дознание. Предмет прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, включает в себя: соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, проведение расследования уголовных дел, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими предварительное следствие.
|
|
При этом, содержание прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, полномочия прокурора при осуществлении надзора и особенности взаимодействия прокуратуры с данными органами, при осуществлении надзорных полномочий имеют свою специфику. Суть ее обусловлена положениями ст. 37 УПК РФ и состоит в том, что органы предварительного следствия в сравнении с органами дознания обладают по отношению к прокурору значительно большей самостоятельностью. При осуществлении надзора прокурор не вправе давать следователю обязательные для исполнения письменные указания о направлении расследования по уголовному делу, производстве каких-либо процессуальных действий, отменять незаконные постановления следователя, разрешать отводы, заявленные следователю, а также самоотводы, заявленные следователем. Не вправе прокурор отстранять следователя от дальнейшего производства предварительного следствия и в случае нарушения им требований уголовно-процессуального закона, а также утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу. Прокурор также не вправе давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, допускаемого на основании судебного решения. Указанные выше полномочия согласно действующему уголовно-процессуальному закону являются прерогативой руководителя следственного органа и реализуются в порядке осуществления процессуального контроля.
|
|
Пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, определены Законом о прокуратуре РФ; УПК РФ; ведомственными актами Генерального прокурора РФ. Надзор охватывает законность деятельность всех существующих в РФ органов, осуществляющих предварительное следствие, а также принимаемых ими решений. Также установлены определённые рамки прокурорского надзора. Во-первых, надзор прокурора касается исключительно процессуальных аспектов осуществляется только в рамках УПК и Закона о прокуратуре. Вмешиваться в организационно-распорядительную деятельность органов, проводимых предварительное следствие, прокурор не имеет права: во-вторых, Указания надзирающего прокурора не всегда являются безусловными, так как могут быть обжалованы вышестоящему прокурору.
Целями прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, являются:
- единообразное применение положений уголовно-процессуального закона;
- обеспечение незамедлительного реагирования на выявленные нарушения законов, допущенные органами, осуществляющими предварительное следствие;
- обеспечение защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления, защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения;
- обеспечение раскрытия и расследования преступлений, отнесенных к компетенции органов, осуществляющих предварительное следствие.
- восстановления нарушенных прав участников уголовного судопроизводства и возмещение причиненного вреда.
Закона о прокуратуре РФ не содержит специальную норму регламентирующую предмет прокурорского надзора за исполнением законов указанными органами. Его содержание вытекает из содержания ст. 29 Закона включающей в себя положения о предмете для всего широкого направления прокурорского надзора, регламентированного гл. 3 Закона о прокуратуре.
Прокурорский надзор за исполнением законов органами предварительного следствия решает две задачи: служит средством обеспечения верховенства Конституции и защиты прав и свобод граждан; осуществляет надзор за соблюдением закона, позволяет эффективно проводить уголовное преследование, поскольку в случае нарушения предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством правил проведения следственных действий полученные сведения не будут иметь доказательственного значения.
Задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие: принятие мер, направленных на исполнение органами осуществляющими предварительного следствия требований закона по защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений; принятие мер к обеспечению защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничении ее прав и свобод; надзор за исполнением требований закона при приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях; надзор за соблюдением установленного законом порядка возбуждения уголовных дел; надзор за соблюдением предусмотренных законом мер по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления; надзор за соответствием требованиям закона решений, принимаемых органами осуществляющими предварительное следствие по уголовным делам; надзор за соблюдением условий и порядка проведения следственных и иных процессуальных действий, а в предусмотренных законом случаях — оснований для их проведения; надзор за соблюдением прав потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого и других участников уголовного судопроизводства.
|
|
Объекты надзора - органы, осуществляющие предварительное следствие. В соответствии с ч. 2 ст. 151 УПК РФ предварительное следствие осуществляется только следователями:
1) СК России;
2) органов ФСБ России;
3) органов внутренних дел;
4) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Данный перечень является исчерпывающим.
Субъекты надзора - должностные лица органов, осуществляющих предварительное следствие. К ним относятся: руководитель следственного органа, следователь и следователь-криминалист. Руководитель следственного органа — это должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель (п. 38.1 ст. 5 УПК РФ). Следователь — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ (п. 41 ст. 5 УПК РФ). Следователь-криминалист — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также участвовать по поручению руководителя следственного органа в производстве следственных или иных процессуальных действий или производить отдельные следственные и иные процессуальные действия без принятия уголовного дела к своему производству (п. 40.1 ст. 5 УПК РФ).
Правовое регулирование. Прокурорской надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие регулируется Законом о прокуратуре РФ; УПК РФ; ведомственными актами Генерального прокурора РФ: Приказом Генерального прокурора РФ от 02.06.2011 № 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия»; Приказом от 05.09.2011 № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия»; Приказом от 27.11.2007 № 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве»; Приказом от 15.05.2010 № 209 (в ред. от 09.02.2012) «Об усилении прокурорского надзора в свете реализации национальной стратегии противодействия коррупции»; Приказом от 09.02.2012 № 39 «Об организации надзора за деятельностью Следственного комитета РФ вне уголовно-процессуальной сферы»; Приказом совместно с Минфином РФ от 20.01.2009 № 12/3н «О взаимодействии органов прокуратуры и Министерства финансов РФ при поступлении сведений об обращении в суд гражданина с иском (заявлением) о возмещении вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования»; Указанием от 09.11.2011 № 392/49 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований уголовно-процессуального законодательства о задержании, заключении под стражу и продлении срока содержания под стражей»; Указанием Генерального прокурора России от 19.12.2011 № 433/49 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении подследственности уголовных дел».
|
|