Кемеровская область – один из крупнейших индустриальных регионов России. В силу сырьевой направленности экономики в Кемеровской области основными видами промышленного производства являются добыча угля, металлургическое производство и химическая промышленность. Данные виды экономической деятельности относятся к категории наиболее травмоопасных и вредных производств.
В результате принимаемых мер в Кемеровской области за 10 лет удалось достичь существенного, почти в 2,5 раза, снижения уровня травматизма на производстве, обеспечить системный подход к решению вопросов охраны труда.
Статистические данные свидетельствуют о том, что в течение последних лет показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в Кемеровской областиимеют преимущественно положительную динамику (таблицы 1-4).
Таблица 1
Численность пострадавших в результате несчастных случаев
на производстве со смертельным исходом в 2009-2013 годах
(по данным Государственной инспекции труда в Кемеровской области)
|
|
человек
Территория | Годы | ||||
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Кемеровская область | 120 | 200 | 107 | 92 | 94 |
Таблица 2
Численность пострадавших
в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более в 2009-2013 годах
(по данным Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации)
человек
Территория | Годы | ||||
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Кемеровская область | 2506 | 2887 | 2334 | 2265 | 2286 |
Таблица 3
Количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным
случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего
(по данным Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации)
дней
Территория | Годы | ||||
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Кемеровская область | 88,2 | 82,3 | 94,2 | 84,6 | 83,2 |
Таблица 4
Численность работников с установленным предварительным диагнозом профессионального заболевания по результатам проведения обязательных периодических медицинских осмотров в 2009-2013 годах
(по данным департамента охраны здоровья населения Кемеровской области)
человек
Территория | Годы | ||||
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Кемеровская область | 2467 | 2069 | 1898 | 1773 | 2166 |
Несмотря на положительные результаты, достигнутые в области охраны труда, производственный травматизм остается высоким. В Кемеровской области ежегодно более 2,5 тыс. человек получают производственные травмы и профессиональные заболевания. Уровень производственного травматизма в Кемеровской области превышает среднероссийский более чем в 2 раза, а уровень профессиональной заболеваемости более чем в 8 раз.
|
|
Анализ причин и условий возникновения несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями в Кемеровской области
в 2013 году показывает, что основной причиной их возникновения является неудовлетворительная организация производства работ (58,8 процента).
К другим причинам относятся: нарушение правил дорожного движения (8 процентов), неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест (5,2 процента), нарушение технологического процесса (4,4 процента), недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда (4,4 процента), неприменение средств индивидуальной защиты (3,6 процента), нарушение работником трудового распорядка и дисциплины труда (2 процента), нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств
(1,2 процента), эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования (1,2 процента) и др.
Важным механизмом стимулирования работодателей к контролю и улучшению условий труда на рабочих местах, а также созданию эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда является оценка условий труда на рабочих местах. Анализ проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в 2009-2013 годах (таблицы 5-6) позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на законодательное требование
(статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации) о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, эта процедура работодателями проводится недостаточно активно и не проведена даже на всех рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Таблица 5
Количество рабочих мест,
на которых проведена аттестация рабочих мест по условиям труда
(по данным Государственной инспекции труда в Кемеровской области)
рабочих мест
Территория | Годы | |||
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Кемеровская область | 10566 | 16717 | 24273 | 30045 |
Таблица 6
Удельный вес рабочих мест, на которых проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, в общем количестве рабочих мест
(по данным Государственной инспекции труда в Кемеровской области)
процентов
Территория | Годы | |||
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Кемеровская область | 0,77 | 1,2 | 1,74 | 2,16 |
Анализ удельной численности работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда (таблица 7-9), позволяет сделать вывод о наметившейся тенденции снижения численности работников, занятых во вредных и опасных условиях труда.
Таблица 7
Общая численность работников организаций
(по данным Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации)
человек
Территория | Годы | |||
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Кемеровская область | 1 080 265 | 1 107 279 | 1 066 286 | 1 019 752 |
Таблица 8
Численность работников,
занятых во вредных и (или) опасных условиях труда
(по данным Кемеровостата)
человек
Территория | Годы | |||
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Кемеровская область | 231 016 | 238 000 | 241 901 | 231 538 |
Таблица 9
Удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников организаций
(по данным Кемеровостата)
процентов
Территория | Годы | |||
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Кемеровская область | 66,1 | 67,0 | 68,4 | 66,5 |
Экономические издержки, связанные с неблагоприятными условиями труда, в 2013 году составили:
фактические расходы на компенсации и средства индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, – 6 790,5 млн. рублей;
экономические издержки вследствие потерь рабочего времени – 4 051,2 млн. рублей (экспертная оценка).
В результате контрольно-надзорной деятельности за соблюдением требований трудового законодательства в сфере охраны труда установлено, что наибольшее количество составляют нарушения, связанные с обучением и инструктированием работников по охране труда (32,3 процента). Также выявлены нарушения по вопросам:
|
|
расследования несчастных случаев на производстве – 23,9 процента;
обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты – 10,7 процента;
аттестации рабочих мест по условиям труда – 8,2 процента;
проведения медицинских осмотров – 6,7 процента;
санитарно-бытового обслуживания работников – 1,7 процента;
целевого использования средств на мероприятия по охране труда –
0,9 процента;
обеспечения работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, лечебно-профилактическим питанием, молоком или другими равноценными пищевыми продуктами – 0,8 процента.
В регионе в рамках реализации полномочий по государственному управлению охраной труда проводится работа по совершенствованию нормативной правовой базы в области охраны труда. В Кемеровской области приняты:
Закон Кемеровской области от 04.07.2002 №50-ОЗ «Об охране труда»;
Закон Кемеровской области от 17.01.2006 №7-ОЗ «О мерах по выявлению на территории угледобывающих и горнорудных предприятий лиц, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического и токсического опьянения»;
Закон Кемеровской области от 30.05.2007 №61-ОЗ «Об усилении ответственности за нарушение условий и охраны труда в организациях угольной промышленности»;
распоряжение Губернатора Кемеровской области от 01.12.2006
№149-рг «О межведомственной комиссии по охране труда в Кемеровской области»;
постановление Коллегии Администрации Кемеровской области
от 25.04.2012 №157 «Об утверждении Порядка участия представителей органов исполнительной власти Кемеровской области в расследовании несчастных случаев на производстве»;
постановление Коллегии Администрации Кемеровской области
от 25.03.2014 №127 «Об утверждении Положения о порядке финансирования и расходования средств областного бюджета на реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда»;
|
|
постановление Коллегии Администрации Кемеровской области
от 12.11.2013 №504 «Об утверждении Положения о мониторинге состояния условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Кемеровской области».
Прогноз состояния производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, условий труда, выполненный на основе анализа тенденций по вышеуказанным показателям с учетом прогноза занятости в видах экономической деятельности в среднесрочной перспективе (на основе прогноза трудовых ресурсов), позволяет ожидать следующие изменения в указанной сфере.
За счет прогнозируемого снижения доли занятых в организациях по добыче полезных ископаемых, возможно, продолжится тенденция снижения уровня производственного травматизма и удельного веса работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда.
При этом в связи со старением трудовых ресурсов и активным использованием кадрового потенциала работающих лиц старше трудоспособного возраста возможно увеличение количества работников с установленным диагнозом профессионального заболевания и, как следствие, повышение уровня профессиональной заболеваемости работников.
Приоритеты государственной политики в сфере реализации Подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов, сроков и контрольных этапов реализации Подпрограммы
Важнейшим фактором, определяющим необходимость разработки и реализации Подпрограммы на уровне субъекта Российской Федерации с учетом приоритетных направлений социальных и экономических реформ в Российской Федерации, Стратегии социально-экономического развития на период до 2020 года, является социальная значимость повышения качества жизни и сохранения здоровья трудоспособного населения Кемеровской области.
В соответствии с указанной Стратегией одним из приоритетных направлений деятельности по сохранению здоровья и сокращению смертности населения является принятие мер по улучшению условий и охраны труда работающего населения, профилактике и снижению профессионального риска, а также проведение диспансеризации и профилактических осмотров работающих.
Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года определены приоритетные задачи по сокращению уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к управлению профессиональными рисками, информирования работников о соответствующих рисках, создания системы выявления, оценки и контроля таких рисков, а также за счет экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда.
Распоряжением Губернатора Кемеровской области от 19.07.2010 №113-рг утвержден план мероприятий по реализации в Кемеровской области в 2011-2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, одним из мероприятий которого предусмотрена разработка региональной программы улучшения условий и охраны труда.