Планирование социально-психологического тестирования

 4.2.1  Ректор университета:

  • организует получение от обучающихся информационных согласий;

· утверждает поименные списки обучающихся, составленные по итогам получения от обучающихся информационных согласий.

·  создает комиссию, обеспечивающую организационно-техническое сопровождение тестирования (далее - Комиссия), и утверждает её состав численностью не менее трёх работников организации, включая лиц ответственных за оказание социально-педагогической и психологической помощи обучающимся.

·  утверждает расписания тестирования по группам и аудиториям, обеспечивает соблюдение конфиденциальности при проведении тестирования и хранении результатов тестирования.

4.2.2 Комиссия, назначенная ректором:

· создаёт необходимые условия для проведения тестирования среди обучающихся в образовательном учреждении;

· организует получение от обучающихся информированных согласий в письменной форме об участии в тестировании;

· создает программу социально-психологического тестирования (программа является приложением к приказу ректора о проведении тестирования), включающую следующие структурные элементы:

1) Общие сведения (цель, задачи, основания для проведения работ, даты начала и окончания работ, состав участников, регламентирующие документы, объекты и предмет тестирования);

2) План – график работ (наименование работ, сроки работ, время и место проведения работ с указанием исполнителей).

 

4.2.3 Деятельность Комиссии:

· подготовка проекта приказа, программы и плана – графика тестирования.

В программу социально-психологического тестирования (программа является приложением к приказу ректора о проведении тестирования), включаются следующие структурные элементы:

1) Общие сведения (цель, задачи, основания для проведения работ, даты начала и окончания работ, состав участников, регламентирующие документы, объекты и предмет тестирования);

2) План – график работ (наименование работ, сроки работ, время и место проведения работ с указанием исполнителей);

· при одобрении проекта приказа - утверждение ректором;

· обучение (инструктаж) членов Комиссии. Сроки и объём обучения зависят от степени подготовки членов Комиссии;

· составление анкеты социально-психологического тестирования, необходимых форм для заполнения данными, а также материалов для инструктажа респондентов;

· определение объёма выборки респондентов и её обоснование;

· тиражирование необходимых материалов (при проведении бланковой (на бумажных носителях) методики тестирования;

· подготовка анкеты для электронного тестирования (при компьютерной форме тестирования);

· тестирование, проводимое в любой форме (бланковой или компьютерной) предполагает заполнение анкеты (опросных листов), содержащих вопросы, целью которых является определение вероятности вовлечения обучающихся в незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ;

· тестирование является письменным;

· подготовка аудиторий для проведения соответствующих мероприятий;

· перечисление работ по анализу необходимой отчётности, анкетированию, опросу, тестированию и т.п.

 

Порядок проведения социально-психологического тестирования

· при проведении тестирования в каждой аудитории присутствует член Комиссии;

· перед началом проведения тестирования члены Комиссии проводят инструктаж обучающихся, участвующих в тестировании, в том числе информируют об условиях тестирования и его продолжительности;

· с целью обеспечения конфиденциальности результатов тестирования во время его проведения не допускается свободное общение между обучающимися, участвующими в тестировании, перемещение по аудитории;

· каждый обучающийся, участвующий в тестировании, имеет право в любое время отказаться от тестирования, поставив об этом в известность члена Комиссии.

 4.4  Оформление результатов  социально-психологического тестирования

· по завершению тестирования члены Комиссии комплектуют обезличенные заполненные анкеты на бумажном носителе, а в случае заполнения анкет в электронной форме допускается их размещение на внешних носителях информации;

· результаты тестирования, комплектуются по группам, в которых обучаются обучающиеся и упаковываются членами Комиссии в пакеты;

· на лицевой стороне пакетов с результатами тестирования указываются: наименование организации, её место нахождения; количество обучающихся, принявших участие в тестировании, а также группа, в которой они обучаются; дата и время проведения тестирования; ставятся подписи всех членов Комиссии с расшифровкой фамилии, имени и отчества;

· руководитель организации в течение трех рабочих дней со дня проведения тестирования обеспечивает направление в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, на территории которого находится организация, акт передачи результатов тестирования - в Департамент научно-технологической политики и образования Минсельхоза России;

· руководитель организации обеспечивает хранение до момента отчисления обучающихся из организации информационных согласий в условиях, гарантирующих конфиденциальность и невозможность несанкционированного доступа к ним.

