По дисциплине «Методология научных исследований»

ВВЕДЕНИЕ

Цели дисциплины: формирование у студентов знаний, умений и навыков по организации проведения научных исследований в области радиотехники

как методологии индустриального проектирования радиотехнических систем.

Практические занятия и самостоятельная работа по дисциплине имеют целью закрепление теоретического материала и формирование навыков организации и оформления результатов научных исследований.

Выполнение практических и самостоятельных работ направлено на формирование следующих компетенций:

1) способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

2) способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);

3)умение отбирать и разрабатывать методы исследования объектов профессиональной деятельности на основе общих тенденций развития программной инженерии (ПК-1).

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Практические занятия проводятся в форме семинаров, рассматриваются и обсуждаются как вопросы по объявленной тематике, так и использование этих материалов при изложении содержания диссертаций магистрантов, при обсуждении материалов используются методы мозгового штурма.

Практическое занятие No 1

по дисциплине «Методология научных исследований»

Фундаментальные и прикладные научные исследования Наука (science)

сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

Непосредственные цели науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет её изучения на основе открываемых ею законов, то есть в широком смысле — теоретическое отражение действительности.

Научное исследование:

·

конкретная форма проведения научной работы, т.е. изучение научными методами конкретного предмета (явления, процесса) с целью получения неизвестных о нем знаний и их дальнейшего полезного использования в практической деятельности.

·

процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний.

·

целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.

Отличительные признаки научного исследования:

·

это обязательно целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач;

·

это процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов.

·

здесь упорядочены, приведены в систему и сам процесс исследования, и его результаты; ему присуща строгая доказательность и последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов.

Фундаментальная наука:

·

область познания, подразумевающая теоретические и экспериментальные научные исследования основополагающих явлений и поиск закономерностей, объясняющих форму, строение, состав, структуру и свойства, протекание процессов;

·

это наука ради науки, часть научно-исследовательской деятельности без определенных коммерческих или и практических целей;

·

это наука, имеющая своей целью создание теоретических концепций и моделей, практическая применимость которых неочевидна.

Задача фундаментальной науки— познание законов,

управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления. Эти законы и структуры изучаются в «чистом виде», как таковые, безотносительно к их возможному использованию. Пример фундаментальной науки — естествознание, оно направлено на познание природы, такой, как она есть сама по себе независимо от того, какое приложение получат его открытия:

освоение космоса или загрязнение окружающей среды. И никакой другой цели естествознание не преследует. Это наука для науки, т.е. познания окружающего мира, открытия фундаментальных законов бытия и приращения фундаментальных знаний. Фундаментальную науку за то, что она развивается главным образом в университетах и академиях наук, часто называют еще академической. Академическая наука, как правило — фундаментальная наука, наука не ради практических приложений, а ради чистой науки. По жизни это часто действительно так, однако "часто" не значит "всегда". Фундаментальные и академические исследования — разные вещи.

Фундаментальные исследования — это такие исследования, которые открывают новые явления и закономерности, это часть научно-исследовательской деятельности, направленная на пополнение общего объема теоретических знаний. Они не имеют заранее определенных коммерческих целей, хотя и могут осуществляться в областях, интересующих или способных заинтересовать в будущем бизнесменов-практиков. К фундаментальным исследованиям относятся экспериментальные и теоретические исследования, направленные на получение новых знаний без какой-либо конкретной цели, связанной с использованием этих знаний. Их результат — гипотезы, теории, методы и т.п.

Фундаментальные исследования могут завершаться рекомендациями по постановке прикладных исследований для выявления возможностей практического использования полученных результатов, научными публикациями и т.д.

Фундаментальные исследования направлены на открытие и изучение новых явлений и законов природы, на создание новых принципов исследования. Их целью является расширение научного знания общества, установление того, что может быть использовано в практической деятельности человека. Прикладная наука ставит перед собой задачу решения определенной технической проблемы обычно в непосредственной связи с материальными интересами общества.

Прикладные исследования:

·

научные исследования, направленные на решение социально-практических проблем;

·

исследования, направленные на получение новых знаний с целью практического их использования для разработки технических нововведений. (Конечным результатом прикладных исследований являются рекомендации по созданию технических нововведений);

·

исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач;

·

исследования, направленные на нахождение способов использования законов природы для создания новых и совершенствования существующих средств и способов человеческой деятельности человека;

·

вид научных исследований, основная цель которых — решение практических проблем.

Прикладные поисковые исследования направлены на установление факторов, влияющих на объект, отыскание путей создания новых технологий и техники на основе способов, предложенных в результате фундаментальных исследований.

Прикладные НИР создаются новые технологии, прорабатываются важные теоретические вопросы и т.п.

Прикладные ОКР являются логическим продолжением НИР и заканчиваются изготовлением макетов и устройств, приборов, программного продукта.

Прикладные исследования включает постановку задачи, предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения задач-аналогов, планирование и организацию эксперимента, проведение эксперимента, анализ и обобщение полученных результатов, внедрение полученных результатов в производство.

Экспериментальные разработки — деятельность, которая основана на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта, и направлена на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование.

По источникам финансирования различают госбюджетные (выполняемые за счет средств госбюджета), хоздоговорные (выполняемые за счет средств договоров с предприятиями и организациями) и инициативные (выполняемые за счет собственных средств).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: