По развитию познавательной деятельности
Для 1 класса (2 год обучения)
III четверть 2019-2020 учебный год
№ | Дата | Тема. | Коррекционный компонент. |
1 | 13.01 15.01 16.01 20.01 22.01 23.01 | Упражнения на развитие психических процессов: «Выбери главное», «Найди подходящий треугольник», «Шумящие коробочки» Упражнения на развитие психических процессов: «Отгадай слова», «Диктант пространственных действий», «Волшебный лес» | Развитие умений выделять существенные признаки, соотносить с образцом. Развитие слуховых ощущений. Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза, пространственных представлений, воображения. |
2 | 27.01 29.01 30.01 03.02 05.02 06.02 | Упражнения на развитие психических процессов: «Шершавые дощечки», «Подбери картинку», «Найди фигуры», «Рукопожатие» Упражнения на развитие психических процессов: «Шумящие коробочки», «Крестики, точки», «Раздели квадрат» | Развитие осязательных ощущений, опосредованной памяти, мышления и мышечных ощущений. Развитие слуховых ощущений, произвольного внимания, наглядно-образного мышления. |
3. | 10.02 12.02 13.02 24.02 26.02 27.02 | Упражнения на развитие психических процессов: «Тяжелые коробочки», «Подбери картинку», «Цветовая угадайка» Упражнения на развитие психических процессов: «Делаем вместе», «Найди отличающихся», «Найди девятый» | Развитие осязательных и зрительных ощущений, опосредованной памяти. Развитие произвольного внимания, мышления. |
4. | 02.03 04.03 05.03 09.03 11.03 12.03 | Упражнения на развитие психических процессов: «Найди слова», «Что изменилось? «Что не изменилось?», «Превращение фигур» Упражнения на развитие психических процессов: «Дорисуй рисунок», «Что здесь изображено?», «Иголка и нитка» | Развитие словесной памяти и произвольного внимания, пространственных представлений. Развитие умения воспроизводить образец. Развитие мышления и двигательной сферы. |
5. | 16.03 18.03 19.03 23.03 25.03 26.03 | Упражнения на развитие психических процессов: «Найди футболистов в одинаковых формах», «Цирк», «Раздели квадрат», «Шершавые дощечки» Упражнения на развитие психических процессов: «Зашифруй предложение», «Цветовая угадайка», «Зеваки» | Развитие мышления, осязательных ощущений. Развитие опосредованной памяти, зрительных ощущений, двигательной сферы. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
|
|
№
Тема занятия
Цель занятия
Содержание занятия
Вводная
Часть
Основная часть
Заключительная часть
1
Диагностика уровня развития памяти и мышления. Исследование школьной мотивации учащихся.
Выявление уровня развития памяти и мышления. Исследование школьной мотивации учащихся.
|
|
· Приветственное слово педагога-психолога, поздравление с началом нового учебного года.
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
· Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»
Выполнение диагностических методик «10 предметов», «Установление последовательности событий», «Исключение лишнего», «Оценка уровня школьной мотивации»
Рефлексия. Подведение итогов занятия.
2
Диагностика уровня развития внимания, воображения и восприятия.
Выявлениеуровня развития внимания, воображения и восприятия.
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
· Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия»
Выполнение диагностических методик «Тест Тулуз-Пьерона», «Дорисовывание фигур», «Собери картинку»
Рефлексия. Подведение итогов занятия.
3
Развитие произвольного внимания, слуховой памяти, наглядно-образного мышления.
Развитие:
· произвольного внимания,
· слуховой памяти,
· наглядно-образного мышления.
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
· Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»
Упражнения на развитие психических процессов: «Подсчитай правильно», «Повтори цифры», «Найди путь»
Рефлексия. Подведение итогов занятия.
4
Развитие умения ориентироваться в пространстве листа, наглядно-образного мышления.
Развитие:
· умения ориентироваться в пространстве листа,
· наглядно-образного мышления.
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
· Упражнение мозговой гимнастики «Точки пространства»
Упражнения на развитие психических процессов: «Куда ускакал зайчик?», «Полянки»
Рефлексия. Подведение итогов занятия.
5
Развитие зрительной памяти, пространственных представлений, произвольности движений.
Развитие:
· зрительной памяти,
· пространственных представлений,
· произвольности средних движений.
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
· Упражнение мозговой гимнастики «Сова»
Упражнения на развитие психических процессов: «Запомни и нарисуй», «Выполняй правильно», «Летает – не летает»
Рефлексия. Подведение итогов занятия.
6
Развитие мышления, вербальной памяти.
Развитие:
· мышления (установление закономерностей на абстрактном материале),
· вербальной памяти.
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
· Упражнение мозговой гимнастики «Качание головой»
Упражнения на развитие психических процессов: «Найди фигуры», «Слова, начинающиеся с одной буквы»
Рефлексия. Подведение итогов занятия.
7
Развитие умения ориентироваться в пространстве листа, логической памяти.
Развитие:
· умения ориентироваться в пространстве листа,
· логической памяти (установление ассоциативных связей),
· тонко координированных движений.
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
· Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия»
Упражнения на развитие психических процессов: «Выше, слева, правее, снизу», «Соседнее, через одно», «Объедини слова», «Сделай бусы», «Вырежи фигурки»
Рефлексия. Подведение итогов занятия.
8
Развитие наглядно-образного мышления, произвольного внимания, мышления.
Развитие:
· наглядно-образного мышления,
· произвольного внимания (устойчивость),
· мышления (процессы синтеза).
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
|
|
· Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия»
Упражнения на развитие психических процессов: «Полянки», «Назови по порядку», «Что здесь изображено?»
Рефлексия. Подведение итогов занятия.
9
Развитие мышления, точности, произвольных движений.
Развитие:
· мышления (установление закономерностей на абстрактном материале),
· мышления (процессы анализа),
· точности произвольных движений.
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
· Упражнение мозговой гимнастики «Заземлитель»
Упражнения на развитие психических процессов: «Найди фигуры», «Раздели на части», «Кто точнее?»
Рефлексия. Подведение итогов занятия.
10
Развитие зрительного восприятия, мышления, слуховых ощущений.
Развитие:
· зрительного восприятия (выделение буквенных форм),
· мышления (процессы анализа),
· слуховых ощущений.
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
· Упражнение мозговой гимнастики «Слон»
Упражнения на развитие психических процессов: «Назови буквы», «Какой? Какая? Какие?», «Шумящие коробочки»
Рефлексия. Подведение итогов занятия.
11
Развитие произвольного внимания и осязательных ощущений.
Развитие:
· произвольного внимания (распределение),
· осязательных ощущений.
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
· Упражнение мозговой гимнастики «Точки мозга»
Упражнения на развитие психических процессов: «Вычеркивай буквы и слушай»,
«Сколько знаков?», «Разложи вслепую»
Рефлексия. Подведение итогов занятия.
12
Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза, зрительной памяти, формирование элементов самоконтроля.
Развитие:
· зрительно-вербального анализа и синтеза,
· зрительной памяти,
· формирование элементов самоконтроля.
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
· Упражнение мозговой гимнастики «Качание икр»
Упражнения на развитие психических процессов: «Отгадай слова», «Нарисуй по памяти», «Запретная цифра»
|
|
Рефлексия. Подведение итогов занятия.
13
Развитие умения подчиняться словесным указаниям взрослого, мышления, двигательной сферы.
Развитие:
· умения подчиняться словесным указаниям взрослого,
· мышления (нахождение общих признаков в несвязанном материале),
· двигательной сферы.
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
· Упражнение мозговой гимнастики «Заземлитель»
Упражнения на развитие психических процессов: «Графический диктант», «Поиск общего»
Рефлексия. Подведение итогов занятия.
14
Развитие пространственного восприятия, наглядно-образного мышления, гибкости мыслительной деятельности.
Развитие:
· пространственного восприятия,
· наглядно-образного мышления,
· гибкости мыслительной деятельности.
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
· Упражнение мозговой гимнастики «Качание головой»
Упражнения на развитие психических процессов: «Найди пирамиду», «Найди кресло», «Полянки», «Заселение дома»
Рефлексия. Подведение итогов занятия.
15
Развитие мышления, непосредственной зрительной памяти.
Развитие:
· мышления (установление закономерностей),
· непосредственной зрительной памяти,
· мышления (процессы анализа).
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
· Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»
Упражнения на развитие психических процессов: «Найди фигуры», «Точно такие», «Раскрась фигуры», «Заполни рисунки»
Рефлексия. Подведение итогов занятия.
16
Развитие пространственных представлений, зрительной и слуховой памяти.
Развитие:
· пространственных представлений,
· зрительной памяти,
· слуховой памяти.
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
· Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»
Упражнения на развитие психических процессов: «Шарики в трубочке», «Найди образец», «Подбери заплатку», «Повтори и добавь»
Рефлексия. Подведение итогов занятия.
17
Развитие умений выделять существенные признаки, соотносить с образцом. Развитие слуховых ощущений.
Развитие:
· умения выделять существенные признаки,
· умения соотносить с образцом,
· слуховых ощущений.
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
· Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения»
Упражнения на развитие психических процессов: «Выбери главное», «Найди подходящий треугольник», «Шумящие коробочки»
Рефлексия. Подведение итогов занятия.
18
Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза, пространственных представлений, воображения.
Развитие:
· зрительно-вербального анализа и синтеза,
· пространственных представлений,
· воображения.
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
· Упражнение мозговой гимнастики «Качание икр»
Упражнения на развитие психических процессов: «Отгадай слова», «Диктант пространственных действий», «Волшебный лес»
Рефлексия. Подведение итогов занятия.
19
Развитие осязательных ощущений, опосредованной памяти, мышления и мышечных ощущений.
Развитие:
· осязательных ощущений,
· опосредованной памяти,
· мышления (установление закономерностей),
· мышечных ощущений (чувство усилия).
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
· Упражнение мозговой гимнастики «Шапка для размышлений»
Упражнения на развитие психических процессов: «Шершавые дощечки», «Подбери картинку», «Найди фигуры», «Рукопожатие»
Рефлексия. Подведение итогов занятия.
20
Развитие слуховых ощущений, произвольного внимания, наглядно-образного мышления.
Развитие:
· слуховых ощущений,
· произвольного внимания (устойчивость, переключение),
· наглядно-образного мышления.
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
· Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия»
Упражнения на развитие психических процессов: «Шумящие коробочки», «Крестики, точки», «Раздели квадрат»
Рефлексия. Подведение итогов занятия.
21
Развитие осязательных и зрительных ощущений, опосредованной памяти.
Развитие:
· осязательных ощущений,
· опосредованной памяти,
· зрительных ощущений.
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
· Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»
Упражнения на развитие психических процессов: «Тяжелые коробочки», «Подбери картинку», «Цветовая угадайка»
Рефлексия. Подведение итогов занятия.
22
Развитие произвольного внимания, мышления.
Развитие:
· произвольного внимания (распределение внимания в условиях коллективной деятельности),
· мышления (умения сравнивать),
· мышления (установление закономерностей).
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
· Упражнение мозговой гимнастики «Качание икр»
Упражнения на развитие психических процессов: «Делаем вместе», «Найди отличающихся», «Найди девятый»
Рефлексия. Подведение итогов занятия.
23
Развитие опосредованной памяти, наглядно-образного мышления и слухового восприятия.
Развитие:
· опосредованной памяти,
· наглядно-образного мышления,
· слухового восприятия.
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
· Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»
Упражнения на развитие психических процессов: «Зашифруй предложение», «Ленточки», «Назови и проверь постукиванием»
Рефлексия. Подведение итогов занятия.
24
Развитие словесной памяти и произвольного внимания, пространственных представлений.
Развитие:
· словесной памяти и произвольного внимания,
· пространственных представлений.
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
· Упражнение мозговой гимнастики «Сова»
Упражнения на развитие психических процессов: «Найди слова», «Что изменилось? «Что не изменилось?», «Превращение фигур»
Рефлексия. Подведение итогов занятия.
25
Развитие умения воспроизводить образец. Развитие мышления и двигательной сферы.
Развитие:
· умения воспроизводить образец,
· мышления (процессы синтеза),
· двигательной сферы (макродвижения).
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
· Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия»
Упражнения на развитие психических процессов: «Дорисуй рисунок», «Что здесь изображено?», «Иголка и нитка»
Рефлексия. Подведение итогов занятия.
26
Развитие мышления, осязательных ощущений.
Развитие:
· мышления (процессы анализа),
· наглядно-образного мышления,
· осязательных ощущений.
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
· Упражнение мозговой гимнастики «Точки пространства»
Упражнения на развитие психических процессов: «Найди футболистов в одинаковых формах», «Цирк», «Раздели квадрат», «Шершавые дощечки»
Рефлексия. Подведение итогов занятия.
27
Развитие опосредованной памяти, зрительных ощущений, двигательной сферы.
Развитие:
· опосредованной памяти,
· зрительных ощущений,
· двигательной сферы (подчинение поведения внешним сигналам).
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
· Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»
Упражнения на развитие психических процессов: «Зашифруй предложение», «Цветовая угадайка», «Зеваки»
Рефлексия. Подведение итогов занятия.
28
Развитие мышления, зрительной непосредственной памяти, мышечных ощущений.
Развитие:
· мышления (операция сравнения),
· зрительной непосредственной памяти,
· мышления (установление закономерностей),
· мышечных ощущений (чувство усилия).
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
· Упражнение мозговой гимнастики «Качание головой»
Упражнения на развитие психических процессов: «Найди одинаковые», «Одинаковое, разное», «Точно такие», «Найди девятый», «Рукопожатие»
Рефлексия. Подведение итогов занятия.
29
Развитие мышления и осязательных ощущений.
Развитие:
· мышления (обобщение наглядного материала),
· мышления (установление закономерностей),
· осязательных ощущений.
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
· Упражнение мозговой гимнастики «Заземлитель»
Упражнения на развитие психических процессов: «Четвертый лишний», «Найди фигуры», «Тяжелые коробочки»
Рефлексия. Подведение итогов занятия.
30
Развитие внутреннего плана действия, зрительной опосредованной памяти, двигательной сферы.
Развитие:
· внутреннего плана действия,
· зрительной опосредованной памяти,
· двигательной сферы (умение быстро затормозить свои движение).
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
· Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»
Упражнения на развитие психических процессов: «Совмести фигуры», «Запомни фигуры», «Замри»
Рефлексия. Подведение итогов занятия.
31
Развитие произвольного внимания, мышления и умения ориентироваться в пространстве листа.
Развитие:
· произвольного внимания (распределение),
· мышления (абстрагирование),
· умения ориентироваться в пространстве листа.
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
· Упражнение мозговой гимнастики «Качание икр»
Упражнения на развитие психических процессов: «Вычеркивай буквы и слушай», «Посмотри вокруг», «Где находится чайник?»
Рефлексия. Подведение итогов занятия.
32
Развитие мышления и зрительного восприятия формы.
Развитие:
· мышления (умение сравнивать),
· мышления (установление закономерностей),
· зрительного восприятия формы.
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
· Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения»
Упражнения на развитие психических процессов: «Найди отличающиеся», «Найди девятый», «Загадочные контуры»
Рефлексия. Подведение итогов занятия.
33
Диагностика уровня развития памяти и мышления.
Выявление уровня развития памяти и мышления.
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
· Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»
Выполнение диагностических методик «10 предметов», «Установление последовательности событий», «Исключение лишнего»
Рефлексия. Подведение итогов занятия.
34
Исследование школьной мотивации.
Выявление учащихся с низким уровнем школьной мотивации.
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
· Упражнение мозговой гимнастики «Сова»
Выполнение диагностической методики «Оценка уровня школьной мотивации».
Рефлексия. Подведение итогов занятия.
35
Диагностика уровня развития внимания, воображения и восприятия.
Выявление уровня развития внимания, воображения и восприятия.
· Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
· Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия»
Выполнение диагностических методик «Тест Тулуз-Пьерона», «Дорисовывание фигур», «Собери картинку»
Рефлексия. Подведение итогов занятия.
V. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу года у обучающихся должны сформироваться следующие умения и навыки:
* эмоционально-чувственное восприятие, сотрудничество;
* чувство единства, умение действовать согласованно;
* готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;
* целостная психолого-педагогическая культура;
* учебные мотивы;
* устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность;
* основные мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, синтез, умение выделять существенные признаки и закономерности);
* адекватное восприятие обучающимися действительности и самого себя.
К концу года у обучающихся должны повыситься:
* уровень работоспособности;
* уровень развития мелкой моторики пальцев рук;
* уровень развития памяти;
* уровень развития внимания;
* уровень развития мышления;
* уровень развития восприятия;
* уровень развития произвольной сферы;
* уровень интеллектуального развития;
* уровень развития воображения;
* уровень развития речевой активности;
* уровень развития познавательной активности.
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
* признавать собственные ошибки;
* анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;
* контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;
* работать самостоятельно в парах, в группах.