· обсуждение результатов социально-психологического тестирования студентов университета на Учёном совете университета при получении информации о результатах исследования, рекомендаций от Департамента научно-технологической политики и образования Минсельхоза России;

· подготовка Плана профилактической работы по предупреждению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ среди студентов Университета;

· информирование заинтересованных сторон о результатах социально-психологического тестирования, с учетом конфиденциальности исследования;

Требования к составлению анкеты социально-психологического

Тестирования

 

4.5.1 При составлении теста необходимо учитывать следующие основные требования [2, 6, 14]:

· объем теста обычно содержит не более 25-30 вопросов, включая социально-демографический блок;

· количество открытых вопросов, как и количество альтернатив в закрытых вопросах, должно быть минимальным;

· формулировка вопросов должны быть достаточно просты и рассчитаны на чтение, а не воспроизводство вслух.

· заполнение теста должна быть простым и полностью объяснённым в инструкции к анкете;

· время, затраченное на всю процедуру тестирования (раздача, заполнение, сбор), обычно составляет 0,5 – 0,75 часа;

· до проведения тестирования его необходимо обязательно апробировать.

4.5.2 Принципы построения теста [2, 6, 14]:

· необходимо учитывать особенности восприятия респондентом текста теста;

· необходимо учитывать факт взаимного влияния ответов на разные вопросы. Одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дают разную информацию;

· смысловые блоки опросного листа должны быть примерно одного объёма.

· построения вопросов теста по степени их трудности должен удовлетворять следующему принципу: вначале идут простые вопросы, затем - более сложные, а в конце – наиболее сложные вопросы (один-два), после чего – социально-демографический блок.

4.5.3 Композиция теста

Теста состоит из трех частей [2, 6, 14].

Вступительная часть – обращение к респонденту, содержащее также инструкцию по заполнению теста.

В ней содержится информация о цели исследования, подчеркивается важность темы и значимость мнения респондента по данному вопросу, а также форма проводимого опроса и использование полученных данных в обобщенном виде.

Максимальный объем вступления – полстраницы, текст должен располагаться посередине. Отдельной строкой внизу текста выделяется благодарность за участие в исследовании.

Основная часть содержит вопросы по теме исследования.

В заключительной части формулируется благодарность за участие в виде уважительной фразы, расположенной по центру последней страницы теста. Если есть возможность сообщить о форме использования результатов исследования, это должно быть обязательно выполнено.

Между основной и заключительной частями теста располагается социально-демографический блок, содержащий вопросы, касающиеся личности респондента. Но этот блок может располагаться перед основной частью.

Он содержит следующие признаки, позволяющие проводить классификацию респондентов:

· пол;

· возраст;

· уровень образования;

· семейное положение;

· вид профессиональной деятельности;

· место жительства.

 4.5.4 Повышению достоверности ответов способствует соблюдение следующих требований:

· респонденту должна быть обеспечена возможность уклониться от ответа, выразить неопределённое мнение. Для этого нужно предусмотреть варианты ответов «затрудняюсь ответить», «когда как», «бывает по-разному» и другие;

· вопросы не должны содержать в своей формулировке явных или неявных подсказок;

· при формулировке оценочных вопросов и вариантов ответов необходимо следить за тем, чтобы положительные и отрицательные суждения были сбалансированы;

· перечни положительных и отрицательных суждений обычно располагают в виде двух параллельных столбцов, образуя сбалансированную шкалу оценок;

· необходимо учитывать возможности памяти респондента, его способность к анализу и обобщению собственных поступков. Это важно, в частности, при построении вопросов о затратах времени на различные виды занятий, их регулярности и периодичности.

4.5.5 Оформление (расположение текста, вид и размер кегля шрифта) анкеты должны отвечать требованиям простоты и удобства работы. Нежелательно применять размер кегля менее 10.

Все смысловые разделы начинаются особыми вступительными пояснениями, которые выделяются шрифтом. Вопросы сопровождаются чёткой инструкцией по возможным ответам.

Нельзя разрывать текст, относящийся к одному вопросу: вся конструкция вопроса располагается на одной полосе.

Все вопросы нумеруются по порядку, а варианты ответов обозначают буквами или цифрами в скобках.

Желательно применять разнообразные шрифты при наборе вводных замечаний к серии вопросов, самих вопросов, инструкции по заполнению ответов на вопросы, вариантов ответов.

 

 

Ответственность

 

5.1Проректор по социальным вопросам и воспитательной работе несёт ответственность за проведение и контроль исполнения работ по социально-психологическому тестированию обучающихся университета.

5.2 Начальник управления по режиму и безопасности несет ответственность:

· за организацию и проведение социально-психологического тестирования обучающихся университета;

· за своевременный обмен информацией между участниками работ и взаимодействие с курирующем органом;

· за сохранность материалов по социально-психологическому тестированию и невозможность несанкционированного доступа к ним

Члены Комиссии, непосредственно участвующие в работах по социально-психологическому тестированию, несут ответственность:

· за организацию и проведение социально-психологического тестирования в рамках своей деятельности в соответствии с программой и планом работ;

· за своевременное предоставление необходимых материалов и их достоверность;

· за составление итоговых документов по социально-психологическому тестированию.

 


 

Список использованных источников

 

[1] Cайт ФГБОУ ГУЗ «СМК ГУЗ» [Электронный ресурс]: http://www.guz.ru/ (дата обращения 29.04.2020).

[2] Социология: учебник / В.Н. Лавриненко, О.А. Останина, Л.М. Путилова [и др.]; науч. Ред В.Н. Лавриненко. 4-е изд.,перераб. и доп. – М.: Проспект, 2014. – 480 с.

[3] Руководство по риск – менеджменту / Д.А. Марцинковский, А.В. Владимирцев, О.А. Марцинковский; Ассоц. по сертификации «Русский регистр» [Текст] – Санкт-Петербург: Береста, 2007. – 331 с.

[4] Азарьева В.В., Горленко О.А., Григорьев В.М., Круглов В.И., Прокопов Н.И., Соболев В.С., Степанов И.В., Степанов С.А., Шапошников С.А., Ященко В.В. Краткий терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования. [Текст]  СПб.: ПИФ.com, 2007 – 44 с.

[5] Кравченко А.И. Григорян А.Ф. Социология. [Текст] Учебник. – М.: ПБЮЛ. 2001. – 434 с.

[6] Колчинская В.Ю. Анализ данных в социологии: Учебное пособие. [Текст] – Челябинск: - Изд-во ЮУрГУ, 2006 - 84 с.

[7] Роль студентов в процессе гарантии качества. Отчет ENQA. 07.07.2009. [Электронный ресурс] http://akvobr.ru/rol_studentov_v_processe_garantii_kachestva.html (дата обращения 01.03.2020).

[8] Мониторинг соблюдения законодательства в области образования аграрными вузами. Методические материалы [Текст] / Общ. Ред.: Широкорад И.И. – м.: ГУЗ, 2017. - 608 с.

[9] Салпагарова А. У. Психологические условия удовлетворенности студента образовательными услугами вуза: [Электронный ресурс] / http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/123626.html (Дата обращения 03.04.2020).

[10] Новикова С.С. Введение в прикладную социологию. Анкетирование: Учеб. пособ. [Текст] – М.: «СпортАкадемПресс», 2000. – 34 с.

[11] Применение опросных методов исследования (беседа, интервью, анкетирование) [Электронный ресурс] / http://userdocs.ru/psihologiya/2531/index.html?page=6.

[12] Выборочный метод в социологии Методическое пособие: [Электронный ресурс] / http://rudocs.exdat.com/docs/index-340843.html?page=5 (Дата обращения 09.04.2020).

[13] Как провести самообследование? Мониторинг эффективности и SWOT - анализ. Наводнов В.Г. [Электронный ресурс] Национальный центр ПОА ОП. Йошкар-Ола, 2013. – 86 с. www.ncpa.ru (дата обращения 02.03.2018).

[14] Березин И.С. Опрос и анкетирование. Элитариум: [Электронный ресурс] / http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/123626.html (Дата обращения 09.04.2020).




Лист согласования

Разработано:

 

Проректор по социальным вопросам

и воспитательной работе                                                       Н.И. Иванов

 

Начальник Управления по режиму

и безопасности                                                                               Е.С. Титов

 

Инженер ОУКО – ведущий аудитор                              В.М. Григорьев

Согласовано:

Начальник ОУКО                                                                М.В. Борисова

 

Начальник УМУ                                                                   В.К. Комарова

Экспертиза проведена:

 

Инженер ОУКО                                                                   Е.А. Счастливецкая



Приложение А

(обязательное)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: